Файл: Перспективные научные направления в области безопасности жизнедеятельности. Педагогические и организационные мероприятия, тренингкурсы обучения различной категории слушателей основам безопасности жизнедеятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
• современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
• групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
• программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
4. Тренинг-курсы обучения различной категории слушателей основам
безопасности жизнедеятельности
Цель тренинг-курса по изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - освоение теоретических знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приобретение умений применять эти знания в профессиональной и иной деятельности и формированию необходимых компетенций.
Основная задача тренинг-курса учебной дисциплины - приобретение знаний и умений, необходимых для:
-создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
-идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
-обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
-принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
-прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Тренинг-курс состоит из следующих разделов:
1. БЖД. Основные понятия, определения.
2. Чрезвычайная ситуация.
3. Рациональные условия жизнедеятельности. Здоровый образ жизни
4. Первая медицинская помощь
5. Экологическая безопасность
6. Пожар
7. Электробезопасность
8. Экстремизм. Терроризм.
9. Итоговое испытание.
Целевая аудитория
Тренинг-курс рассчитан на студентов среднего и высшего профессионального образования, а так же учителей образовательных учреждений.
Для чего предназначен тренинг-курс:
Освоение курса направлено на освоение теоретических знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приобретение умений применять эти знания в профессиональной и иной деятельности, а так же формированию необходимых компетенций.
В результате успешного обучения на тренинг-курсе слушатель будет:
Знать основные требования техники безопасности и правила профилактики чрезвычайных ситуаций.
Уметь выявлять и оценивать опасности, характерные для типичного рабочего места, осуществлять действия по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Владеть навыками устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте, оценки риска и использования средств защиты при чрезвычайных ситуациях.
Результаты обучения:
-научится выявлять опасности, их поражающие факторы,
-научиться оценивать существующие риски,
-научиться простраивать алгоритм действий, исходя из выявленных опасностей и уровня риска,
-научиться организовывать действия малых групп (постоянных и стихийных) в нестандартной ситуации,
-понять основы профилактики возникновения ЧС.
С примерным обзором тренинг-курса можно ознакомиться посредством просмотра видео (приложение 1).
5. Заключение
Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, опасностей и рисков .
Поэтому в структуре предмета «Безопасность жизнедеятельности» заложена ориентация на анализ таких вопросов, как отношения между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности; выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявшиеся риски, вызовы, угрозы и опасности; выявление особенностей в динамике функционирования институтов безопасности, как государственных, так и негосударственных, характера взаимодействия и вероятных перспектив их трансформации с учетом изменений внутренней и внешней среды.
Безопасность жизнедеятельности, являясь образовательной областью, стала объектом исследования, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в данной сфере, которая невозможна без осмысления ее теоретико-методологических основ и прикладных отраслей знаний; во-вторых, как научной теории, что выявило, с одной стороны, потребность в разработке в данной сфере целостной системы «практика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования проблем безопасности, а также дальнейшего развития самой образовательной области
«Безопасность жизнедеятельности», в-третьих, как учебной дисциплины.
Организацию современного обучения безопасности жизнедеятельности в системе педагогического образования целесообразно начать с уточнения того, что мы понимаем под терминами «безопасность жизнедеятельности», «обучение» и
«система педагогического образования».
Обучение безопасности жизнедеятельности – это сфера духовного производства, продукт которого не только присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но и раскрытие сущностных сил педагога, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способности свободно ориентироваться среди опасностей природного, социального и иного характера, в сложных социокультурных обстоятельствах; не только обслуживание имеющихся педагогических технологий, но и осуществление инновационных процессов, процессов творческого саморазвития личности, создания личности безопасного типа. Обучение студентов по специальности
«Безопасность жизнедеятельности», по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности» в вузе призвано формировать личность выпускника как: а) человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации; б) педагога, владеющего современным знанием ребенка и умеющего с ним работать;
в) специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и общей культурной практики; г) педагога, созидающего, воспитывающего в обучаемом мотивированное безопасное поведение.
Итоговым результатом обучения безопасности жизнедеятельности является формирование у будущего специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности безопасного типа поведения, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности в обучении безопасному поведению в современном обществе. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества, формировать опыт безопасного поведения.
Итоговым результатом обучения безопасности жизнедеятельности является формирование у будущего специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности безопасного типа поведения, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности в обучении безопасному поведению в современном обществе. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества, формировать опыт безопасного поведения.
6. Список использованной литературы
1.
Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н. П. Абаскалова. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135 с. – (Университетская серия).
2.
Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация : учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия»,
2001.
3.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л. А. Михайлова. – М. : Издательский центр «Академия»,
2009. – 288 с.
4.
file:///C:/Users/User/Downloads/obrazovanie-v-oblasti-bezopasnosti- zhiznedeyatelnosti-i-ustoychivoe-razvitie.pdf
5.
file:///C:/Users/User/Downloads/novye-obrazovatelnye-tehnologii-obucheniya- naseleniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.pdf
6.
Безопасность жизнедеятельности : сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций / сост. В. Н. Латчук и др. – М. : ДИК; АСТ, 1998.
7. Приложение 1
«Теории и методики тренинг-курса по дисциплине БЖД» по следующей ссылке: https://www.youtube.com/embed/ujOm4hHkHUU