Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 21. 05. 06 Нефтегазовые техника и технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФИЛИАЛ В Г. ОКТЯБРЬСКОМ)
КАФЕДРА РАЗВЕДКИ И РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
СКВОЗНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
(ПРАКТИКИ)
Учебно-методическое пособие для студентов специальности 21.05.06 «Нефтегазовые техника и технологии», специализация «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Уфа
2022

2
Учебно-методическое пособие содержит информацию о задачах и порядке прохождения всех видов практик, перечень осваиваемых студентами сведений о процессах технологии добычи нефти и газа и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, а также требования по оформлению и защите отчетов по практикам.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 21.05.06 «Нефтегазовые техника и технологии» специализация
«Разработка нефтяных и газовых месторождений».
Публикуется в авторской редакции.
Составители: Шакурова Алсу Фагимовна, доц., канд. техн. наук, каф. РРНГМ
Шакурова Айгуль Фагимовна, доц., канд. техн. наук, каф. РРНГМ
Грезина О.А., доц. каф. РРНГМ
Рецензенты: Ахметов Р.Т., проф., канд. техн. наук, каф. РРНГМ
Петрова Л.В., доц., канд. геол.-минерал. наук, каф. РРНГМ
© ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», 2022

3
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4 1 Ознакомительная практика 4 2 Технологическая (проектно-технологическая) практика 8 3 Преддипломная практика 13 4 Научно-исследовательская работа 16
Список использованных источников 19

4
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка студента по специальности 21.05.06 «Нефтегазовые техника и технологии» специализация «Разработка нефтяных и газовых месторождений» должна быть тесно связана с решением конкретных задач его будущей практической деятельности. С этой целью в учебном процессе предусмотрено прохождение на предприятиях нефтегазовой отрасли следующих видов практик:
- ознакомительная практика;
- технологическая (проектно-технологическая) практика;
- преддипломная практика;
- научно-исследовательская работа
Сроки проведения всех видов практики определяются ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки, рабочими учебными планами и графиком учебного процесса.
Направление студентов на конкретные базы практики оформляется приказом по университету. Для руководства практикой студентов назначаются руководители из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) выпускающей кафедры по представлению заведующего кафедрой.
Как правило, студенты заочной формы обучения, работающие на предприятиях нефтегазового профиля, проходят практики по месту работы. Студенты дневной формы обучения могут проходить практики и без предоставления им рабочего места, осуществляя сбор, обработку, анализ и систематизацию информации согласно программе соответствующей практики.
Руководство практиками студентов на предприятиях возлагается на высококвалифицированных специалистов, назначаемых соответствующими приказами руководителя предприятия, учреждения или организации.
1 Ознакомительная практика
Целью практики является ознакомление с организацией нефтегазового производства, задачами, функционированием и техническим оснащением основных звеньев производства, получение первичных знаний и умений в профессиональной деятельности.
Задачами практики являются:
- ознакомление с техникой и технологией разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, методов интенсификации добычи нефти и газа;


5
- изучение вопросов охраны труда и окружающей среды в нефтегазодобывающей промышленности.
Результаты самостоятельного изучения студентом вопросов, предусмотренных программой практики, оформляются в виде письменного отчета в соответствии с установленными требованиями в объеме 30-40 страниц машинописного текста. Отчет может содержать фактический (промысловый) материал (таблицы, схемы, фотоснимки приборов и оборудования), материал, заимствованный из литературных источников и (или) интернет- источников. Аттестация по итогам практики в виде дифференцированного зачета проводится на основании оформленного письменного отчета, познавательной активности студента и уровня усвоения им вопросов программы.
В результате прохождения практики у студентов должны быть сформированы, согласно
1, следующие компетенции:
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе
системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
УК-1.5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
УК-1.3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
УК-1.4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.2 Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
УК-2.4 Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта
УК-2.3 Решает конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая
командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
УК-3.4 Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-3.2 Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает, взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
УК-3.1 Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде


6
УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе
на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.5 Демонстрирует умение выполнять перевод профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык и обратно
УК-4.4 Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения; внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям; уважая высказывания других, как в плане содержания, так и в плане формы; критикуя аргументировано и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия
УК-4.2 Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
УК-4.1 Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
УК-4.3 Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе
межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
УК-5.3 Умеет не дискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности
и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей
жизни
УК-6.2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
УК-6.3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
УК-6.1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6.4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата
УК-6.5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1 Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни


7
УК-7.2 Использует основы физической культуры для осознанного выбора здоровьесберегающих технологий с учетом внутренних и внешних условий реализации конкретной профессиональной деятельности
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в
профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения
природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте
УК-8.4 Принимает участие в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Осуществляет действия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного происхождения) на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
УК-8.1 Обеспечивает безопасные и/или комфортные условия труда на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных
областях жизнедеятельности
УК-9.1 Применяет основные законы и закономерности функционирования экономики, основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
УК-9.2 Применяет экономические знания при выполнении практических задач и принимает обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
ОПК-7 Способен оценивать результаты научно-технических разработок, научных
исследований и обосновывать собственный выбор, систематизируя и обобщая достижения
в области физических процессов горного и нефтегазового производства:
ОПК 7.1 Проявляет понимание физических основ и особенностей основных технологических процессов горного и нефтегазового производства
ОПК 7.3 Решает стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением современных технологий и требований информационной безопасности
ОПК 7.2 Использует современные информационно-коммуникационные технологии для поиска и анализа последних достижений в интересующей области
Содержание отчета по ознакомительной практике (ГР, ГРЗ, ГРсз – 2-й семестр):
1 Общие сведения о технологии бурения скважин (нефтегазодобывающие районы
России и мира, перспективы буровых работ в России и в мире; особенности бурения на шельфе и на море; понятие о скважине, ее элементах, конструкции; цикл строительства скважины, его этапы и выполняемые виды работ).
2 Общие сведения о технологии добычи нефти и газа (способы добычи нефти и газа; методы интенсификации добычи; подземный и капитальный ремонты скважин).
3 Объекты по сбору, подготовке и транспортировке нефти, газа и воды (продукция нефтяных и газовых скважин; автоматизированные замерные установки; промысловые сборные трубопроводы; резервуары и резервуарные парки; подготовка нефти).
4 Охрана труда, окружающей среды и недр в нефтегазодобывающей промышленности
(основные нормативные документы по обеспечению безопасности на производстве и охране окружающей среды в НГДП; оценка опасных и вредных производственных факторов;


