Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
www.soft-outsourcing.com). Будем надеяться, что такой процесс консолидации сделает российскую индустрию программирования более заметной силой на международном рынке.
Большинство крупных западных компаний представлены в России по крайней мере офисом по продажам, а некоторые решились на еще более ответственный шаг и открыли здесь собственные программные подразделения. Практически все эти компании сообщают об отличных результатах:
Список можно продолжить, главное, что все эти компании считают свои проекты успешными [4]. Ключевыми преимуществами российских центров разработки являются большие технические способности и творческий подход российских профессионалов.
В стране исторически сложилось три основных центра программирования: Москва, Петербург и Новосибирск. Среди прочих городов с развитой индустрией программирования следует отметить Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь и Саров.
В Москве сосредоточены основные денежные потоки, а также менеджмент страны и практически всех крупных российских компаний, поэтому многие здешние компьютерные компании ориентированы на внутренний рынок (хотя есть и исключения, например, Luxoft, VDI и Auriga).
Петербург расположен в непосредственной близости от североевропейских стран, что превратило его в один из многообещающих центров глобального программирования. Здесь расположены десятки аутсорсинговых компаний, насчитывающих от 50 до 250 человек.
Новосибирск был с самого начала спланирован как город, ориентированный на науку — предполагалось, что ему удастся стать достойным противовесом научным центрам в европейской части России. К сожалению, российская наука испытывает сейчас не лучшие времена, поэтому происходит постепенная переориентация исследователей на разработку бизнес-приложений. Однако географическая удаленность и проблемы с телекоммуникациями в Сибири являются серьезными барьерами на этом пути.
Практически все программные компании в России начинались с небольшой группы квалифицированных программистов. Чаще всего, на этом этапе вопросы качества вообще специально не рассматривались — компании в основном полагались на профессионализм отдельных сотрудников. Однако по мере роста возникали все новые и новые проблемы, связанные с качеством программных продуктов и процессов. Поэтому сегодня большинство российских компаний (особенно работающих с западными заказчиками) понимают важность обеспечения качества. За последние несколько лет рынок услуг, связанных с качеством, значительно вырос. Еще три-четыре года назад ни в одной российской компании не было внутренней программы улучшения качества, а сегодня десятки компаний уже получили сертификат соответствия стандарту ISO 9001, многие планируют сертификацию на следующие несколько лет.
Работы по обеспечению качества в России чаще всего основываются на ISO 9001, который еще в советские времена был положен в основу национального стандарта ГОСТ ИСО Р 9001. На сегодняшний день ISO 9001 по-прежнему остается наиболее доступным из всех программных стандартов: существует множество сертифицирующих органов (как национальных, так и международных) и множество курсов по ISO 9001. Прочие стандарты менее популярны и прежде всего по причине их недостаточной распространенности и высокой стоимости сертификации. Многие российские компании планируют сертификацию по стандарту СММ, однако еще ни одна из них еще не достигла этого; среди подразделений западных компаний необходимо отметить лабораторию Motorola в Петербурге, достигшую пятого уровня СММ.
Развитие российской индустрии программирования затруднено целым рядом проблем. Самая большая трудность — это компьютерное пиратство. 88% используемых в России программ являются нелицензионными (в среднем по миру — 36%). Только Вьетнам, Китай и ряд стран бывшего СССР имеют еще худшие показатели по этой проблеме. Некоторые компании пытаются избежать столкновения с этой проблемой путем ориентации создаваемых продуктов на западный рынок. Этот подход (известный также как «скандинавская» или «израильская» модель) представляется очень многообещающей, так как из-за разницы в уровне цен на исходном и целевом рынке финансовый результат может многократно превышать затраты. Единственная проблема заключается в том, что требуются значительные начальные финансовые вложения, отсутствующие у большинства российских компаний. Финансовый рынок в России также недостаточно развит для того, чтобы поддерживать подобные проекты. Поэтому, несмотря на целый ряд примеров успешной реализации подобной модели (например, антивирусная система AVP или графические средства, разработанные компанией ParaGraph и приобретенные впоследствии Silicon Graphics), все еще неясно, станет ли эта модель массовой в России.
