Файл: Частное образовательное учреждение высшего образования восточная экономикоюридическая гуманитарная академия (Академия вэгу) Творческая аттестационная работа Рекомендации для родителей по общению и развитию ребенка младенческого возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Творческая аттестационная работа
« Рекомендации для родителей по общению и развитию ребенка младенческого возраста »
Преподаватель
Оглавление
-
Введение…………………………………………………………….. 3 -
Рекомендации по общению……………………………………….. 4 -
Рекомендации по развитию……………………………………… 6 -
Список литературы………………………………………………... 9
Введение
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? В первые месяцы жизни очень важно наладить психологический контакт с крохой. Это станет и залогом гармоничного развития ребенка, и фундаментом вашего с ним взаимопонимания.
Цель данной работы:
Составить рекомендации для родителей по общению и развитию ребенка младенческого возраста.
Предмет: младенческий период ( 1мес. – 1год)
Объект: развитие ребенка младенческого возраста
В качестве метода исследования использовался теоретический анализ литературы
-
Рекомендации по общению
Учитесь понимать малыша
Единственный способ общения с внешним миром, доступный новорожденному, – это плач. Им малыш может выражать и то, что он голоден, и то, что ему жарко, и то, что у него что-то болит. Умение улыбаться, гулить, показывать, что конкретно волнует его, появится значительно позже. Пока же учитесь по малейшим ноткам в интонации младенца определять, почему малыш плачет. Сначала это будет непростой задачей, но поверьте: через несколько недель вы научитесь не хуже профессионального переводчика расшифровывать «язык» своего малыша.
Кстати, процесс налаживания взаимопонимания не будет односторонним. Малыш будет пытаться всячески помочь вам в этом. Со временем он поймет, на какой крик родители быстрее обращают внимание, на какой начинают кормить и т.д., и начнет использовать звуки, учитывая эти закономерности.
Говорите как можно больше!
Когда малыш бодрствует, общайтесь с ним как можно больше. Смысла слов он, конечно, еще не поймет, но ваши интонации и настроение передадутся ему. Уже с первых дней жизни у малыша начинает развиваться способность реагировать на ваш тон голоса и мимику. Мы уверены, что вы хотите, чтобы ваш голос начал ассоциироваться у младенца с уверенностью, надежностью, спокойствием, поддержкой, чтобы он понял, что мама всегда рядом.
Можно запастись детскими книжками и читать малышу вслух, можно просто рассказывать обо всём, что видите перед собой, комментировать свои действия. Сопровождайте пояснениями все, что вы делаете рядом с ребенком. Реагируйте, «отвечайте» на все звуки, которые издает малыш, на все его жесты. Задавайте крохе вопросы, как будто вы адресуете их ребенку старшего возраста. Такие «взрослые» обращения дадут малышу возможность реагировать на них выражением лица, жестами и быстрее понять речь. Известно, что у родителей, которые как можно раньше и чаще начинают разговаривать с детьми, малыши также начинают говорить раньше.
Перед сном пойте малышу колыбельные. Хорошо, если это превратится в традицию: тогда вам будет легче укладывать его спать и когда кроха подрастет. Можно включать приятную мелодичную музыку, а можно петь самой. Колыбельная – это тоже общение!
Общение малыша с папой
Предоставьте папе малыша возможность общаться с малышом, когда это возможно. Очень велика вероятность, что ребенок будет хуже идти на контакт с папой: с мамой он проводит больше времени, она ближе. Но иногда случается и обратное: некоторые дети намного охотнее общаются с папой, чем с мамой. Но в любом случае, для малыша важно чувствовать любовь и внимание обоих родителей.
Не сюсюкайте!
Сюсюканье – не лучшая форма общения с малышом. Не стоит нарочно коверкать слова, шепелявить и проглатывать буквы и слоги, подражая детскому лепету. Ребенок учится всему у вас и впитывает каждое ваше слово, словно губка. Зачем же учить его тому, от чего многие родители потом не могут отучить своих детей?
Спокойствие, только спокойствие
На самом раннем этапе своей жизни для ребенка является важным эмоциональный контакт с родителем - чаще всего это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.
Постарайтесь не суетиться и не нервничать, находясь рядом с малышом, окружите его атмосферой спокойствия и гармонии. Новорожденный многого не понимает, но все чувствует – и любое ваше волнение обязательно передастся ему. Если вас очень беспокоит, что вы не управляетесь со всеми домашними заботами, зовите на подмогу бабушку, сестру или еще кого-нибудь из родных.
-
Рекомендации по развитию
Развитие ребенка на первом году жизни происходит стремительно и скачкообразно. Не существует двух одинаковых детей, кто-то начинает рано садиться, кто-то начинает рано ползать, другой ребенок много и часто вокализирует и смеется или с интересом обследует предметы разными способами: рассматривает, перекладывает из руки в ручку, тянет в рот.
Однако малыш может и отставать в освоении тех или иных навыков от сверстников. Существуют критерии, по которым можно определить, отстает ли ребенок в двигательном, сенсорном, эмоциональном и доречевом развитии.
В раннем возрасте, на первом году жизни, выделяют важные направления (линии развития):
- слух,
- зрение,
- доречевое развитие,
- движения,
- навыки общения.
На что обратить внимание при развитии слуховых способностей ребенка.
На первом месяце жизни стоит определить, слышит ребенок громкие звуки. На звуковой раздражитель малыш может вздрогнуть, зажмуриться, заплакать (это правильная реакция).
В следующие пару месяцев ребенок начинает прислушиваться к голосу мамы, поворачивать голову в сторону голоса.
На что обратить внимание при развитии зрительных способностей ребенка.
Новорожденный ребенок лучше фиксирует взгляд на четком черно-белом орнаменте. Даже в 10 дней сытый и выспавшийся малыш способен недолго проследить глазами за таким предметом вправо и влево на небольшом расстоянии от глаз.
В 1-2 месяца ребенок начинает следить за предметом на большем расстоянии, начинает поворачивать голову при прослеживании предмета.
Стоит обратить внимание на тот факт, видят ли оба глаза у ребенка. Для этого можно прикрыть один глаз и посмотреть, следит ли ребенок за предметом открытым глазом.
Малыш, видящий только одним глазом, может начать брать игрушки только с одной стороны, наклонять голову, пытаясь таким образом расширить себе поле зрения.
На что обратить внимание при развитии общих движений ребенка.
Понаблюдайте:
может ли ваш малыш удерживать голову в 3-4 месяца?
Начинает ли он в этом возрасте опираться на ножки?
В 5-6 месяцев умеет ли он переворачиваться со спины на живот, а потом и обратно?
Начал ли он ползать в 7-8 месяцев на четвереньках?
Пытается ли он вставать в кроватке, садиться в 8-9 месяцев?
Начал ли он делать первые шаги в 11-12 месяцев:
Стоит обратиться к специалисту, если ребенок долго не опирается на ножки, не встает на четвереньки, ползает по-пластунски, долго не начинает ходить.
На что обратить внимание в речевом развитии ребенка.
Обратите внимание:
начинает ли малыш в 1-2 месяца пытаться повторять за вами звуки, единичные гласные звуки?
Как много он гулит (произносит гласные звуки) с 2 до 5 месяцев?
Появился ли в 6-7 месяцев лепет (слоги) у ребенка, сначала единичные слоги, чаще (да, ба, ма), а затем и цепочки слогов?
Пытается ли малыш в 9-10 месяцев вступать в перекличку со взрослым (повторяет за взрослым слоги)?
Появились ли к году у ребенка первые лепетные слова, относящиеся именно к определенному предмету, действию, человеку, животному (дай, на, бах, мама, папа и др.)?
Стоит обратить внимание и на понимание речи. В 9-10 месяцев ребенок должен знать своё имя. А к году понимать простые инструкции (принеси, положи, отдай), знать названия нескольких предметов или игрушек.
На что обратить внимание в развитии эмоций ребенка.
Малыш в 1-2 месяца начинает улыбаться в ответ на улыбку взрослого, в 3-4 месяца активно эмоционально реагировать на общение с мамой, улыбаться, произносить звуки, смеяться.
К 6 месяцам у малыша сформируется привязанность к близкому взрослому. Он начинает выделять маму из всех окружающих, плакать при расставании и радоваться при её появлении.
Необходимо обратиться к специалисту, если ребенок не смотрит в глаза взрослому, равнодушен во время эмоционального общения со взрослым, после 6 месяцев не огорчается при расставании с мамой, совершает стереотипные движения, раскачивается, мотает головой, сосет пальчики.
Если вы заметили отклонения в развитии своего ребенка, проконсультируйтесь у детского невролога и дефектолога, специализирующегося на раннем возрасте.
Список литературы:
-
Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие Линн Мюррей , Альпина нон-фикшн , 2016 -
Психология развития. Избранные работы
Выготский Л.С. М.: Юрайт , 2017 -
Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М., 1986