Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основу погребального обряда составляло трупоположение, но известны и случаи кремации. Могильники, как правило, бескурганные; сооружение курганов практиковалось нечасто и было следствием влияния степных кочевников. Весьма разнообразны могильные конструкции: это и обычные ямы, и ямы, обложенные по краям рваным камнем или булыжником и каменные ящики со стенками из массивных песчаниковых или сланцевых плит, перекрытые еще более мощной плитой, и т.д. В могилы клали орудия труда, оружие (обязательный атрибут мужских погребений), уздечку, сосуды, напутственную пищу. Известны захоронения мужчин со взнузданным конем.
30. Поздний бронзовый век в пределах восточной зоны европейской металлургической провинции.
Европейская металлургическая провинция охватывала территорию Центральной, Западной, Северной и отчасти Восточной Европы. В нее входили очаги металлообработки, отличавшиеся заметным своеобразием, однако не дифференцированные с достаточной степенью надежности. Восточная зона Европейской провинции включала в себя два блока культур и производящих центров, которые датируются в системе традиционной хронологии XVII/XVI-X/IX вв. до н.э.
Южный стержневой блок связан с общностью культур с валиковой керамикой (KBK). Ареал западных культур общности KBK степь и южная лесостепь от междуречья Северского Донца и Днепра до Нижнего Дуная и Восточных Карпат. Здесь выделяются две зоны культур: фракийская и северопричерноморская. В первой из них намечены культуры Пшеничево и Бабадаг на северо- востоке Балканского полуострова и в Добрудже, Кослодженб в низовьях Дуная, Ноа и хронологически последующие за ней так называемые раннегальштатские культуры (или памятники культуры фракийского гальштата) в Карпато-Дунайском регионе.
Северное Причерноморье является контактной зоной Европейской и Евразийской провинций. Здесь локализуются сабатиновская и генетически связанная с ней белозерская культуры. В низовьях Дона и Кубани к ним примыкают памятники кобяковской и прикубанской культур.
Северопричерноморские культуры общности KBK формируются на основе местной бабинской культуры и при явном импульсе с востока (абашевская и раннесрубная культуры). Северный блок связан с европейскими культурами так называемого
«постшнурового горизонта». Их ареал лесостепь и зона широколиственных лесов Правобережной и части Левобережной Украины, Южная Белоруссия, Прибалтика. На западе, в Польше, Словакии, Чехии, они локализуются в основном севернее Карпат. Наиболее ранние культуры этого блока лужицкая, тшинецкая, марьяновская, комаровская и др. С ними генетически связаны культуры финала бронзового века белогрудовская, высоцкая, лебедовская, бондарихинская, ранняя чернолесская и др.
Формирование культур северного блока происходило на основе культур шнуровой керамики и боевых топоров раннего и среднего бронзового веков среднеднепровской, унетицкой и др. В сложении памятников раннего (малобудковского) этапа бондарихинской культуры важную роль сыграла миграция групп населения, генетически связанных с постнеолитическими культурами ямочно-гребенчатой керамики, поздняковской и ранней «текстильной» Волго- Окского междуречья.
Формирование восточной зоны Европейской провинции во многом определялось экономическим подъемом, который в начале II тыс. до н.э. охватил Карпато- Дунайский регион. Особенно заметен рост металлообработки во фракийской и северопричерноморской зонах общности KBK. Производство меди осуществлялось, прежде всего, на базе богатых медных и полиметаллических месторождений Трансильвании и других регионов Балкано-Карпатья. Существенно меньшую роль играл Донецкий горно-металлургический центр и импорт сырья из производящих центров Евразийской провинции. В Карпатах по сравнению с предшествующей эпохой заметно выросла добыча золота. Оно шло на изготовление не только украшений, но и драгоценной посуды и парадного оружия.
Взрывной рост металлопроизводства сопровождался качественными изменениями. Как и в Евразийской провинции, на западе входят в употребление оловянные бронзы, используются каменные литейные формы, начинается отливка орудий и оружия со слепой (несквозной) втулкой. Среди них кельты (безушковые, одно- или двуушковые), наконечники копий (без прорезей и с прорезями на пере), долота и тесла. Изготавливаются также серпы различных модификаций, короткие мечи, одно- и двулезвийные ножи, плоские тесла и др. В финале бронзового века становятся все более частыми находки железных и биметаллических изделий, особенно ножей.
Продукция очагов металлообработки Европейской
провинции (ингуло-красномаяцкий, кардашинский, завадово-лобойковский и др.) отличалась выразительной стандартностью форм орудий труда и оружия, а также огромными сериями последних. Они сосредоточены в основном в кладах малых и больших, иногда гигантских. В кладах сокрыты и собрания литейных форм. Возможно, они принадлежали отдельным семьям или даже кланам кузнецов.
Производство бронзовых изделий в северных культурах этой провинции (их еще называют «постшнуровыми») характеризуется существенно меньшими масштабами.
Заметная роль в нем принадлежит разнообразным украшениям, в которых легко угадываются формы предшествующей среднебронзовой эпохи. Типы орудий и оружия повторяют северопричерноморские и балкано-карпатские образцы.
Процессы культурогенеза в восточной зоне Европейской провинции характеризовались активными контактами и взаимодействием культур южного и северного блоков. Это нашло отражение в появлении в постшнуровых культурах (особенно в белогрудовской) керамики с валиками, которая считается характерной для сабатиновской и других культур общности KBK. В финале бронзового века под влиянием культур фракийского гальштата в северной лесостепи, в высоцкой и белогрудовской культурах, появляются черные лощеные кубки, миски, корчаги, иногда с инкрустацией белой пастой. В то же время в степных сабатиновской и белозерской культурах известны тюльпановидные формы сосудов, характерные для постшнуровых культур. В ранних бондарихинских памятниках днепровского Левобережья выразительны сосуды с вертикальными расчесами и «текстильными» отпечатками на внешней поверхности, истоки которых в Волго-Окском междуречье.