Еще одна проблема, затрагивающая все отрасли России, — неразвитая инфраструктура. Почта, транспорт, муниципальные услуги либо ненадежны, либо просто плохи в большинстве регионов, может быть, за исключением отдельных крупных городов. Естественно, это затрудняет работу всех предприятий, зависящих от инфраструктуры. Например, расцвет электронной коммерции во всем мире практически не затронул России: очень мало людей владеют и пользуются кредитными картами, лишь 6,3% всего населения имеют доступ к Сети, и, наконец, почта крайне ненадежна. Только с телефонизацией дела обстоят относительно хорошо — в России насчитывается 21,3 телефонных аппарата на 100 жителей, что, конечно, значительно хуже, чем 59,5 для промышленно развитых стран, но все-таки лучше, чем среднемировое значение 15,1.
Наконец, российская индустрия глобального программирования страдает от неадекватного имиджа России за рубежом. В погоне за сенсациями ряд статьей в западной прессе освещает такие «неаппетитные» темы: отмывание денег, природные и техногенные катастрофы или русская мафия. В результате, российские компании вынуждены начинать свой маркетинг с нейтрализации бытовых мифов.
До недавнего времени российское правительство игнорировало программную индустрию, однако сегодня индустрия уже заслуживает некоторого внимания. Господдержка может изменить положение, так как многие проблемы, требующие решения, не ограничены рамками индустрии программирования, а скорее являются проблемами российского общества в целом. Такие проблемы невозможно решить без активного участия государства на всех уровнях.
Существуют также законодательные проблемы, мешающие развитию отрасли. Многие законы, в частности, законы об интеллектуальной собственности, экспорте программного обеспечения и налогообложении, требуют постоянного внимания. Увы, даже современные законы, теоретически адекватно регулирующие отношения в той или иной области, зачастую очень плохо работают на практике. Скажем, очень трудно добиться соблюдения существующих законов об охране авторских прав и компьютерном пиратстве.
Опыт Индии и Ирландии показывает, что режим наибольшего благоприятствования для индустрии программирования может привести к скачку в развитии индустрии и увеличению доходов в этой области. Вместе с тем, среди руководителей российских программных компаний широко распространено мнение о том, что индустрия в целом не нуждается в освобождении от налогов или каких-то других формах прямой поддержки. Что действительно нужно от государства на данном этапе — это решение общих инфраструктурных проблем.
И все же отношение к программированию постепенно меняется. Например, в июле 2000 года Россия подписала так называемую «окинавскую хартию», в которой подчеркивается особая значимость компьютерных технологий для развития современного информационного общества. Этот вопрос также отражен в федеральной программе «Электронная Россия»; развитие компьютерной индустрии названо в ней одним из наиболее приоритетных направлений страны на ближайшее десятилетие. Будем надеяться, что эти планы действительно будут претворены в жизнь.
Пример развития программирования в индустрии 4.0 в России
Беспилотные автомобили Яндекса — самоуправляемые транспортные средства, разрабатываемые инженерами Яндекса с 2017 года.
Автомобили оснащены системой автономного управления и способны самостоятельно перемещаться, соблюдая правила дорожного движения и объезжая препятствия, а также планировать маршрут с учетом действий других участников движения.
К середине 2021 года автопарк Яндекса составил 170 беспилотных автомобилей, а общий пробег по дорогам России, Израиля и США — более 13 млн км.
В Morgan Stanley оценили бизнес Яндекса по созданию беспилотных автомобилей в $7 млрд, указав, что компания успешно конкурирует с решениями от Google и General Motors.
Рисунок 2.3 – Беспилотный автомобиль Яндекса в Москве 2021г.
История
Яндекс начал развивать направление беспилотных автомобилей с 2017 года. Испытания первых прототипов начались в мае 2017 года, а июне 2017 года компания впервые опубликовала первое видео, демонстрирующее свои разработки.
В феврале 2018 года Яндекс показал тесты беспилотного автомобиля на улицах Москвы после сильного снегопада.
