Файл: 1. Объект, предмет и задачи археологии. Основные термины и понятия археологии. Археология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Умерших обряжали в зимние одежды, размещали параллельно друг другу вытянуто на спине, головой на заход солнца. Умирали эти люди в разное время, и до похорон их трупы помещали в какие-то хранилища. Для сохранения останков к моменту их погребения применялось два способа консервации: мумифицирование и трупосожжение с последующим помещением пепла в человекоподобном манекене. Трупы женщин, подростков, реже — мужчин мумифицировали, стремясь прежде всего сохранить голову, для чего на лицо накладывали гипсовую маску. Маски лепили прямо на лице трупа, отчего на их внутренней поверхности имеются отпечатки морщин, а также приставшие волосы. Делали это следующим образом. Сначала на всё лицо клали кусок шёлковой ткани или отдельные её кусочки на глаза и рот. В материи делались прорехи, соответствующие линиям разреза глаз и рта. Поверх ткани клали слой гипса, смешанного с известняком и небольшим количеством кварцевого песка, а затем чистым гипсом заглаживали и моделировали маску по форме лица.Другие трупы кремировали. Сожжение производили вдали от кладбища, на сильном огне. Труп сжигали в одежде. Сожжение было неполным, так что остатки сожжённых костей крупные. От трупа оставалось 1-2 кг косточек, называемых «пеплом», которые собирали в кожаный или берестяной мешочек. Затем шили человекоподобное чучело-манекен, имитирующее сожжённого покойника.СклепыОт грунтовых могильников значительно отличаются погребальные сооружения, именуемые склепами. Они обозначены на поверхности овальными или квадратными каменно-земляными насыпями и расположены обычно группами из двух — четырёх поблизости от грунтовых могильников или вдали от них. Сооружали их следующим образом. Выкапывали обширный котлован четырёхугольной формы глубиной до 1 м .Внутри сооружали камеру из брёвен и плит с полом и потолком. Вокруг камеры, чаще — вплотную к ней, складывали широкую каменную стену-крепиду прямоугольной формы с закруглёнными углами .Грунт, вырытый при рытье котлована, укладывали поверх бревенчатого покрытия камеры. По истечении некоторого времени эта насыпь приобретала форму усечённой пирамиды. Для людей, которых хоронили в склепах, соблюдался несколько иной обряд, чем в грунтовых могилах. В небольших склепах укладывали более 10, а то и до 25-40 трупов, мумий и кукол и просто кучек «пепла». В большие склепы помещали до 100 и более. Размещали трупы и куклы, как в тагарских курганах, параллельно друг другу и ярусами. Маски накладывали не только на лица мумий, а почти на все куклы. В нескольких склепах маски были вставлены в специально сделанные для них основания. Изготовляли их из глины с примесью известняка, а также гипса. Усложнилась раскраска масок: помимо красной и чёрной красок, применялись зелёная и голубая, краской рисовали ресницы и ожерелья. Хотя похороны сопровождались более грандиозным пиршеством, чем при захоронениях на грунтовых кладбищах, мяса покойникам не оставляли, но в большом количестве клали концы ног, копыта и пятки жертвенных животных. Самым распространённым украшением одежды погребённых в склепах были бронзовые амулеты в виде профильных изображений двух конских головок, повёрнутых в противоположные стороны. Оружие в склепы не клали. Несколько наконечников стрел — костяных черешковых и деревянных, вырезанных из одного куска дерева вместе с древком, — очевидно, были ритуальными или для охоты на пушного зверя.Таштыкские племена вели комплексное хозяйство. Население занималось скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, литейным и кузнечным делом. В подтаёжных районах занимались, видимо, оленеводством. Преобладающую роль в хозяйстве играло скотоводство, о чем свидетельствует обилие приносимых в жертву при похоронах и поминках коров, лошадей, овец. Основу стада по-прежнему составлял крупный рогатый скот. Быки продолжали использоваться в качестве тягловой силы.Таштыкская культура сложилась на основе местной тагарской и культуры новых, центральноазиатских, групп населения, проникших на территорию Минусинской котловины в конце I в. до н.э.Ташебинский дворец — памятник архитектуры гунно-сарматской эпохи I в. до н. э. в Хакасии. Располагался в междуречье р. Абакана и р. Ташеба. Всего дворец состоял из 20 комнат. Кроме этого, в центральной части находился большой квадратный зал. К нему примыкали анфилады из 6 комнат с каждой стороны, а с восточной и западной частей было расположено по 4 комнаты в два ряда. Главный вход во дворец был с южной стороны, комнаты сообщались между собой дверьми. Опорные столбы, матицы, стропила крыши, притолоки и двери многочисленных комнат сделаны из дерева. Под глинобитным полом проходили каналы отопительной системы, соединявшие 3-4 комнаты, в виде неглубоких канавок шириной до 0.5 м, обставленных плитками песчаника. Горячий воздух нагревался в печах и выводился через вытяжные трубы за пределами здания. Некоторые комнаты предположительно обогревались жаровнями.