Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
катастрофы — вызвана ли она военным нашествием племен, продвигавшихся с Балкан, или крупным землетрясением, охватившим все Восточное Средиземноморье. Как бы то ни было, новая культура мало связана с предшествующей.
Троя II превращается в город, окруженный мощными каменными стенами, за которыми располагались как небольшие постройки, так и комплекс сооружений дворцового типа. Высокого уровня достигло ювелирное искусство. Обнаружено около 10 тысяч предметов, в основном золотых (сосуды, серьги, височные кольца, бусы, браслеты, булавки и пр.).
Триалетская культура (Закавказье)
В истории триалетской культуры намечаются два хронологических этапа: ранний, беденский, и поздний, кировокано-триалетский.
Беденские памятники известны только в Южной Грузии. Это курганы с крупными насыпями, иногда с каменными конструкциями. Они содержат захоронения на деревянных ложах, сопровождаемые посудой с чернолощеной поверхностью, изделиями из драгоценных металлов, повозками, жертвенными животными, человеческими жертвоприношениями.
Поздний этап триалетской культуры, отмечен заметным расширением ее территории вплоть до Большого Кавказа на севере и правобережья Аракса, озер Ван и Урмия — на юге.
Погребения Умершего помещали в центре этих сооружений на деревянном ложе, иногда — на колеснице. Встречаются и трупоположение, и кремация. Вдоль краев или стен могил стояли роскошные чернолощеные или красные с черной росписью глиняные сосуды. Основу росписи составляли волнообразные линии. Среди погребального инвентаря — каменные стрелы, булавы, бронзовые котлы, серебряные и золотые украшения.
Под сильным кавказским влиянием развивалась металлообработка у населения Предкавказья и Северного Причерноморья, где в среднем бронзовом веке обитали катакомбные племена. Их памятники принято рассматривать в рамках катакомбной культурно-исторической общности, датируемой последней третью III — первой третью II тыс. до н.э. В пределах общности выделяют более десяти самостоятельных катакомбных культур.
Различия между ними проявляются прежде всего в керамике, в некоторых категориях погребальных вещей, а также в специфике погребального обряда.
Сходства захоронения в катакомбах, сооружениях из двух камер — ямы и боковой ниши.
Центральное место в катакомбной общности занимает донецкая катакомбная культура. В катакомбу умершего обычно помещали в скорченном положении на правом боку лицом ко входу, посыпали красной охрой, а вход в дромос закрывали плитами, камнями, деревом или дерном. Погребенного сопровождал разнообразный инвентарь.
Наиболее многочисленна керамика. Это округлобокие горшки с прямой шейкой и кубки, украшенные отпечатками шнура и гребенчатого штампа, образующими круги, сложные спирали, полукруглые фестоны, горизонтальные полосы, «елочку» и пр. Изредка встречаются курильницы — небольшие чаши с внутренней перегородкой на крестовидной ножке-подставке.
В могилах находят также изделия из кремня и камня: скребки, наконечники копий и стрел, навершия булав, топоры-молотки, песты, терочники. Но особенно много в них металла — орудий и украшений
К северу от зоны распространения катакомбных племен в среднем бронзовом веке складывается фатьяновско-балановская культурно-историческая общность. Ее ареал связан с зоной широколиственных лесов Европейской России от Десны на западе до Камы и Вятки на востоке.
Фатьяновцы и балановцы были первыми металлургами центральной и северо-восточной части Восточной Европы. Под их влиянием металл и металлообработка появились у местных постнеолитических племен. Горно-металлургическое производство активно развивалось только на востоке фатьяновско-балановского мира — в Нижнем Прикамье и Вятско-Камском междуречье.
Продукция фатьяновско-балановского очага представлена втульчатыми топорами, коваными наконечниками копий, шильями, разнообразными украшениями.
Финал фатьяновско-балановского очага, видимо, совпал с распадом ЦМП, которая завершает свою историю в первой трети II тыс. до н.э. В это время складываются новые металлургические провинции, связанные уже с поздним бронзовым веком.