В июне 2018 года автомобиль Яндекса совершил первую междугороднюю поездку. Он проехал в автономном режиме 780 км от Москвы до Казани за 11 часов.
В августе 2018 года Яндекс запустил в тестовом режиме сервис роботакси в наукограде Иннополисе. Сервис доступен для жителей города: беспилотное такси можно вызвать через приложение Яндекс.Такси. Поездки проходят с пустым водительским креслом, инженер-испытатель занимает пассажирское место. К осени 2021 года было совершено уже около 20 тысяч поездок.
В декабре 2018 года компания получила разрешение от Министерства транспорта Израиля на испытания своего беспилотного автомобиля на дорогах общего пользования. С этого момента здесь также тестируются автомобили Яндекса.
В конце 2018 года Яндекс получил лицензию на эксплуатацию автономных транспортных средств на дорогах общего пользования в штате Невада, США. В начале 2019 года беспилотный автомобиль Яндекса был впервые представлен на международной выставке CES в Лас-Вегасе. Во время выставки автомобили компании ездили по улицам города без инженера за рулем.
В сентябре 2019 года автономные автомобили Яндекса проехали 1 миллион километров по дорогам общего пользования. Еще через месяц Яндекс объявил о прохождении дистанции в 1 миллион миль. Яндекс стал пятой в мире компанией, объявившей о преодолении рубежа в миллион миль, после Waymo, GM Cruise, Baidu и Uber.
В январе 2020 года беспилотные автомобили Яндекса вновь были продемонстрированы во время выставки CES в Лас-Вегасе. Яндекс стал единственным производителем, который предлагал гостям проехать по городу в автономном режиме без человека за рулем.
Западные компании в России
Большинство крупных западных компаний представлены в России по крайней мере офисом по продажам, а некоторые решились на еще более ответственный шаг и открыли здесь собственные программные подразделения. Практически все эти компании сообщают об отличных результатах:
-
Motorola открыла лабораторию с небольшой группой программистов в Петербурге в 1993 году, сейчас в ней работает более 200 программистов; -
Sun Microsystems начала работать в России более 10 лет назад; на сегодняшний день в Москве и Петербурге работают более 300 сотрудников, принимающих участие в разработке новых продуктов и сопровождении существующих; -
Intel открыла свою лабораторию в Нижнем Новгороде в 1993 году; сегодня в этом подразделении работает около 200 программистов, планируется увеличить их число до 500 [9]; -
SAP при поддержке компании Siemens Business Services развернула в Петербурге подразделение из 40 программистов, численность которых планируется довести до 100.
Список можно продолжить, главное, что все эти компании считают свои проекты успешными [4]. Ключевыми преимуществами российских центров разработки являются большие технические способности и творческий подход российских профессионалов.
Центры программирования
В стране исторически сложилось три основных центра программирования: Москва, Петербург и Новосибирск. Среди прочих городов с развитой индустрией программирования следует отметить Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь и Саров.
В Москве сосредоточены основные денежные потоки, а также менеджмент страны и практически всех крупных российских компаний, поэтому многие здешние компьютерные компании ориентированы на внутренний рынок (хотя есть и исключения, например, Luxoft, VDI и Auriga).
Петербург расположен в непосредственной близости от североевропейских стран, что превратило его в один из многообещающих центров глобального программирования. Здесь расположены десятки аутсорсинговых компаний, насчитывающих от 50 до 250 человек.
Новосибирск был с самого начала спланирован как город, ориентированный на науку — предполагалось, что ему удастся стать достойным противовесом научным центрам в европейской части России. К сожалению, российская наука испытывает сейчас не лучшие времена, поэтому происходит постепенная переориентация исследователей на разработку бизнес-приложений. Однако географическая удаленность и проблемы с телекоммуникациями в Сибири являются серьезными барьерами на этом пути.