Стены у входа в здание украшали облицовочные глиняные плитки со штампованным ёлочным узором. Двери центрального зала были украшены массивными бронзовыми ручками в виде личины рогатого горбоносого чудовища в трехрогой короне, с бакенбардами, усами и оскаленными зубами. Подвижное кольцо для открывания двери было вставлено в его нос.Немногочисленные вещи, найденные при раскопках дворца, характерны и типичны для своего времени: железный однолезвийный нож с массивным кольцом на рукояти, железная втулка — «пещня», точильный брусок, части овального блюдца из светло-зеленого нефрита, коралловая бусина, зол. серьга, обломки сосудов. Глиняная посуда была местной выделки, такая же, как в памятниках таштыкской культуры Лишь один сосуд был явно привозной — хуннский.42.Культура хунну III в до н. э. – I в. н. э.Дата: III в. до н.э. – I в. н.эТер-я:  к востоку от Байкала, с Монголией, Юж.МаньчжуриейСогл. китайским источникам, в конце 3 в. до н.э. возник мощный союз хуннских племен под главенством Маодуня (Мо Дэ). В рез. памятники появились также в Прибайкалье, Туве, Минусинской котловине и на Алтае. Постепенное ослабление – началось в 1в. до н.э Осн.памятники хунну Забайкалья и Севера Монголии – поселения и погребения. Поселения представлены не только селищами, но и городищами.Наиболее изв. – Иволгинское городище в Бурятии около г. Улан-Удэ. Укреплено четырьмя рядами валов с частоколами, между ними – 3 ряда рвов. Въезды запирались воротами из бревен. Жилища на этом городище расположены правильными рядами, в основном это прямоуг.полуземлянки площадью. Стены были сырцовыми или глинобитными. Потолок деревянный, покрыт берестяными полотнищами, прутьями или же обмазан глиной. Опора – балки с попереч. брусьями, опиравшимися на столбы, вмазанные в стены – служили основой для двускатной кровли. В сев.-вост. углу жилища помещался очаг или печь из каменных плит, обмаз. глиной. Специальная система отопления (от печи – дымовой канал, а в ю-з. углу жилища была вытяжная труба из долбленого ствола дерева). Рядом с дымоходом – нары или лежанки. В полу – ямы-погребки. Также хунну пользовались шалашами и юртами, возможно были и цельнодеревянные жилища.Погребения – как бескурганные с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы, так и подкурганные. Курганы разной формы стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. От насыпи могут отходить камен.полосы. Трупоположение, вытянуты на спине головой на север в четырехугол. дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда гробы обтягивали тканями. Погребальная пища – в головах, рядом с гробом, иногда отделялась перегородкой. Жертвенные животные – баран, корова, свинья. Иногда обнаруж кости собак и рыб. Также помещали вооружение (лук и стрелы); изд. из кости.Вооружение. Осн.оружие хунну – лук, сложносоставной, с 2-мя концевыми и 3-мя серединными накладками. Эти луки нашли широкое распространение. Стрелы – с березовыми древками и оперением из орлиных перьев. Наконечники в основном из железа и кости. У желез.наконечника перо было трехлопастным или плоски, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным. Копья имели желез.наконечники в виде массивного заостренного конуса с округлой втулкой. Мечи изв.только по пис.источникам. Найдены чешуйчатые панцири с желез. и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья. Известно конское снаряжение хунну – железные удила, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатыми псалиями из железа, рога, кости. Изв. уздечные пряжки и бляхи. Седло получило жесткий каркая. Исп. двух- и четырехколесные повозки.Сосуды – не только из керамики, но и из бронзы и дерева. Керамические сосуды – как вручную, так и на гонч.круге. Поверхность заглажена и залощена. Горшки с отогнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины-зернохранилища, иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом, корчаги. Сосуды орнаментированы по всей части тулова горизонтальными врезными волнистыми линиями и валиками. Иногда пересекаются с вертикальными. Сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну. Изв. деревян. кам. и керамич. чашечки с горизонт.ручкой китайского типа. Бронзовые сосуды.Орудия труда – связ. с земледелием, животноводством и др. На Иволгинском городище – чугунные наральники для деревянного рала с одной рукоятью (отлиты на месте, т.