8 потенциальные загрязнители окружающей природной среды; основные природоохранные мероприятия).
2 Технологическая (проектно-технологическая) практика
Целями практики являются приобретение студентами профессиональных навыков и знаний, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий, а также приобретение ими практических и социальных навыков за счет непосредственного участия в производственной деятельности нефтегазодобывающих предприятий.
Основными задачами практики является:
– изучение основных объектов и технологических процессов, применяемых при добыче нефти;
– изучение основных правил обслуживания для объектов добычи нефти;
– изучение основных правил промышленной и экологической безопасности для объектов добычи нефти;
– непосредственное участие в производственной деятельности организации с выполнением должностных обязанностей отдельных рабочих профессий (получение профессиональных навыков и знаний);
– изучение информационных технологий и программного обеспечения, применяемых при добыче нефти;
– сбор материала для выполнения курсовых проектов по дисциплинам, читаемым после проведения практики.
Технологическая практика проводится в форме непосредственного участия обучающегося в работе профильных научно-исследовательских или проектных организациях.
Во время практики студенту рекомендуется: изучить рационализаторские предложения и изобретения, разработанные на предприятии и (или) внедренные в порядке обмена опытом; выбрать интересные для себя темы, связанные с совершенствованием того или иного технологического процесса, с целью разработки их в период практики и в последующем при составлении проектов и (или) выпускной квалификационной работы.
По завершении прохождения практики руководитель от организации должен поставить свою подпись и печать организации на бланке направления на практику, выданном студенту в отделе практики учебной организации (путевке) и дать письменный отзыв на студента, прошедшего практику.

9
Результаты самостоятельного изучения студентом вопросов, предусмотренных программой практики, оформляются в виде письменного отчета в соответствии с установленными требованиями в объеме 30-40 страниц машинописного текста. Отчет должен содержать фактический (промысловый) материал (таблицы, схемы, фотоснимки приборов и оборудования и т.п.).
Аттестация по итогам практики в виде дифференцированного зачета проводится на основании оформленного письменного отчета, познавательной активности студента и уровня усвоения им вопросов программы.
В результате прохождения практики (ГР, ГРсз – 4, 6 семестры, ГРз – 6, 8 семестры) у студентов должны быть сформированы, согласно 1, следующие компетенции:
ОПК-1 Способен решать производственные и (или) исследовательские задачи
профессиональной деятельности с учетом основных требований и потребностей
нефтегазовой отрасли
ОПК 1.3 Решает конкретные производственные и исследовательские задачи на основе понимания физической сущности и особенностей основных технологических процессов нефтегазовой промышленности, функционала основных технологических объектов, с учетом нормативной документации по их эксплуатации
ОПК 1.4 Участвует в работах по совершенствованию производственных процессов с использованием экспериментальных данных и результатов математического моделирования
ОПК 1.2 Выполняет интерпретацию данных геофизических исследований, промысловых данных, проводит технико-экономический анализ, составляет рабочие проекты в составе творческой команды
ОПК 1.1 Использует в профессиональной деятельности основные законы естественно- научных и общетехнических дисциплин, правила построения технических схем и чертежей
ОПК-2 Способен пользоваться программными комплексами, как средством
управления и контроля, сопровождения технологических процессов на всех стадиях
разработки месторождений углеводородов и сопутствующих процессов
ОПК 2.1 Использует компьютер для выполнения несложных инженерных расчетов с помощью стандартных пакетов ПО
ОПК 2.3 Использует современные информационные технологии сбора, обработки и интерпретации полученной информации, прикладные аппаратно-программные средства, методы защиты, хранения и подачи информации
ОПК 2.2 Проводит оценку риска и управления качеством исполнения основных технологических операций нефтегазового производства
ОПК-4 Способен использовать рациональные методы моделирования процессов
природных и технических систем, сплошных и разделённых сред, геологической среды,
массива горных пород
ОПК 4.1
Выбирает оптимальный метод моделирования для конкретной производственной задачи с учетом принципиальных особенностей физических и химических процессов, лежащих в основе технологических операций и объектов, природных и технических систем
ОПК 4.3 Анализирует ход реализации требований рабочего проекта при моделировании технологических процессов, в рамках своей компетенции вносит корректировки в проектные данные, оценивает сходимость результатов расчетов, получаемых по различным методикам
ОПК 4.2 Определяет потребность в промысловом материале, необходимом для составления рабочих проектов и математических моделей, участвует в сборе и обработке первичных материалов