Вопросы качества
Практически все программные компании в России начинались с небольшой группы квалифицированных программистов. Чаще всего, на этом этапе вопросы качества вообще специально не рассматривались — компании в основном полагались на профессионализм отдельных сотрудников. Однако по мере роста возникали все новые и новые проблемы, связанные с качеством программных продуктов и процессов. Поэтому сегодня большинство российских компаний (особенно работающих с западными заказчиками) понимают важность обеспечения качества. За последние несколько лет рынок услуг, связанных с качеством, значительно вырос. Еще три-четыре года назад ни в одной российской компании не было внутренней программы улучшения качества, а сегодня десятки компаний уже получили сертификат соответствия стандарту ISO 9001, многие планируют сертификацию на следующие несколько лет.
Работы по обеспечению качества в России чаще всего основываются на ISO 9001, который еще в советские времена был положен в основу национального стандарта ГОСТ ИСО Р 9001. На сегодняшний день ISO 9001 по-прежнему остается наиболее доступным из всех программных стандартов: существует множество сертифицирующих органов (как национальных, так и международных) и множество курсов по ISO 9001. Прочие стандарты менее популярны и прежде всего по причине их недостаточной распространенности и высокой стоимости сертификации. Многие российские компании планируют сертификацию по стандарту СММ, однако еще ни одна из них еще не достигла этого; среди подразделений западных компаний необходимо отметить лабораторию Motorola в Петербурге, достигшую пятого уровня СММ.
Проблемы и перспективы
Развитие российской индустрии программирования затруднено целым рядом проблем. Самая большая трудность — это компьютерное пиратство. 88% используемых в России программ являются нелицензионными (в среднем по миру — 36%). Только Вьетнам, Китай и ряд стран бывшего СССР имеют еще худшие показатели по этой проблеме. Некоторые компании пытаются избежать столкновения с этой проблемой путем ориентации создаваемых продуктов на западный рынок. Этот подход (известный также как «скандинавская» или «израильская» модель) представляется очень многообещающей, так как из-за разницы в уровне цен на исходном и целевом рынке финансовый результат может многократно превышать затраты. Единственная проблема заключается в том, что требуются значительные начальные финансовые вложения, отсутствующие у большинства российских компаний. Финансовый рынок в России также недостаточно развит для того, чтобы поддерживать подобные проекты. Поэтому, несмотря на целый ряд примеров успешной реализации подобной модели (например, антивирусная система AVP или графические средства, разработанные компанией ParaGraph и приобретенные впоследствии Silicon Graphics), все еще неясно, станет ли эта модель массовой в России.
Еще одна проблема, затрагивающая все отрасли России, — неразвитая инфраструктура. Почта, транспорт, муниципальные услуги либо ненадежны, либо просто плохи в большинстве регионов, может быть, за исключением отдельных крупных городов. Естественно, это затрудняет работу всех предприятий, зависящих от инфраструктуры. Например, расцвет электронной коммерции во всем мире практически не затронул России: очень мало людей владеют и пользуются кредитными картами, лишь 6,3% всего населения имеют доступ к Сети, и, наконец, почта крайне ненадежна. Только с телефонизацией дела обстоят относительно хорошо — в России насчитывается 21,3 телефонных аппарата на 100 жителей, что, конечно, значительно хуже, чем 59,5 для промышленно развитых стран, но все-таки лучше, чем среднемировое значение 15,1.
Наконец, российская индустрия глобального программирования страдает от неадекватного имиджа России за рубежом. В погоне за сенсациями ряд статьей в западной прессе освещает такие «неаппетитные» темы: отмывание денег, природные и техногенные катастрофы или русская мафия. В результате, российские компании вынуждены начинать свой маркетинг с нейтрализации бытовых мифов.
Поддержка государства
До недавнего времени российское правительство игнорировало программную индустрию, однако сегодня индустрия уже заслуживает некоторого внимания. Господдержка может изменить положение, так как многие проблемы, требующие решения, не ограничены рамками индустрии программирования, а скорее являются проблемами российского общества в целом. Такие проблемы невозможно решить без активного участия государства на всех уровнях.