24.Эпоха раннего металла вне пределов Циркумпонтийской металлургической провинции.
В эпохи раннего и среднего бронзового веков производство медных и бронзовых изделий существовало и в других областях Евразии. Оно связано с деятельностью нескольких очагов металлургии и металлообработки. Производство этих очагов по своим масштабам, ассортименту изделий и уровню технологии заметно уступало циркумпонтийскому и не входило в его систему. Связанные с ними культуры образуют своеобразный ареал постепенно расширяющегося мира металлоносных культур. Одни из этих культур принадлежали охотникам и рыболовам лесных и лесостепных районов Евразии, другие — скотоводам Саяно-Алтайского нагорья, третьи — земледельцам и скотоводам юга Средней Азии. В таком порядке мы их и рассмотрим.
КУЛЬТУРЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
От Карелии и северных районов Фенноскандии вплоть до Ишима и Иртыша протянулась цепь культур, которые археологи относят к числу постнеолитических, палеометаллических или энеолитических. Данные культуры по своему экономическому укладу принадлежали к обществам, прежде всего, оседлых лесных, лесостепных и отчасти степных рыболовов и охотников.
Долговременные поселки лесных и степных охотников и рыболовов разбросаны в основном по берегам крупных и небольших рек и озер. Грунтовые погребения совершены на площади поселений. Повсеместно сооружаются земляночные и полуземляночные жилища. Это были многокамерные сооружения, состоящие из построек, соединенных друг с другом крытыми переходами, с одним или двумя входами, очагами и хозяйственными ямами. При сооружении каркаса, крыши жилищ и утеплении стен наряду с деревом использовался подручный материал — камни, камыш, береста, шкуры животных, дерн.
Керамика этих культур близка по своим формам — это полуяйцевидные сосуды с приостренным и округлым дном. В постнеолитических культурах, в отличие от неолитических, умели добывать и обрабатывать медь.
В Северной Евразии выделяются три зоны постнеолитических культур.
Первая из них локализуется в Карелии и на севере Фенноскандии и связана с культурами ромбоямочной, асбестовой и пористой керамики. Культура ромбоямочной керамики, названная так по основным элементам орнамента, относится исследователями еще к позднему неолиту. Мастера неолитической эпохи воспринимали медь, по всей видимости, как разновидность камня, имеющего особый красный цвет и особое свойство — ковкость. Примечательно, что более сотни поделок, найденных на стоянках культуры
ромбоямочной керамики, все без исключения изготовлены с помощью свободной холодной ковки — приема, явно заимствованного от техники изготовления каменных орудий.
Памятники с асбестовой и пористой керамикой названы в первом случае по ведущей примеси к г Войнаволок линяному тесту сосудов, во втором — исходя из пористой структуры стенок сосудов, в которых выгорели органические примеси. В этих культурах, которые относятся уже к эпохе раннего металла, выявлены более совершенные способы обработки самородной меди — плавление (в глиняных тиглях), литье, термическая обработка холоднокованых слитков, горячая ковка.
Вторая зона постнеолитических металлоносных культур связана с обширными лесными и лесостепными пространствами Восточной Европы От верховий Волги на западе до предгорий Урала на востоке, от Самарской Луки на юге до бассейнов Вычегды и Печоры на севере разбросаны памятники волосовской, новоильинской, юртикской, гаринской. Все они близки по многим проявлениям материальной и духовной культуры. Орудия труда, оружие и украшения составляют лишь малую часть металлических находок в культурах этой зоны. Для металлообработки культур лесной и лесостепной полосы Восточной Европы — помимо несложных приемов технологии и форм изделий — характерно использование «чистой» меди.
Третья зона постнеолитических металлоносных культур охватывает горно-лесной Урал, таежное и лесостепное Зауралье и степные пространства Тоболо-Иртышского междуречья. Здесь выявлены памятники аятской, липчинской, суртандинской, ботайской, терсекской и других культур.
АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА САЯНО-АЛТАЯ.
