Файл: Контрольная работа Вариант 5 Виды товариществ. Понятие и отличительные признаки акционерного товарищества. Товарищества на акциях и товарищества на паях. Понятие акционерных обществ в дореволюционной России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
Вариант 5
-
Виды товариществ. Понятие и отличительные признаки акционерного товарищества. Товарищества на акциях и товарищества на паях. Понятие акционерных обществ в дореволюционной России.
Традиционным для дореволюционной России было универсальное, широкое использование термина «товарищество». Из «Курса гражданского права» Победоносцева К. П., 1896 г., следует, что «в Своде законов гражданских (2125 и сл.) помещено общее определение: товарищества составляются из лиц, соединенных в один состав и действующих в оном под одним общим именем. В другой статье (2129) употреблено другое выражение: общим именем всех, имеющее другой оттенок юридического значения. Как бы то ни было, во всех этих статьях предполагается предметом товарищества предприятие "по торговле, по застрахованию, по перевозкам и вообще по промышленности", и притом предприятие, действующее одним именем. Сюда отнесены исключительно поименованные в законе три вида: товарищество полное, товарищество на вере и компания на акциях. Последней, по всем признакам, присвоена юридическая личность; первые два - объединяются внешним образом в фирме, составляющей то общее имя, под которым они действуют».
Если же отталкиваться не от наименования акционерных обществ (товариществ), а от сущности и содержания понятия, то акционерное общество в современном его понимании уже акционерного товарищества, существовавшего как форма коммерческой организации более ста лет назад*. Это обусловлено в частности тем, что терминология законодательства дореволюционной России в отношении акционерных товариществ совершенно невыдержанна. Так, например, в вышеупомянутом учебнике торгового права Г.Ф. Шершеневича проведен анализ законодательства в этом вопросе: «законодательство называет акционерные товарищества товарищами (Уст. Торг. ст.55; т.X, ч.1, ст.2128), обществами (Уст. Торг. ст.77), компаниями (Уст. Торг. ст.58; т.X, ч.1, ст.2139), с присоединением выражений: на акциях (т.X, ч.1, ст.2139), по участкам (т.X, ч.1, ст.2131), на паях (Уст. Торг. ст.55)». Как было отмечено выше, в дореволюционной России существовало три формы товариществ: полное, на вере и акционерное товарищество. Из понимания товарищества как объединения лиц, проистекают многие частные следствия, в том числе, возможность быть товарищами должна признаваться только за физическими лицами, товарищи должны нести неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, лицо может состоять лишь в одном товариществе, от имени товарищества вправе действовать любой товарищ без особого на то полномочия, если иное прямо не закреплено соглашением товарищей и др. Указанные обстоятельства, за исключением первого, предусмотрены действующим сегодня российским законодательством. Распространяются они только на хозяйственные товарищества в узком, современном смысле понимания этого термина, т.е. на полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные, смешанные). К хозяйственным обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью, к акционерным обществам, ни одно из перечисленных выше следствий не приложимо.
то касается обществ с ограниченной ответственностью, то, исходя из анализа законодательства, существовавшего в дореволюционной России, места для такой формы коммерческой организации среди существующих видов товариществ, не усматривается. Однако правоведы того времени задавались вопросом о существовании формы коммерческой организации, которая являлась бы неким прообразом современного общества с ограниченной ответственностью. Так, Победоносцев К.В. в своем «Курсе гражданского права» писал: «Возможно ли у нас, в настоящем состоянии закона, - вне формы акционерной и товарищества на вере, в коем предполагается хотя одно лицо, неограниченно ответственное, - возможно ли товарищество простых вкладчиков или пайщиков с ответственностью, ограниченною лишь вкладом каждого лица?». Рассуждая, приходил к ответу: «Иные думают, что условие такого рода, помещенное в договоре, не подходящем ни под один из вышеуказанных видов, должно считаться необязательным для третьих лиц, входящих в отношения с таким товариществом. Если бы такое товарищество пользовалось правами корпораций и имело юридическую личность (на что требуется особое признание и утверждение от власти), то вступающие с ним в обязательство знали бы, что имеют дело с учреждением, на известном праве основанном; в противном случае, договариваясь с товариществом, они имеют дело лишь с совокупностью отдельных лиц, и ответственность каждого из них по договору со всеми непременно предполагается на общем основании, то есть неограниченная, если закон для этой формы товарищества не устанавливает в сем отношении исключения, то есть ограниченной ответственности». «В деле Калинина-Шушляева (1 Общ. Собр. Сен. 30 марта 1873 г.) возникал вопрос о юридическом значении товарищества на паях, в коем каждый из товарищей обязывался ежегодным взносом и каждый уполномочивал отдельно доверенностью общего управляющего делами; требовалось определить: должен ли каждый из товарищей отвечать солидарно за долги компании или отвечать лишь в мере своего вклада и паев своих. Сенат признавал, что из трех видов, означенных в 2128 ст. Зак. Гр., договор не отвечает ни товариществу на вере, ни товариществу по участкам, следовательно, должен быть причислен к полному товариществу».
