Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная с ДОТ



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социология



Группа М20Э111
Студент
А. Р. Валеева


МОСКВА 2021

Социализация личности: этапы, факторы, механизмы.
Под социализацией личности можно понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей и социальных норм, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Усвоение социальных ролей, как и в целом формирование личности, происходит в результате социализации.

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации: первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека, а именно: детство; подростковый период; зрелость.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном С точки зрения субъект-объектных общественных отношений, Петровским А.В., собственную периодизацию социализации предложил и Колберг.

Факторы социализации – это условия, определенные обстоятельства, побуждающие индивида к активному действию.

Среди факторов социализации выделяют:

Макрофакторы - оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах (вселенная, космос. планета Земля, страна, общество, государство и т.д.).


Мезофакторы - это определенные условия социализации групп людей (объединенных национальным признаком, типом и местом поселения, принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации, этнические особенности, ментальные или духовные).

Микрофакторы - это различные социальные группы, непосредственно влияющие на человека и участвующие в процессах его воспитания: семья, рабочий коллектив, группы сверстников и т.д.

Социализация человека происходит с помощью следующих механизмов:

Закон повторения, суть которого заключается в том, что дети подражают взрослым, а подчиненные своим руководителям;

Закон противопоставления связан с тем, что человек в душе выбирает одну из моделей поведения;

Закон приспособления реализуется, когда в процессе адаптации друг к другу достигается согласие и компромисс.

Важным механизмом социализации Э. Дюркгейм считает, например, принуждение индивида обществом и социальный контроль. П.А. Сорокин к этим механизмам относит - имитацию, принадлежность к какой-либо общности, личностный и социальный контроль.

Помимо этого, к механизмам социализации относят следующие группы:

Социально-психологические – запечатление (импринтинг), происходящее в основном в младенчестве, когда младенец фиксирует на подсознательном уровне жизненно важные для него объекты.

Экзистенциальный нажим – неосознаваемое усвоение норм социального поведения в ходе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание, естественно, это пример какого-либо лица. Рефлексия или внутренний диалог, когда человек что-то оценивает, отвергает или принимает.

Социально-педагогические – к традиционному механизму относятся те стереотипы, которые приняты в семье или ближайшем окружении. Их усвоение идет на неосознанном уровне при помощи запечатления.
Социальная типология личности.
Социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека, а посредством них – на его поведение в обществе.



В современной социологии наиболее широко распространено выделение типов личности на основании ценностных ориентаций:

Традиционалисты, ориентированные преимущественно на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, выраженность стремления к самореализации и самостоятельности у рассматриваемого типа личности крайне низкое;

Идеалисты характеризуются сильно выраженным критическим отношением к традиционным нормам, независимостью и пренебрежением к авторитетам, установками на саморазвитие при любых условиях;

Фрустрированные личности, характеризующиеся низкой самооценкой, угнетенным и подавленным мироощущением, ощущением себя за гранью потока жизни;

Реалисты сочетают стремление к самореализации и развитое чувство долга и ответственности, здоровую долю скептицизма и самодисциплину, и самоконтроль;

Гедонические материалисты ориентируются, преимущественно, на получение сиюминутных удовольствий, и такая погоня превращается в процесс удовлетворения потребительских желаний.

Иными словами, социальный тип личности – это отражение влияния общественной системы на ценностные ориентации человека и посредством них на его реальное поведение.

На основании критического отношения к социальной реальности выделено четыре типа поведения личности: нигилист; реакционер; реформатор; революционер.
Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.
В работе Г. Маркузе «Одномерный человек» (1964 г.) раскрывалось понимание характера и движущих сил революции в современном общест­ве. В ней обосновывался тезис о деградации проле­тариата в «индустриальных странах», так как он интегрирован в систему и перестал быть «антаго­нистом» властвующих структур.

Одномерное общес­тво формирует одномерное сознание, являющееся результатом манипулятивного воздействия со сто­роны технократов, бюрократов, партократов и т. п. через индустрию школьно-вузовского образо­вания, средств массовой коммуникации, досуга, ар­мию, церковь и т. д. Повседневный язык современного общества, по мнению Маркузе, формировался в реальной жизни и отражает то, что люди видят по телевидению, слушают по радио, читают в газетах, беседуют с людьми. Все сливается с тем, что они действитель­но видят, чувствуют, думают. В результате люди говорят и языком своих господ, политиков, авто­ров рекламных текстов и т. п., и их критическое отношение к действительности ослабляется.


Тем самым создается благодатная почва для социально­го конформизма и манипулирования массовым со­знанием, придания ему одномерного характера, и предотвращения опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.

В результате формируется одномерное видение мира, на котором лежит ответственность возни­кновения глобальных проблем;

- ориентация на абсолютную эффективность производства;

- ориентация на создание и удовлетворение порабощающих людей потребностей;

- понимание обусловленности человеческого су­ществования исключительно средствами экономи­ческого роста;

- представление о непосредственном совпаде­нии расширения технико-рациональных структур и действий с духовным развитием общества;

- представление о направленности историчес­кого прогресса ко всеобщему эгалитарному равен­ству или экономическому благополучию.

В итоге «одномерный человек» из «спящей мас­сы» (рабочий класс), интегрированный в это об­щество, не способен ни выработать, ни воспринять революционное сознание как непременное условие и предпосылку социальной революции. Рабочие в случае серьезного кризиса рискуют потерять больше, чем только свои цели. Поэтому они во всех высокоразвитых странах представляют главную силу консерватизма.