Вне пределов Циркумпонтийской провинции развивалось также металлопроизводство афанасьевской культуры. Датируется III — началом II тыс. до н.
Она представлена главным образом курганными могильниками. К числу памятников этой культуры отнесены в настоящее время также несколько высокогорных поселений открытого типа на Алтае и в Туве, пещерные становища, святилища и медные рудники в Горном Алтае.
Погребальные сооружения — это первоначально кольца из камня и плит, сверху перекрытые бревнами или плитами. Внутреннее пространство имело каменно-земляную засыпь или каменную вымостку. В центре находились 1-2, могил. Умершие лежат на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Среди сопровождающего инвентаря — глиняная и деревянная посуда каменные сверленые и клиновидные топоры, песты, терочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота.
В небольших поселках открытого типа изучены полуземляночные жилища прямоугольной формы. Стены были сложены, вероятно, из бревен. Внутри вдоль стен располагались каменные или земляные очаги. Входы и проходы в глубь пещер перекрывались плетнем или забором. На поселениях и в пещерах найдены
Главной отраслью экономики и основой жизнеобеспечения афанасьевского общества являлось скотоводство (мелкий, крупный рогатый скот, лошади). Важную роль в жизнеобеспечении играла также охота на марала, косулю, горного козла и других диких животных. В долинах и на склонах гор собирались грибы, ягоды, коренья, травы.
Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами в центре Азии. Медных изделий у них немного, но они представлены такими выразительными формами, как втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черенковые ножи и шилья.
КУЛЬТУРЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И СКОТОВОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Вне пределов Циркумпонтийской провинции в раннем и среднем бронзовом веке на юге Средней Азии вплоть до начала II тыс. до н.э. продолжалось развитие культур оседлых земледельцев и скотоводов., каменные, костяные и медные орудия, кости животных.
Для областей земледельческо-скотоводческих культур юга Средней Азии наиболее типичным и хорошо изученным центром является Алтын-депе. Площадь этого протогорода достигала 25-26 гектаров. В слоях Алтын-депе обнаружено огромное количество каменных, костяных, медных и бронзовых орудий труда, украшений, сосудов, разного рода печатей и других изделий. Среди
Троя II превращается в город, окруженный мощными каменными стенами, за которыми располагались как небольшие постройки, так и комплекс сооружений дворцового типа. Высокого уровня достигло ювелирное искусство. Обнаружено около 10 тысяч предметов, в основном золотых (сосуды, серьги, височные кольца, бусы, браслеты, булавки и пр.).
Триалетская культура (Закавказье)
В истории триалетской культуры намечаются два хронологических этапа: ранний, беденский, и поздний, кировокано-триалетский.
Беденские памятники известны только в Южной Грузии. Это курганы с крупными насыпями, иногда с каменными конструкциями. Они содержат захоронения на деревянных ложах, сопровождаемые посудой с чернолощеной поверхностью, изделиями из драгоценных металлов, повозками, жертвенными животными, человеческими жертвоприношениями.
Поздний этап триалетской культуры, отмечен заметным расширением ее территории вплоть до Большого Кавказа на севере и правобережья Аракса, озер Ван и Урмия — на юге.
Погребения Умершего помещали в центре этих сооружений на деревянном ложе, иногда — на колеснице. Встречаются и трупоположение, и кремация. Вдоль краев или стен могил стояли роскошные чернолощеные или красные с черной росписью глиняные сосуды. Основу росписи составляли волнообразные линии. Среди погребального инвентаря — каменные стрелы, булавы, бронзовые котлы, серебряные и золотые украшения.
Под сильным кавказским влиянием развивалась металлообработка у населения Предкавказья и Северного Причерноморья, где в среднем бронзовом веке обитали катакомбные племена. Их памятники принято рассматривать в рамках катакомбной культурно-исторической общности, датируемой последней третью III — первой третью II тыс. до н.э. В пределах общности выделяют более десяти самостоятельных катакомбных культур.
Различия между ними проявляются прежде всего в керамике, в некоторых категориях погребальных вещей, а также в специфике погребального обряда.