к. находки глиняных форм). Железные ножи – короткие с черенком, вставленным в роговую ручку. Железные мотыги, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, иглы, гарпуны, шилья, зернотерки…. Приборы для разведения огня (сост. из деревянной доски, дерев. палочки-сверлашурмакская культура (II в. до н.э. — V в. н.э.). Погребальные сооружения очень разнообразны: округлые каменные насыпи с круговой «крепидой» по периметру, под которыми могилы в виде деревянных срубов, каменных ящиков, колод, ям; круглые земляные насыпи, как правило с несколькими могилами; круглые каменные насыпи, чаще всего с одной могилой; круглые земляные насыпи, иногда окруженные каменным кольцом; каменные куполообразные конструкции; четырехугольные каменные выкладки, иногда с каменной оградкой; и некоторые другие.43.Искусство скифской эпохиСкифо-сибирское единство трактуется уже как определенное историческое явление или система, сложившаяся и существовавшая в евразийских степях, лесостепях и горных долинах на протяжении VI—III вв. до н.э. К числу признаков, объединяющих культуры относят устройства погребальных сооружений, их архитектурно-конструктивные черты, схожие элементы в обряде погребений. В вещах — конструктивную и смысловую близость солярных бляшек, зеркал, некоторых групп керамики. Сходство первоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства. На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки.  В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства —бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение скифских котлов, отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглых бляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды. К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы и культура Ордоса скифского времени.До сих пор не решен вопрос о происхождении культур скифо-сибирского мира. Причину сложения единой общности в степях Евразии Исследователи всегда видели в действии одного какого-то центра, Который играл определяющую культурологическую роль. Основу искусства скифо-сибирского мира РЖВ составляет «звериный стиль», для которого характерны изображения животных определённых видов, стилизация изображений животных не реальными, а в определенных позах, с соблюдением определённых канонов изображения. Искусство «звериного стиля» отражало мировоззренческую основу, мифологию народов скифского мира. Отдельным регионам скифо-сибирского мира присущи некоторые особенности искусства, поэтому выделяют скифское, савроматское, сакское и тагарское искусство. В своём развитии искусство скифского мира делится на раннескифское, искусство периода расцвета и позднее.Характерным признаком искусства было преобладание среди сюжетов изображений различных животных или их частей, ввиду чего оно относится к так называемому звериному стилю, распространённому у многих народов на ранней стадии их развития. При всём том скифский звериный стиль имеет свои особенности, обеспечивающие за ним самостоятельное положение. В раннем скифо-сибирском искусстве животные изображались в спокойном состоянии — идущими, лежащими или стоящими, иногда с повёрнутой назад головой, свидетельствующей, что их прототипами послужили фигуры в составе композиций. Репертуар образов раннего скифо-сибирского искусства не велик. Из животных чаще всего изображались козёл и олень, реже лось, или в виде одной головы, или в традиционном жертвенном положении — лежащими с поджатыми под туловище ногами с наложенными друг на друга передними и задними копытами. Чаще встречаются головки барана, а также изображения кабана как в виде стоящей или бегущей фигуры, так и одной головы. Иногда изображался заяц. Из хищников для раннего скифо-сибирского искусства характерна пантера — кошкообразный зверь с гладким, гибким туловищем, представленный и идущим, и лежащим, и свернувшимся в кольцо. Один из основных образов искусства «звериного стиля» — благородный олень в определенных, строго выдержанных позах — появляется в VII в. до н. э. и исчезает на рубеже III—II вв. до н. э. Изображение оленя отличается формой рогов, ног, морды, пасти, глаз, хвоста. Стилистические и индивидуальные особенности бляшек с изображениями оленей связаны с географическими районами. Во всех районах олень имел местное происхождение, а искусство оленьих бляшек развивалось по-своему, его определяла исключительно местная манера воплощения образа оленя. Изображения на оленных камнях, характерные для Монголии, Забайкалья и Тувы, встречаются иногда и в Причерноморье. Важны изображенные на них аксессуары: пояса, кинжалы, боевые топоры, ножи, орнаментальные мотивы и выполненные в определенной художественной манере изображения оленей. Все это позволило выделить стилистические типы и определить хронологию каменных изваяний степей Евразии I тыс. до н. э.

Внутри выделенных регионов искусство имело в основном самостоятельное развитие. В каждом из них формировались свои особенности, образы и сюжеты, а также стилистическое своеобразие, характерное только для определенного района. Не вдаваясь в детали, можно, например, отметить как характерную черту скифского искусства художественные сюжеты на сосудах, пекторали из толстой могилы, золотом гребне из кургана Солоха, серебряной амфоре. Особого внимания заслуживают сцены на скифских драгоценных сосудах и других предметах — фактически повествовательные сюжеты скифской мифологии, в основе которой лежат мифы о происхождении скифов, записанные Геродотом. Согласно одному из них, скифы происходят от сыновей Геракла и Ехидны, змееголовой девы. Легенда о первом скифском царе Таргитае и его трех сыновьях передана на серебряном сосуде из кургана близ Воронежа. Таргитай беседует со старшим сыном, напутствует среднего сына, который держит в руке два копья, а третьему сыну, который еще юн и не имеет бороды, он протягивает лук — символ власти над скифами.Уникальна золотая пектораль из Толстой Могилы. Поле ее разделено на три яруса. В центре нижнего яруса изображены грифоны, терзающие коня, далее схватка дикого кабана и оленя с леопардами и львами и погоня собак за зайцами.Довольно много общего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюм состоял из кожаной безрукавки - панциря, из нее выходили рукава мягкой рубахи, штаны опускались до щиколотки, где они заканчивались над кожаными мягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколотки ремнем. Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкое покрывало, ниспадающее до поясницы.Много изготовлялось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки.44.Искусство сармато-гуннской эпохи.Искусство гунно-сарматской эпохи отмечено продолжением традиций искусства скифской эпохи. Однако это только на первый взгляд, на самом деле это искусство другой хронологической эпохи, другого содержания и других духовных ценностей общества. Оно изначально синкретично, состоит как бы из двух компонентов: традиций, выработанных искусством скифской эпохи, и новых образов и манеры исполнения.Древо жизни — традиционный сюжет искусства.На паре золотых бляшек из Сибирской царской коллекции Петра, вероятно, передана мифологическая сцена, центром которой является Древо. Оно необычно: состоит из веток, которые заканчиваются толстыми гипертрофированными почками. Под деревом сидят два человека (европеоиды), рядом с ними стоят две лошади. Нижний отросток дерева соединен с мордой одной из лошадей. Второй такой же отросток как бы вырастает прямо из шеи человека. На руках у сидящих людей лежит третий человек (монголоид), одетый в короткий кафтан. Самое важное, пожалуй, то, что Древо растет из плеча этого человека (мертвого), являясь центром всей композиции. С ветками Древа жизни центрального символа соединены все персонажи повествовательной мифологической сцены. Древо выступает как символ возрождения, и поэтому показана прямая связь с ним животных и трех человеческих фигур.Близко по семантике, однако выполнено в другой стилистической манере Древо жизни на паре четырехугольных застежек из Сибирской коллекции: в Центре изображено стилизованное дерево, а по краям соединенные с ним фантастические животные. Вся четырехугольная пластина к тому же обрамлена веткой.Идея и художественные образы не были изолированными. На юге они были связаны с Древней Индией, Ираном, на севере — с лесным миром древних финно-угров, протославян.На западе за границами скифского мира тоже существовали символы культа солнца и плодородия. Например, изображение божества плодородия на пластинах серебряного котла в Дании. Голова божества обрамлена растениями, а поднятыми руками он держит за ноги оленей с рогами-деревьями.Вновь идеи плодородия: животное и человек, рог и растение. Oбразы этого искусства соответствуют мифотворчеству: представлениям о гармонии мира, космосе, явлениях природы и общества. Эти мифы несли своего рода формулы жизни скифо-сибирских обществ. Отсюда и утрирование деталей, неестественность поз, фантастичность сочетаний, подчеркивание нескольких основных деталей.В гунно-сарматскую эпоху II в. до н. э.— IV в. н. э. наблюдается постепенное затухание классического искусства скифской эпохи, появляются не свойственные предшествующему искусству сюжеты и формы: четырехугольные ажурные бронзовые бляшки с парами противостоящих друг другу быков, борьба коней и геометрические орнаментальные пластины-сетки. Они оформлены растительным орнаментом по краям или извивающимися змеями внутри. Характерны изображения животных в круге, бифигурные и многофигурные стилизованные изображения. В искусстве позднего «звериного стиля» начинают преобладать образы коня, птиц, антропоморфные фигуры.Искусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. господствует полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью. В искусстве ведущая роль переходит от зооморфных к антропоморфным образам и к монументальным.45.Археология античных государств ПричерноморьяОсновными факторами древнегреческой колонизации явились: торговые интересы и связи греков; возможность создания аграрных поселений в новых местах обитания; возможность получения дополнительного источника рабской силы; политическая эмиграция; внешнеполитические причины, в частности для малоазийских греков — лидийская и персидская угрозы. Истоками древнегреческой колонизации Северного Причерноморья были в первую очередь ионийские города: вне конкуренции оказался малоазийский Милет, жители которого основали большинство крупных северопричерноморских городов (Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Тира и др.). Но и другие ионийские города выводили свои колонии в Северное Причерноморье. Принимали участие в этом процессе также эолийские и дорийские греки. В целом же на всем протяжении существования античной цивилизации Северного Причерноморья четко выделяются три важнейших центра экономической, политической и культурной жизни, к которым так или иначе тяготели все остальные колонии региона. Это, во-первых, Ольвийский полис (демократическое государство), который возник во второй четверти VI в. до н.э. Во-вторых, это Херсонесское демократическое государство в Западном Крыму со столицей в Херсонесе Таврическом (на территории современного г. Севастополя), основанном в конце V или, по последним данным, в конце VI в. до н.э. В-третьих, это Боспорское государство, размешавшееся в Восточном Крыму, на Таманском полуострове и в устье Дона. Это государство, представлявшее собой своеобразную греко-варварскую монархию, окончательно сформировалось в IV в. до н.э.Поселения. Фортификация и планировка городовОсновными типами античных поселений в данном регионе являются города, сельские поселения, а с середины I в. н.э. — еше и римские военные лагеря, наиболее значительным из которых был Харакс.Северопричерноморские античные города были основательно защищены как естественными преградами, так и крепостными стенами из камня и сырцового кирпича.Так, в Ольвии, в период с V по III в. до н.э. были сооружены и неоднократно перестраивались (в целях усовершенствования) мощные стены, ворота фланкировались башнями.Появление римлян и последующее римское военное присутствие в северопричерноморских городах сказалось, помимо прочего, в совершенствовании старых укреплений и в появлении новых. Так, в Херсонесе были значительно реконструированы оборонительные сооружения и цитадель. В Ольвии была построена цитадель в верхнем городе со стенами до 3 м толщиной, с башнями и рвом.Планировка городов чаше была правильной квартально-прямоугольной, с перпендикулярными улицами. Таков в первую очередь Херсонес; элементы прямоугольной системы прослеживаются и в Ольвии, Фанагории, Горгиппии. Были и города с нерегулярным расположением улиц. Таков, например, Пантикапей, располагавшийся на вершине, на склонах и у подножия горы Митридат.Важнейшими частями северопричерноморского города являлись акрополь — религиозный и общественный пентр, а также убежище на случай опасности, и агора — торговая площадь и место народных собраний граждан. Акрополь хорошо изучен, в частности, в Пантикапее, где он находился в самой возвышенной части города. Агора наиболее четко прослежена в ходе раскопок в Ольвии, тогда как ярко выраженный акрополь здесь отсутствовал.Ольвийская агора, появившаяся в конце VI в. до н.э., была вымошена черепками и ограничена торговыми и складскими помещениями (ее площадь достигает 1,5 га). В IV—III вв. до н.э. на агоре построены два общественных здания — дикастерий (здание суда) и гимнасий с водопроводом, банными помещениями и уборной. К одьвийской агоре примыкал теменос Аполлона Дельфиния — культовый участок, где во второй половине VI в. до н.э. была посажена священная роща и установлен жертвенник, а затем в V и в IV вв. до н.э. последовательно строились соответствующие храмы этого божества. Кроме того, в Ольвии строились и храмы Зевса — ранний, на рубеже VI-V вв. до н.э., и более поздний — в III в. до н.э. В плане дома прямоугольные — как однокамерные, так и многокамерные. В многокамерных домах все помещения обычно группировались вокруг внутреннего дворика, куда выходили окна, тогда как внешняя стена была глухой. Постепенно план дома усложняется и внутренний двор часто превращается в открытый центральный зал дома, окруженный. При богатых домах часто имелись колодцы или же цистерны для сбора дождевой воды во дворах, а также подвалы. Раскопки в Северном Причерноморье выявили и различные общественные здания и сооружения. Прежде всего это каменные храмы. Они прямоугольные в плане, выполнены как в ионийском ,так и в дорийском ордере.Это могли быть как храмы с двусторонним оформлением колоннами у входов — так называемые храмы в антах, так и полностью окруженные колоннами.Известны также круглые храмы, окруженные колоннами — толосы. К общественным сооружениям можно отнести и водопроводы, несущие воду из природных источников. Таковые обнаружены, например, в Херсонесе, Пантикапее и Хараксе. Они состоят из глиняных труб и могут завершаться водохранилищем. В отличие от многих других греческих северо-понтийских городов Херсонес не погиб на рубеже античности и средневековья, поэтому трудно установить конечный этап истории античного Херсонеса. Верхней хронологической границей его условно принимается конец IV - начало V в. н.эТеатр Херсонеса был обнаружен во время исследований, проводимых в 1954 году. Театр находится в Юго-Восточной части городища Херсонеса в непосредственной близости от городских ворот. За время своего существования Античный театр Херсонеса Таврического был многократно перестроен. Первоначальное здание скены, судя по всему, было деревянным и со временем с развитием города было возведено каменное. Само здание подверглось наибольшему разрушению, однако удалось проследить расположение проходов на орхестру, которые находились по бокам от скены, колонн проскения и ряд других архитектурных особенностей, которые позволяют реконструировать примерный внешний облик театра.В результате исследований удалось установить, что Херсонесский театр был возведен на рубеже IV-III вв. до н.э. именно в это время прекращают функционирование располагавшиеся рядом могильник и ряд жилых помещений. В IV веке н.э. на территории Херсонеса Таврического основательно укрепляется христианство. Приверженцы новой религии активно боролись с различными проявлениями язычества, одним из которых небезосновательно считался театр. И уже к концу IV века театр перестает функционировать. А на его месте воздвигается несколько христианских храмов.ПогребенияАнтичные некрополи размещались в основном вблизи поселений. Как и в метрополиях, это могли быть и бескурганные, и подкурганные захоронения. До V в. до н.э. в Северном Причерноморье нет греческих курганов, но потом они появляются, и в конечном счете их становится здесь значительно больше, чем в метрополиях. Господствует трупоположение. Несколько реже встречается захоронение кремированных остатков, причем само сожжение могло производиться как на месте погребения, так и на стороне — в специально отведенных местах, вне некрополя.Погребальные памятники северопричерноморской античности имеют свои особенности в сравнении с остальными зонами античной цивилизации.С одной стороны, несомненна их связь с обрядовыми нормами метрополии. Так, над могилами ставятся плиты с именами погребенных, надгробия с героизированными рельефными изображениями умерших или их статуи. Часто используются деревянные гробы, а также деревянные или каменные саркофагВ целом же северопричерноморские античные погребальные сооружения различны. Обычно хоронили в ямах или фамильных склепах.Ямы были вырыты в земле или вырублены в скале. Склепы, пик популярности которых приходится на два периода — IV—III вв. до н.э. и I—III вв. н.э., сооружались из камня или сырца и были прямоугольными или квадратными в планеОдин из наиболее ярких в архитектурном отношении погребальных памятников северопричерноморской античности —Царский курган конца IV в. до н.э. под Керчью. Данный курган достигал в высоту 17 м и перекрывал квадратный каменный склеп, с уступчатым сводом, составленным белокаменными концентрическими кругами. К склепу вел дромос с каменными стенами и каменным уступчатым сводом. Само же погребение оказалось полностью ограбленным. основу экономики составляло земледелие. Раскопки на территории так называемой хоры — сельскохозяйственной окрути полисов — выявили систему организации земледелия. Греки принесли в этот регион привычные им методы обработки почвы и орудия труда. В одних случаях тому имеются прямые археологические доказательства, в других— исследователи судят по данным письменных источников. Местами знали искусственное орошение, о чем свидетельствует находка канала у с. Айвазовское. Применялись также: террасирование, о чем, в частности, свидетельствуют остатки подпорных стен, укреплявших почвенный слой в херсонесских усадьбах; возможно удобрение навозом и перепревшей соломой.

специальные ямы для хранения зерна — грушевидной формы с каменными крышками-плитами. Есть бесспорные следы развития виноградарства и виноделия — это остатки виноградных плантажей, изображения виноградарских ножей на надгробиях, виноградной лозы на монетах .О том же говорят и находки самих виноградарских железных ножей, и следы массового местного производства пифосов, в которых вино хранилось, и остродонных амфор, в которых его транспортировали. Наличие виноделен подтверждается находками каменных площадок для ножного выдавливания сока, каменных плит-тарапанов, служивших основаниями для прессов, и, наконец, каменных цистерн, в которые стекал сок.Обязательной частью земельных наделов были огороды и сады. Письменные источники свидетельствуют о том, что древние греки культивировали лук, чеснок, капусту, яблоки, груши, айву, миндаль, смоковницу, каштаны и т.д. Дикорастущие сорта они превращали в садовые путем прививок, а также выводили новые сорта. Обнаружены садовые железные ножи. На первом месте было разведение мелкого рогатого скота, дававшего мясо, молоко и шерсть. Следующим по важности был крупный рогатый скот — тягловая сила, источник молока, мяса и кожи, шедшей на обувь и доспехи. Активно разводили лошадей, использовавшихся прежде всего как транспортное средство и в военном деле. Кроме того, разводили свиней, а также собак.Большой размах имело рыболовство, чему есть как письменные, так и археологические свидетельства. Рыбный импорт из северопричерноморского региона очень ценился в греческих метрополиях, а затем и в Римской империи. Керамическое производство в северопричерноморских античных колониях достигло высочайшего уровня и существовало как в городах, так и в сельских поселениях. Остатки керамических производств весьма многочисленны. Обнаружены гончарные мастерские, керамический брак, сводчатые двухъярусные печи для обжига керамики, а в Херсонесе, Пантикапее и предположительно в Фанагории — даже специальные ремесленные кварталы. Керамическими стройматериалами и архитектурными деталями были в первую очередь черепица и кирпичи, облицовочные плитки и трубы для водопровода и парового отопления. Из глины также производили акротерии, антефиксы, симы — терракотовые детали кровли и верхних частей зданий, украшенные рельефными изображениями. Виды сосудов были чрезвычайно разнообразны. Наиболее многочисленны остродонные узкогорлые двуручные амфоры — тара для перевозки или хранения вина, масла, сыпучих веществ и др. Для кухонных нужд использовались горшки, сковороды, кувшины, миски. Разнообразные столовые сосуды были представлены блюдами, плоскодонными широкогорлыми амфорами, кратерами, пеликами, гидриями, ойнохоями, киликами и т.д. Археологические источники демонстрируют высокий уровень северопричерноморской античной металлургии — как черной, так и цветной. Большинство орудий труда, предметов вооружения, многие строительные детали, почти все скобяные изделия делались из железа и стали.  Основным приемом кузнечной обработки была ковка, но также использовалась термическая обработка, закалка стали, цементация, сваривание железа со сталью для получения лезвий повышенной твердости. Готовые изделия подвергались холодной обработке.Из меди и бронзы производили орудия труда, оружие (наконечники стрел, панцири, шлемыОсновной метод цветной металлообработки — отливка в формах. Найдены плавильные печи (высокие цилиндрические, в них через глиняные сопла мехами подавался воздух), керамические тигли (для плавления небольших порций). Уже в VI в. до н.э. в северопричерноморских городах зародилась торевтика — художественная обработка металлов. Золото поступало в Северное Причерноморье скорее всего из Малой Азии, Закавказья, серебро — в первую очередь из Афин. Методы обработки: плавка в тиглях, отливка в жесткие и пластические формы, ковка, волочение проволоки пайка, штамповка, тиснение.С III в. до н.э. практиковалось золочение серебряных и бронзовых изделий с помощью их покрытия ртутным раствором золота. С рубежа III-II вв. до н.э. распространяется инкрустация металлических изделий камнями, цветным стеклом, эмалью (полихромный стиль). Этот стиль достигает своего апогея на рубеже эр. Хорошо известна и керамика, покрытая черным или красным лаком. Чернолаковая посуда распространилась в северопричерноморских колониях практически с самого начала своего возникновения, причем это были не только привозные сосуды, но и подражающие им местные. Среди чернолаковых были сосуды как сплошь покрытые лаком, так и неполностью лакированные — с сюжетными росписями. Чернолаковые расписные сосуды в VI — начале V в. до н.э. были чернофигурными: на такой вазе фигуры персонажей изображались с помощью черного лака, а детали лица, мускулатуры, одежды при этом прочерчивались резцом. На красных стенках этих ваз на глаз или по трафаретам контурными линиями черного лака очерчивались изображаемые фигуры, после чего черным лаком заливался весь окружающий фигуры фон, тогда как сами фигуры оставлялись красными. Детали лица, мускулатуры, одежды при этом наносились тонкими линиями черного лака, концентрированного или разбавленного до светло-коричневого состояния.С середины IV в. до н.э. вместо краснофигурной сюжетной росписи практикуется растительный орнамент — одновременно расписной и налепнойВ первые века н.э. в Северном Причерноморье появляется собственное стеклоделие. При раскопках ряда городов обнаружены отходы стеклянного производства, а в Юго-Западном Крыму выявлен целый комплекс обжигательных печей, использовавшихся для производства стекла.Римляне принесли в Северное Причерноморье традицию изготовления оконного стекла.Как самостоятельные ремесла существовали костерезное дело, кожевенное дело, ткачество, прядение, о чем свидетельствуют находки соответствующих отходов и таких изделий, как многочисленные ткацкие грузики для оттягивания нитей на станках, пряслица веретён, остатки мебели, игрушечные модели деревянных повозок и др. Производился активный выпуск монет. В течение всей античной эпохи свою монету выпускали 4 северопричерноморских города: Ольвия, Херсонес, Пантикапей и Тира. Монетные кружки первоначально отливались в формах, а затем на них путем чеканки штемпелями наносились изображения и легенды. Изображения на монетах в типологическом и стилистическом отношениях претерпевают те же изменения, что и во всем античном мире. При этом в период римского влияния местная монетная система ориентируется на римскую систему. Особое место в монетном деле занимает Ольвия: в начале истории этого полиса здесь ходила крупная круглая медная монета ,которая не чеканилась, а полностью отливалась в двусторонних формах. Также в Ольвии в ранний период отливались совершенно оригинальные монеты в виде бронзовых дельфинчиков и стрелок. Но в IV-III вв. до н.э. крупные литые медные монеты постепенно вытесняются более удобными небольшими чеканенными монетами из серебра и золотаВысокого уровня в Северном Причерноморье достигла монументальная живопись. Обнаружены росписи стен жилых зданий и погребальных склепов. Персонажи сюжетных росписей весьма разнообразны: это боги, люди, животные, растения. Используются различные геометрические детали. Многообразны и сами сюжеты — это пейзажи, мифологические сцены, жанровые и батальные сцены. В памятниках античных государств Северного Причерноморья известна как привозная, так и местная скульптура. Привозная монументальная скульптура была в основном мраморной. Вместе с тем в IV—II вв. до н.э. наблюдается расцвет местной монументальной скульптуры. Это как круглая скульптура — изображения богов, портреты местных жителей и т.д., так и рельефы на мраморных фризах храмов, на которых помимо изображений религиозных процессий демонстрировались растительные и зооморфные мотивы. Местные черты проявляются порой в излишней детализации, порой в некотором нарушении пропорций и в статичности персонажа.

Искусство: В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра):

  • монументальное — пещерная живопись и рельефы;

  • искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками);

  • прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической — человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.

Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.

Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь — мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты.

Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией.


Пикетаж — техника создания изображения посредством выбивания точечных углублений. 

Предметы искусства малых форм — статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями — распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии таких находок гораздо больше, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилишах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

Реализм женских изображений, с одной стороны, а с другой — акцентирование половых признаков, отображение признаков беременности позволяют говорить о значимости выражения именно материнского начала. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага.

Женские изображения могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

Для изготовления предметов

мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.

11.Общая характеристика мезолита

Эпоху каменного века между палеолитом и неолитом иногда называют эпипалеолитомсредним каменным векомголоценовым палеолитом, но чаще всего — мезолитом. Археологические культуры и памятники мезолита относятся большинством исследователей к трем климатическим фазам послеледникового времени:

  • пребореалу — от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н.э.,

  • бореалу — 7,5/7-6 тыс. лет до н.э. и

  • началу атлантического периода (атлантикума) — 6-5,5 тыс. лет до н.э.

Практически все исследователи соотносят мезолит с периодом от XX до VI, а в некоторых районах и до V тысячелетия до н.э.
История выделения эпохи мезолита непроста. Ученые вплоть до начала XX в. полагали, что в Европе между эпохами палеолита и неолита длительное время существовали значительные по площади незаселенные территории. Лишь в последней четверти XIX в. были открыты памятники, культурные слои которых перекрывали палеолитические, но были отличными от них по характеру и содержащемуся инвентарю. Это побудило археологов к выделению азильской и тарденуазской культур (пещеры Мас-де-Азиль и Тарденуаз во Франции), которые через некоторое время заняли свое место в общей периодизации каменного века, например в периодизации Мортилье. Азильская и тарденуазская эпохи выделялись для территории Европы как наиболее поздние стадии древнего каменного века, однако дискуссия об их отличительных особенностях продолжалась.


В 1928 г. украинский ученый М.Я. Рудинский впервые в отечественной литературе ввел термин «мезолит» и высказал предположение о существовании особого мезолитического периода каменного века. В 30-х гг. известный английский археолог Д.Г.Д. Кларк обосновал выделение мезолита как отдельного большого периода.


Природные условия и расселение человека

Предпосылки перехода от палеолита к мезолиту определялись глобальными климатическими изменениями. Приблизительно 13 тыс. лет тому назад (11 тыс. лет до н.э.) начинается глобальное послеледниковое потепление. Эпоха плейстоцена сменяется эпохой голоцена. Территория Европы постепенно освобождалась от ледниковых покровов, огромные массы воды, образовывавшиеся при таянии ледника, изменяли очертания и характер древнего рельефа. Уровень воды в Мировом океане, а особенно в Каспийском, Черном и Балтийском морях, значительно поднялся, и к IX-VIII тыс. до н.э. достиг наивысшего уровня за всю историю этих водоемов. Постепенно формировались близкие к современным очертания морей и русел рек. Этот процесс, начавшийся на рубеже плейстоцена и голоцена, был очень длительным и завершился не ранее V тысячелетия до н.э., в эпоху неолита.

В послеледниковое время произошли серьезные изменения всего природного комплекса. На занятых ранее ледниковым щитом областях сформировались новые природные зоны: самые северные области занимали тундры, чуть южнее — значительные территории покрылись хвойными, а еще южнее — широколиственными лесами. В пребореале (7,5-7 тыс. лет до н.э.) потепление было столь стабильным, что произошло сокращение тундр и продвижение к северу березовых, сосновых и еловых лесов, которые почти повсеместно достигли побережья Ледовитого океана.

Холодные степные пространства на юге Русской равнины меняют свой растительный покров на более пышный и теплолюбивый, области, известные впоследствии как пустыни, были обводнены и покрыты богатой растительностью.

Изменение растительности непосредственно отразилось на развитии животного мира. Еще в конце палеолита начали вымирать мамонт, шерстистый носорог и овцебык. Такие холодолюбивые животные, как северный олень и песец, отступили далеко на север и широко размножились в тундровой и таежной зонах. Последние представители мамонтовой фауны доживали свой век в приполярных широтах Сибири. Потепление климата, гнавшее мамонтов на север, а с другой стороны — повышение уровня серных морей, теснившее мамонтов на юг, резко сократили пригодную для их жизни территорию. К началу VI тысячелетия до н.э. одна из последних популяций мамонтов сохранилась лишь на острове Врангеля в Чукотском море, где, по последним сведениям, они просуществовали до IV тысячелетия до н.э.


В позднеледниковое время происходит заселение человеком лесной зоны европейской части России. На территории, освобождающиеся от ледяного покрова, вслед за представителями холодолюбивой фауны на север двинулись люди. В течение относительно краткого промежутка времени люди достигли берегов формировавшегося тогда Балтийского моря, верховьев Днепра и Волги. В эту эпоху происходит заселение человеком арктического побережья Кольского полуострова, Заполярья и Дальнего Востока.

12.Хозяйство и быт мезолитической эпохи

Смена природных зон и ландшафтов

Изменения природной среды привели к изменению образа жизни мезолитического населения. В течение всего нескольких тысячелетий первобытные обитатели территории почти всей Европы, долгое время жившие в относительно холодных условиях, превратились в жителей умеренных или теплых климатических зон, с иным растительным и животным миром. То же самое можно сказать и об остальных регионах, так как в это время человек освоил все без исключения природные зоны.

Из-за появления резких природных различий между отдельными географическими районами и климатическими зонами именно в мезолите формируются специфические особенности освоения человеком того или иного региона, которые прослеживаются на протяжении всей последующей истории. Так, в южной зоне — зоне лесостепей и богатых растительностью степей — с самого начала преобладает интенсивное собирательство, что достаточно быстро приводит к переходу к производящим формам хозяйства. В районах Северной Африки, на Переднем Востоке и на севере Иранского нагорья — на территории так называемых «земель плодородного полумесяца» — период мезолита был очень коротким и переход к неолиту совершился быстро, в течение 2-3 тысяч лет. Передний Восток стал на долгое время «генератором» новых идей и регионом, откуда мигрировавшее население несло новые культурные традиции на соседние территории. Напротив, лесная зона на очень долгое время остается традиционным миром охотников—рыболовов-собирателей.

Распространение лесных и степных видов животных, появление большого количества водоплавающей птицы, рыбы и моллюсков, широкое распространение более теплолюбивых видов растительности — все это предоставляло много новых пищевых ресурсов мезолитическим охотникам, рыболовам, собирателям и соответственно требовало выработки новых форм культурно-хозяйственной адаптации.