Для южного и северного блоков культур Европейской провинции характерны общие и особенные черты в домостроительстве. В числе общих сочетание углубленных землянок и полуземлянок с наземными жилищами и хозяйственными постройками, расположенных на берегах рек, лиманов, озер, балок. На юге, в сабатиновской и белозерской культурах, распространены также жилища с каменным основанием стен. Крыши были плоскими, одно- и двускатными, шатровыми. Жилища сооружались с использованием каркасно-столбовой конструкции, когда на центральные столбы укладывалась матица, служившая основой для стропил; обогревались 1 -3 очагами.
Для культур восточной зоны Европейской провинции характерны большие и малые грунтовые могильники. В то же время и на юге, и на севере Украины в начале позднего бронзового века сохраняется подкурганный обряд захоронения, но в лесостепи древние традиции местных культур с характерными для них грунтовыми могильниками возобладали быстрее. Они без внешних признаков, из нескольких десятков погребений, сгруппированных по 3-4 вместе. Известны небольшие грунтовые могильники, расположенные на территории поселений. Сохраняются каменные конструкции, широко распространенные в предшествующих культурах шнуровой керамики (особенно на Волыни и в Подолии), но они становятся проще (каменные ящики; грунтовые ямы, обложенные камнями; оградка из камней вокруг захоронений на горизонте). Наиболее массовыми остаются захоронения в простых грунтовых ямах, иногда облицованных и перекрытых деревом.
В начале позднего бронзового века доминировал обряд трупоположения, скорченно на боку, с различной ориентацией по странам света. На днепровском Левобережье он сохранится до конца бронзового века. На
Правобережье постепенно на смену ему пришел обряд кремации погребенных. К концу эпохи он уже доминировал. В Поднестровье трупосожжения выявлены не только в грунтовых могильниках, но и в курганах (на уровне древнего горизонта), в урнах. Кремация в большинстве случаев производилась на стороне, а останки ссыпались в сосуды-урны или в ямки.
Таким образом, в конце бронзового века в обширную европейскую область культур полей погребальных ури, простирающихся далеко на запад, вошли культуры, связанные истоками с такой же обширной областью культур шнуровой керамики и боевых топоров среднебронзовой эпохи. Население этих культур отождествляется с северной ветвью древнейших индоевропейцев. Миграция раннегальштатских культур в восточном направлении привела к изменению этнокультурной карты в Северном Причерноморье. На западе региона доминирующая роль перешла к фракийским этнокультурным группам.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 33
Искусство бронзового века Евразии.
Наскальные изображения: Значительное место в искусстве энеолита и бронзы занимают наскальные изображения (петроглифы). Их много открыто за последние годы, часть петроглифов относится к палеометаллической эпохе.
Характерными чертами этого мировоззрения являются его планетарность, познание процесса мироздания, роли солнца, цикличности в природе и места человека в ней. Эти представления в то время могли принимать только мифологическую форму. Они воплотились в персонифицированном животном или антропоморфном существе, солнечном божестве, в солярных знаках, магических символах (круг, свастика). Мифологическую силу приобрело таинство круговорота в природе, идея жизни и смерти, которая в обобщенной форме предстает в символическом Древе жизни. Определенную божественно-мифологическую силу приобретают зерно с его таинством прорастания и бык как источник оплодотворения — две стороны божественного начала в растительной природе и животном мире, в земледелии и скотоводстве.
Для них типичны личины-маски с двумя кругами-глазами, без обозначенного носа, с поперечной полосой над глазами. Иногда нос обозначен точками, а от головы отходят лучи.
Скульптура: В культурах земледельческого энеолита (триполье, анау) известны керамические статуэтки женщин. Несмотря на различия, трипольские статуэтки и анауские энеолитические и раннебронзовые фигурки едины по смысловому содержанию. Есть основания связывать их с культом плодородия. Очевидно, что они служили деталями алтарей.
Орнамент: В искусстве середины II тысячелетия до н. э. произошли изменения, прежде всего в оформлении сосудов. Лесная полоса становится зоной устойчивого распространения гребенчатого штампа, что в свою очередь породило техническое и художественное разнообразие: оттиски гребенки, ямочный и жемчужный орнамент, т. е. выпуклости на поверхности сосуда. Для степной части характерен отчетливо выраженный геометризм в орнаменте и четкое деление орнамента на зоны. Орнамент на андроновских горшках представляет собой явление исключительное. Он красив, четок, изящен. С уверенностью можно сказать, что андроновский геометрический узор — это орнаментальное совершенство. Венчик сосудов обычно украшен косыми или прямыми заштрихованными треугольниками, шейка — преимущественно горизонтальными желобками, вдавлениями. Плечики же и тулово покрывает великолепный ковровый узор из четкого ритмичного переплетения ломаных линий, так называемого меандра и треугольников. Насыщенность орнаменту придает то, что он выполнен с помощью сложного приема: все орнаментальные фигуры и сплетения образуют оттиски мелкого гребенчатого штампа. Сделано это так изящно и точно, что практически трудно определить, где начали и где закончили наносить узор. Такая работа требовала определенных умений и расчетов. Несомненно и то, что орнамент на горшках связан с растительно-земледельческой символикой. Об этом свидетельствуют и изображения свастики на донной части сосуда — древнего солярного символа индоариев. В самом конце