Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная с ДОТ |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа М20Э111
Студент
А. Р. Валеева
МОСКВА 2021
Социализация личности: этапы, факторы, механизмы.
Под социализацией личности можно понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей и социальных норм, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Усвоение социальных ролей, как и в целом формирование личности, происходит в результате социализации.
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации: первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека, а именно: детство; подростковый период; зрелость.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном С точки зрения субъект-объектных общественных отношений, Петровским А.В., собственную периодизацию социализации предложил и Колберг.
Факторы социализации – это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.
Среди факторов социализации выделяют:
Макрофакторы - оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах (вселенная, космос. планета Земля, страна, общество, государство и т.д.).
Мезофакторы - это определенные условия социализации групп людей (объединенных национальным признаком, типом и местом поселения, принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации, этнические особенности, ментальные или духовные).
Микрофакторы - это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д.
Социализация человека происходит с помощью следующих механизмов:
Закон повторения, суть которого заключается в том, что дети подражают взрослым, а подчиненные своим руководителям;
Закон противопоставления связан с тем, что человек в душе выбирает одну из моделей поведения;
Закон приспособления реализуется, когда в процессе адаптации друг к другу достигается согласие и компромисс.
Важным механизмом социализации Э. Дюркгейм считает, например, принуждение индивида обществом и социальный контроль. П.А. Сорокин к этим механизмам относит - имитацию, принадлежность к какой-либо общности, личностный и социальный контроль.
Помимо этого, к механизмам социализации относят следующие группы:
Социально-психологические – запечатление (импринтинг), происходящее в основном в младенчестве, когда младенец фиксирует на подсознательном уровне жизненно важные для него объекты.
Экзистенциальный нажим – неосознаваемое усвоение норм социального поведения в ходе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание, естественно, это пример какого-либо лица. Рефлексия или внутренний диалог, когда человек что-то оценивает, отвергает или принимает.
Социально-педагогические – к традиционному механизму относятся те стереотипы, которые приняты в семье или ближайшем окружении. Их усвоение идет на неосознанном уровне при помощи запечатления.
Социальная типология личности.
Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.
В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:
Традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое;
Идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях;
Фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни;
Реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину, и самоконтроль;
Гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний.
Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.
На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности: нигилист; реакционер; реформатор; революционер.
Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.
В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном обществе. В ней обосновывался тезис о деградации пролетариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антагонистом» властвующих структур.
Одномерное общество формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со стороны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образования, средств массовой коммуникации, досуга, армию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действительно видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авторов рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется.
Тем самым создается благодатная почва для социального конформизма и манипулирования массовым сознанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.
В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возникновения глобальных проблем;
- ориентация на абсолютную эффективность производства;
- ориентация на создание и удовлетворение порабощающих людей потребностей;
- понимание обусловленности человеческого существования исключительно средствами экономического роста;
- представление о непосредственном совпадении расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества;
- представление о направленности исторического прогресса ко всеобщему эгалитарному равенству или экономическому благополучию.
В итоге «одномерный человек» из «спящей массы» (рабочий класс), интегрированный в это общество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма.