Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Укрепления самого Новгорода в XIV-XV вв. претерпели значительные изменения. В 1302 г. начато строительство каменных стен детинца, возводившихся из серого тесаного плитняка. Работы были завершены лишь в 1330-х гг. В XV в. новгородский кремль был вновь перестроен. Технология возведения стен из кирпича была аналогична московской, и вполне вероятно участие в их строительстве итальянских архитекторов.
Фортом Твери были каменные крепостные стены Федоровского острова, поставленные в 1421 г.
В число укрепленных пунктов, прикрывавших Москву, входили Звенигород, Можайск, Серпухов и другие города-крепости.
За пределами кремля, обычно вблизи реки и пристаней речных судов, располагался городской торг — экономический центр города. На торговой площади стояли ряды и лавки. Строили, вероятно, и постоянные дворы для регулярно приезжавших купцов из других городов. Здесь же возводили церкви. На торговой и соборной площадях происходили собрания горожан.
Кремль и торг образовывали центр города, к которому со всех сторон сходились узкие улицы. Средневековый город представлял собой сложнейший лабиринт улиц и улочек с переулками и тупиками, прокладывавшихся стихийно, по мере надобности и учитывавших при этом только условия местности и систему уже существовавших строений, в том числе наличие крепостных воротных башен.
Въезд и выезд из города был возможен только через немногочисленные ворота в валу. Обычно проездные воротные башни ставились на важнейших магистралях и к этим воротам по мере застройки сходились другие улицы. Так образовывались узлы кривых переулков, доныне сохранившиеся во многих старых городах, где крепостные стены давно уже снесены (например, Арбатская площадь, районы Никитских, Покровских, Красных ворот в Москве).
Общую направленность главных улиц определяли магистрали от торга и кремля либо от берега реки к окраинам города, где они выходили на важнейшие сухопутные дороги. Подобную систему магистралей можно проследить во всех средневековых городах.
Территория вне стен кремля носила чаще всего общее название — посад, но в некоторых городах (Новгород, Смоленск, Псков, Ладога, Ростов) существовали крупные районы — концы. На посаде жила основная масса населения — ремесленники, купцы, «черные люди».
В состав посадов входили владельческие слободы, принадлежавшие княжеским и боярским семьям. Обычно люди одной профессии и одинакового социального положения селились поблизости, в одной части города. Так складывались аристократические и демократические районы. Аристократическая застройка зачастую вытесняла черное население из центра.
В больших городах посады обычно защищались второй линией укреплений — внешним, или окольным, городом.
Постройки. Русские города представляли море деревянных строений. Из общей массы выделялись каменные церкви и отдельные каменные дома знати.
Дворы рядового городского населения включали жилой дом, одну-две хозяйственные постройки. На усадьбе знати ставили два-три жилых дома, некоторые в два этажа, несколько хозяйственных построек, бани.
Культура. В XIV-XV вв. церковное строительство развивалось на традициях двух домонгольских архитектурных школ: новгородско-псковской и владимирской.
Для новгородско-псковского храмового строительства было характерно возведение небольших по объему одноапсидных одноглавых храмов, практически лишенных декоративных элементов.
Новгородские строители использовали пористый местный ракушечник. Кирпич применялся главным образом при возведение верхних частей постройки. В Пскове строили из плитняка. Церковное строительство в Новгороде и Пскове велось широко. Заказчиками выступали не только бояре, но и купцы, и корпорации уличан. Заметную роль в храмовом строительстве Новгорода играли церковные иерархи, осуществлявшие также широкое строительство монастырей.
Владимирские архитектурные традиции наиболее полно реализовались в московском храмовом строительстве XIV-XV вв. Трехапсидные пятиглавые московские церкви имели значительные объемы. Фасады храмов декорировались. При строительстве использовались блоки белого известняка.
В первой половине XIV в. постепенно восстанавливается живопись. Важнейшими элементами церковных интерьеров становятся многоярусные иконостасы, вбирающие в себя основные темы храмовой росписи. Послемонгольская иконопись все больше отходит от византийских образцов. Эволюцию русской фресковой живописи и иконописи во многом помогает восстановить археология.
В XIV-XV вв. сложились три основные школы иконописи — новгородская, псковская и московская.
Синтез древнерусской живописи и южнославянских традиций реализовался в творчестве гениального Андрея Рублева и других русских художников.
Таким образом, монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. и последовавшее 250-летнее золотоордынское иго существенно повлияли на темпы и характер экономического, социального и культурного развития Руси. И все же благодаря самоотверженному труду русского народа, в первую очередь крестьян, ремесленников, купечества, экономический потенциал страны был восстановлен и приумножен. В конце XV в., после того как окончательно было сброшено татарское иго, перед тазами Запада и Востока на просторах Восточной Европы встало новое мощное государство — Московская Русь.
57. Кочевники в V-VIII вв. н. э. Гунны.
В конце IV - начале V в. н.э. в степях Восточной Европы происходит резкая смена археологических культур, в значительной степени связанная с вторжением с востока на эти территории новых орд кочевников. С 376 г. римляне обращают внимание на пришедший воинственный народ — гуннов, только что разгромивших готское объединение (черняховскуюю культуру — «державу Германариха») и способствовавших распаду Боспорского царства. Значительная часть готов и связанных с ними племен подчинились пришельцам, многие — бежали на запад. В конце IV в. гунны совершили походы в Предкавказье, вторглись в Закавказье и дошли до Сирии. Тогда же они появились на Дунае. К 420-430-м гг. оформляется огромная держава гуннов с центром на Среднем Дунае, подчинившая многие народы от Центральной Европы до Поволжья и частично объединившая их в рамках некоей культурной общности. Образовавшийся союз состоял из разноэтничных племен и народов—самих гуннов (видимо, тюркоязычных), ираноязычных сарматов и алан, германских племен — готов, гепидов и др. Это пестрое образование во главе с гуннами просуществовало недолго. Распад державы произошел после смерти одного из самых известных вождей — Аттилы. Часть гуннов и верных им племен после поражения, понесенного от гепидов в середине V в. (453/454 гг.), оставались в степях Причерноморья и Поволжья до VI в., постепенно смешиваясь с новыми группами кочевников. Многие считают, что гунны, в частности, открыли тюркским племенам дорогу на запад. Эпоха гуннов датируется концом IV — началом VI в.
Огромные богатства, сосредоточенные у гуннов и их союзников в первой половине V в., способствовали появлению так называемого «полихромного стиля гуннской эпохи» — яркого показателя начала эпохи великого переселения народов. Разнообразные украшения, бронзовая или серебряная основа которых покрывалась золотым листом, украшались зернью и филигранью (часто их имитировало теснение) и многочисленными вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла. Композиции были, как правило, несложными, но эффект создавали мерцание золота и россыпь красных вставок. Выделяют несколько вариантов «гуннского» полихромного стиля, вещи производились в разных центрах: провинциально¬римских, центрально-азиатских, причерноморских.
Судя по всему, еще до завоеваний в Европе гуннские орды были неоднородны по своему составу. Это подтверждает разнообразие немногочисленных, к сожалению, погребальных памятников восточноевропейских кочевников конца IV — середины VI в. Преобладают отдельные погребения, но известны и несколько могильников с небольшим количеством захоронений. Практиковался как обряд трупоположения, так и сожжения.
Большинство погребений совершено в подкурганных ямах по обряду трупоположения, чаще они ориентированы на север или северо-восток. Встречаются также захоронения, совершенные в курганах, насыпанных в предшествующие эпохи. Иногда погребения сопровождала шкура с черепом и копытами или часть коня, мясная пища, остатки тризны и других обрядов. Примером одного из погребений гуннского времени является захоронение мальчика, раскопанное на Беляусе (Украина, Крым), на территории античного поселения. Мальчик был похоронен в грунтовой яме, вырытой в полу античного склепа, и ориентирован головой на север. В ногах погребенного на каменном перекрытии располагались части конского скелета — череп и нижние части ног с копытами. Кроме этого в погребении находились удила с псалиями, подпружные пряжки, наконечники стрел, наборный пояс.
Трупосожжения, совершенные как на месте размещения захоронения, так и на стороне, часто сопровождаются захоронением остатков погребального костра. Некоторые погребения перекрыты каменной кладкой. Известно и захоронение в пещере (Кызыл-Адыр в Оренбургской обл.).
Конское снаряжение кочевников гуннского круга представлено металлическими обкладками частей седла, двусоставными железными удилами (выразительны биметаллические — с бронзовыми или серебряными концами) с кольцевыми или Г-образными псалиями, костяными и железными подпружными пряжками, разнообразными накладками на ремни, выполненными в полихромном стиле. Нередко находят оружие. Сложные луки имели костяные накладки. Стрелы были черешковые, часто трёхлопастные, но наиболее показательны наконечники ромбической формы. Известны длинные мечи, иногда с перекрестьями. Навершия рукоятей мечей часто украшены халцедоном, вставками из цветного стекла или янтаря. Некоторые элементы оформления мечей имеют прототипы в материалах степей, Центральной Азии. Единичны находки кольчуг, кинжалов, есть наконечник копья.
Украшений немного — это серьги, гривны, браслеты. Поясные, обувные и другие ремни украшали накладками в полихромном стиле. К специфически женским украшениям относят диадемы, колты, украшавшиеся в том же стиле. В могилах встречаются зеркала, золотые обкладки фигурок животных, чаш и других вещей, импортные стеклянные сосуды, кованные бронзовые котелки, грубые лепные горшки.
Ярким показателем культуры кочевников гуннской эпохи являются литые котлы полуяйцевидной формы, очевидно, ритуальные. Некоторые из них имеют европейское происхождение, но истоки основной формы исследователи видят в Центральной Азии.
Стойбища кочевников V-VI вв. пока не найдены. Но такие центры концентрации разнородного оседлого населения, в том числе ремесленников, как Танаис (низовья Дона) или поселение Замятнино (верхний Дон), вероятно, были ставками — местами пребывания воинской верхушки кочевников. На Западе такую функцию играли некоторые вновь частично населенные римские города.
По ряду деталей погребального обряда древности гуннской эпохи делятся на две хронологическе группы. Первая включает в себя памятники конца IV - первой половины V в., выявленные на территории Северного Причерноморья, Крыма, Ставрополья, Нижнего Поволжья, в Казахстане и на Алтае. В этой группе преобладают женские погребения с украшениями в полихромном стиле; в мужских погребениях часто встречаются железные удила с серебряными наконечниками псалий и уздечки с накладками в том же стиле. Вторая группа состоит из небольшого числа погребений второй половины V — начала VI в., исследованных в Заволжье и Южном Приуралье. Для этих погребений характерны сбруйные бляхи, украшенные изображениями мужских личин.
Серьезные изменения в восточноевропейской степи происходят в середине VI в., когда вспыхивает война между основными кочевническими объединениями — кутригурами и утригурами, разгромленными пришедшими из Азии аварами, спасавшимися от тюрок и вскоре ушедшими на Средний Дунай. Следовавшие по пятам тюрки раздвинули границу своего недолговечного, но могущественного Каганата до Дона и Северного Кавказа (от Южной Сибири, Монголии, Центральной и Средней Азии). В VII в. начинается возвышение хазар, подчинивших в 660-680-е гг. основные группы восточноевропейских кочевников и ряд их оседлых соседей.