Существуют также законодательные проблемы, мешающие развитию отрасли. Многие законы, в частности, законы об интеллектуальной собственности, экспорте программного обеспечения и налогообложении, требуют постоянного внимания. Увы, даже современные законы, теоретически адекватно регулирующие отношения в той или иной области, зачастую очень плохо работают на практике. Скажем, очень трудно добиться соблюдения существующих законов об охране авторских прав и компьютерном пиратстве.
Опыт Индии и Ирландии показывает, что режим наибольшего благоприятствования для индустрии программирования может привести к скачку в развитии индустрии и увеличению доходов в этой области. Вместе с тем, среди руководителей российских программных компаний широко распространено мнение о том, что индустрия в целом не нуждается в освобождении от налогов или каких-то других формах прямой поддержки. Что действительно нужно от государства на данном этапе — это решение общих инфраструктурных проблем.
И все же отношение к программированию постепенно меняется. Например, в июле 2000 года Россия подписала так называемую «окинавскую хартию», в которой подчеркивается особая значимость компьютерных технологий для развития современного информационного общества. Этот вопрос также отражен в федеральной программе «Электронная Россия»; развитие компьютерной индустрии названо в ней одним из наиболее приоритетных направлений страны на ближайшее десятилетие. Будем надеяться, что эти планы действительно будут претворены в жизнь.
Пример развития программирования в индустрии 4.0 в России
Беспилотные автомобили Яндекса — самоуправляемые транспортные средства, разрабатываемые инженерами Яндекса с 2017 года.
Автомобили оснащены системой автономного управления и способны самостоятельно перемещаться, соблюдая правила дорожного движения и объезжая препятствия, а также планировать маршрут с учетом действий других участников движения.
К середине 2021 года автопарк Яндекса составил 170 беспилотных автомобилей, а общий пробег по дорогам России, Израиля и США — более 13 млн км.
В Morgan Stanley оценили бизнес Яндекса по созданию беспилотных автомобилей в $7 млрд, указав, что компания успешно конкурирует с решениями от Google и General Motors.
Рисунок 2.3 – Беспилотный автомобиль Яндекса в Москве 2021г.
История
Яндекс начал развивать направление беспилотных автомобилей с 2017 года. Испытания первых прототипов начались в мае 2017 года, а июне 2017 года компания впервые опубликовала первое видео, демонстрирующее свои разработки.
В феврале 2018 года Яндекс показал тесты беспилотного автомобиля на улицах Москвы после сильного снегопада.
В июне 2018 года автомобиль Яндекса совершил первую междугороднюю поездку. Он проехал в автономном режиме 780 км от Москвы до Казани за 11 часов.
В августе 2018 года Яндекс запустил в тестовом режиме сервис роботакси в наукограде Иннополисе. Сервис доступен для жителей города: беспилотное такси можно вызвать через приложение Яндекс.Такси. Поездки проходят с пустым водительским креслом, инженер-испытатель занимает пассажирское место. К осени 2021 года было совершено уже около 20 тысяч поездок.
В декабре 2018 года компания получила разрешение от Министерства транспорта Израиля на испытания своего беспилотного автомобиля на дорогах общего пользования. С этого момента здесь также тестируются автомобили Яндекса.
В конце 2018 года Яндекс получил лицензию на эксплуатацию автономных транспортных средств на дорогах общего пользования в штате Невада, США. В начале 2019 года беспилотный автомобиль Яндекса был впервые представлен на международной выставке CES в Лас-Вегасе. Во время выставки автомобили компании ездили по улицам города без инженера за рулем.
В сентябре 2019 года автономные автомобили Яндекса проехали 1 миллион километров по дорогам общего пользования. Еще через месяц Яндекс объявил о прохождении дистанции в 1 миллион миль. Яндекс стал пятой в мире компанией, объявившей о преодолении рубежа в миллион миль, после Waymo, GM Cruise, Baidu и Uber.
В январе 2020 года беспилотные автомобили Яндекса вновь были продемонстрированы во время выставки CES в Лас-Вегасе. Яндекс стал единственным производителем, который предлагал гостям проехать по городу в автономном режиме без человека за рулем.