Сходства захоронения в катакомбах, сооружениях из двух камер — ямы и боковой ниши.
Центральное место в катакомбной общности занимает донецкая катакомбная культура. В катакомбу умершего обычно помещали в скорченном положении на правом боку лицом ко входу, посыпали красной охрой, а вход в дромос закрывали плитами, камнями, деревом или дерном. Погребенного сопровождал разнообразный инвентарь.
Наиболее многочисленна керамика. Это округлобокие горшки с прямой шейкой и кубки, украшенные отпечатками шнура и гребенчатого штампа, образующими круги, сложные спирали, полукруглые фестоны, горизонтальные полосы, «елочку» и пр. Изредка встречаются курильницы — небольшие чаши с внутренней перегородкой на крестовидной ножке-подставке.
В могилах находят также изделия из кремня и камня: скребки, наконечники копий и стрел, навершия булав, топоры-молотки, песты, терочники. Но особенно много в них металла — орудий и украшений
К северу от зоны распространения катакомбных племен в среднем бронзовом веке складывается фатьяновско-балановская культурно-историческая общность. Ее ареал связан с зоной широколиственных лесов Европейской России от Десны на западе до Камы и Вятки на востоке.
Фатьяновцы и балановцы были первыми металлургами центральной и северо-восточной части Восточной Европы. Под их влиянием металл и металлообработка появились у местных постнеолитических племен. Горно-металлургическое производство активно развивалось только на востоке фатьяновско-балановского мира — в Нижнем Прикамье и Вятско-Камском междуречье.
Продукция фатьяновско-балановского очага представлена втульчатыми топорами, коваными наконечниками копий, шильями, разнообразными украшениями.
Финал фатьяновско-балановского очага, видимо, совпал с распадом ЦМП, которая завершает свою историю в первой трети II тыс. до н.э. В это время складываются новые металлургические провинции, связанные уже с поздним бронзовым веком.
24.Эпоха раннего металла вне пределов Циркумпонтийской металлургической провинции.
В эпохи раннего и среднего бронзового веков производство медных и бронзовых изделий существовало и в других областях Евразии. Оно связано с деятельностью нескольких очагов металлургии и металлообработки. Производство этих очагов по своим масштабам, ассортименту изделий и уровню технологии заметно уступало циркумпонтийскому и не входило в его систему. Связанные с ними культуры образуют своеобразный ареал постепенно расширяющегося мира металлоносных культур. Одни из этих культур принадлежали охотникам и рыболовам лесных и лесостепных районов Евразии, другие — скотоводам Саяно-Алтайского нагорья, третьи — земледельцам и скотоводам юга Средней Азии. В таком порядке мы их и рассмотрим.
КУЛЬТУРЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
От Карелии и северных районов Фенноскандии вплоть до Ишима и Иртыша протянулась цепь культур, которые археологи относят к числу постнеолитических, палеометаллических или энеолитических. Данные культуры по своему экономическому укладу принадлежали к обществам, прежде всего, оседлых лесных, лесостепных и отчасти степных рыболовов и охотников.
Долговременные поселки лесных и степных охотников и рыболовов разбросаны в основном по берегам крупных и небольших рек и озер. Грунтовые погребения совершены на площади поселений. Повсеместно сооружаются земляночные и полуземляночные жилища. Это были многокамерные сооружения, состоящие из построек, соединенных друг с другом крытыми переходами, с одним или двумя входами, очагами и хозяйственными ямами. При сооружении каркаса, крыши жилищ и утеплении стен наряду с деревом использовался подручный материал — камни, камыш, береста, шкуры животных, дерн.
Керамика этих культур близка по своим формам — это полуяйцевидные сосуды с приостренным и округлым дном. В постнеолитических культурах, в отличие от неолитических, умели добывать и обрабатывать медь.
В Северной Евразии выделяются три зоны постнеолитических культур.
Первая из них локализуется в Карелии и на севере Фенноскандии и связана с культурами ромбоямочной, асбестовой и пористой керамики. Культура ромбоямочной керамики, названная так по основным элементам орнамента, относится исследователями еще к позднему неолиту. Мастера неолитической эпохи воспринимали медь, по всей видимости, как разновидность камня, имеющего особый красный цвет и особое свойство — ковкость. Примечательно, что более сотни поделок, найденных на стоянках культуры
ромбоямочной керамики, все без исключения изготовлены с помощью свободной холодной ковки — приема, явно заимствованного от техники изготовления каменных орудий.
Памятники с асбестовой и пористой керамикой названы в первом случае по ведущей примеси к г Войнаволок линяному тесту сосудов, во втором — исходя из пористой структуры стенок сосудов, в которых выгорели органические примеси. В этих культурах, которые относятся уже к эпохе раннего металла, выявлены более совершенные способы обработки самородной меди — плавление (в глиняных тиглях), литье, термическая обработка холоднокованых слитков, горячая ковка.
Вторая зона постнеолитических металлоносных культур связана с обширными лесными и лесостепными пространствами Восточной Европы От верховий Волги на западе до предгорий Урала на востоке, от Самарской Луки на юге до бассейнов Вычегды и Печоры на севере разбросаны памятники волосовской, новоильинской, юртикской, гаринской. Все они близки по многим проявлениям материальной и духовной культуры. Орудия труда, оружие и украшения составляют лишь малую часть металлических находок в культурах этой зоны. Для металлообработки культур лесной и лесостепной полосы Восточной Европы — помимо несложных приемов технологии и форм изделий — характерно использование «чистой» меди.
Третья зона постнеолитических металлоносных культур охватывает горно-лесной Урал, таежное и лесостепное Зауралье и степные пространства Тоболо-Иртышского междуречья. Здесь выявлены памятники аятской, липчинской, суртандинской, ботайской, терсекской и других культур.
АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА САЯНО-АЛТАЯ.
Вне пределов Циркумпонтийской провинции развивалось также металлопроизводство афанасьевской культуры. Датируется III — началом II тыс. до н.
Она представлена главным образом курганными могильниками. К числу памятников этой культуры отнесены в настоящее время также несколько высокогорных поселений открытого типа на Алтае и в Туве, пещерные становища, святилища и медные рудники в Горном Алтае.
Погребальные сооружения — это первоначально кольца из камня и плит, сверху перекрытые бревнами или плитами. Внутреннее пространство имело каменно-земляную засыпь или каменную вымостку. В центре находились 1-2, могил. Умершие лежат на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Среди сопровождающего инвентаря — глиняная и деревянная посуда каменные сверленые и клиновидные топоры, песты, терочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота.
В небольших поселках открытого типа изучены полуземляночные жилища прямоугольной формы. Стены были сложены, вероятно, из бревен. Внутри вдоль стен располагались каменные или земляные очаги. Входы и проходы в глубь пещер перекрывались плетнем или забором. На поселениях и в пещерах найдены
Главной отраслью экономики и основой жизнеобеспечения афанасьевского общества являлось скотоводство (мелкий, крупный рогатый скот, лошади). Важную роль в жизнеобеспечении играла также охота на марала, косулю, горного козла и других диких животных. В долинах и на склонах гор собирались грибы, ягоды, коренья, травы.
Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами в центре Азии. Медных изделий у них немного, но они представлены такими выразительными формами, как втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черенковые ножи и шилья.
КУЛЬТУРЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ И СКОТОВОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Вне пределов Циркумпонтийской провинции в раннем и среднем бронзовом веке на юге Средней Азии вплоть до начала II тыс. до н.э. продолжалось развитие культур оседлых земледельцев и скотоводов., каменные, костяные и медные орудия, кости животных.
Для областей земледельческо-скотоводческих культур юга Средней Азии наиболее типичным и хорошо изученным центром является Алтын-депе. Площадь этого протогорода достигала 25-26 гектаров. В слоях Алтын-депе обнаружено огромное количество каменных, костяных, медных и бронзовых орудий труда, украшений, сосудов, разного рода печатей и других изделий. Среди