В связи с вышеизложенным об обществах с ограниченной ответственностью, представляется спорной позиция Белова В.А. и Пестеровой Е.В. в части дореволюционного воззрения на указанную форму коммерческой организации как на товарищество по участкам или товарищество на паях и, в особенности, на
институт ответственности участников, который ограничивается размером, кратным сумме вклада в имущество товарищества. В Сочинениях А. Кваческого разъясняется, что ответственность товарищества на участках (товарищества с ограниченной ответственностью) перед третьими лицами ограничивается той долей имущества, которая составляет складочный капитал. Предполагается, что ответственность вкладчика ограничивалась внесенным им вкладом.
Общества с дополнительной ответственностью в современном понимании также не подпадают ни под одну их форм товариществ, существовавших в законодательстве дореволюционной России, так как она не обладало всей совокупностью признаков ни товарищества полного, ни товарищества на вере, ни акционерного товарищества с их ограниченной ответственностью участников товарищества размером вклада.
Анализ дореволюционного законодательства, трудов цивилистов конца IX - начала XX вв. с комментариями законодательства и анализом судебной практики в области правового регулирования хозяйственных обществ (товариществ) позволяют сделать вывод об отсутствии четких представлений об отдельных видах юридических лиц, в частности - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в дореволюционной России. Одной из причин указанного явления С.Н. Ландкоф называет следующую: «Немецким товариществам с ограниченной ответственностью на разрешали открывать отделения в России, в то время как французские акционерные общества и другие товарищества, называемые в старых законах товариществами с ограниченной ответственностью, пользовались в России всеми правами. Именно отсюда проистекает путаница, так как термин «товарищество с ограниченной ответственностью» употреблялся французским законодательством совсем не в том смысле, в котором этим термином пользовался германский закон». Во Франции товарищества с ограниченной ответственностью предполагали дополнительную ответственность участников в отличие от германских товариществ, ответственность участников в которых ограничивалась размером внесенного вклада.
Задача.
Гражданин Левицкий решил продать принадлежащие ему привилегированные акции АО “Папирус” в количестве 20 штук. В связи с этим он
письменно предложил остальным акционерам - владельцам привилегированных акций (3 физическим лицам) - приобрести акции по цене 5000 рублей за каждую акцию с оплатой в течение 15 дней со дня извещения. Два акционера – Глебова Н. и Жариков А. - сообщили Левицкому о своем согласии приобрести акции пропорционально имеющимся у них акциям применительно к общему количеству привилегированных акций (соответственно: Глебова - 5 штук, Жариков - 8 штук) с оплатой в течение 2 месяцев со дня извещения. Однако, Левицкий, посчитав, что акционерами не соблюдены требования ст.7 ФЗ “Об акционерных обществах”, продал свои акции третьему лицу по истечении 15 дней со дня извещения акционеров.
Каков порядок осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционером закрытого акционерного общества? Действует ли данное право в случае продажи привилегированных акций? Каковы правовые последствия нарушения преимущественного права? Вправе ли был Левицкий продать акции третьим лицам (при условии, что положения устава ЗАО “Папирус” не изменяют правового режима, установленного ст.7 ФЗ “Об акционерных обществах”)?
Решение: Лица, имеющие преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть уведомлены о возможности осуществления ими преимущественного права сообщением о проведении общего собрания акционеров ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах"; не позднее, чем за 20 дней. ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах";
Уведомление должно содержать информацию о количестве размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, цене размещения указанных ценных бумаг или порядке ее определения (в том числе при осуществлении преимущественного права приобретения ценных бумаг) либо указание на то, что такие цена или порядок ее определения будут установлены советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее начала размещения ценных бумаг, а также информацию о порядке определения количества ценных бумаг, которое вправе приобрести каждое лицо, имеющее преимущественное право их приобретения, порядке, в котором заявления этих лиц о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должны быть поданы в общество
, и сроке, в течение которого эти заявления должны поступить в общество.
Срок действия преимущественного права не может быть менее 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления.
Лицо, имеющее преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, вправе полностью или частично осуществить свое преимущественное право путем подачи в общество письменного заявления о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Заявление должно содержать имя (наименование) подавшего его лица, указание места его жительства (места нахождения) и количества приобретаемых им ценных бумаг.
К заявлению о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должен быть приложен документ об их оплате. Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, предусматривает их оплату неденежными средствами, лица, осуществляющие преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, вправе по своему усмотрению оплатить их денежными средствами. ст. 41 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах";
Данное право действует в случае продажи привилегированных акций.
В соответствии с пунктом 18 статьи 21 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью" при продаже доли или части доли в уставном капитале общества с нарушением преимущественного права покупки доли или части доли любые участник или участники общества либо, если уставом общества предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли, общество в течение трех месяцев со дня, когда участник или участники общества либо общество узнали или должны были узнать о таком нарушении, вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах", акционер вправе осуществить отчуждение акций третьему лицу при условии, что другие акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех отчуждаемых акций в течение двух месяцев со дня получения извещения обществом, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества.