Файл: Самостоятельная работа и Зачет по дисциплине диагностика и коррекция детей с нарушениями в развитии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.Составьте план коррекционной работы с детьми соответственно возрасту: 4-6 лет.
План коррекционной работы с детьми соответственно возрасту: 4-6 лет
Сентябрь
1. Изучение психомоторного развития, эмоционального состояния детей.
2. Знакомство
3. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.
4. Диагностика
5. Вводное занятие (мячи, коврики, музыка).
Октябрь
1. Познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира.
2. Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.
3. Ознакомить детей со строением и основными частями тела.
4. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память.
Блок «Я и мои помощники»
- помочь осознать телесную активность в процессе межличностного взаимодействия.
- развивать невербальную коммуникацию: мимику, жестикуляцию.
- развитие невербальной коммуникации (коробка с мелкими предметами, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, звуков природы, мелкие предметы: камешки, мешочки с крупой).
Ноябрь
1. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память
2. Знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть).
3. Учить определять чувства и эмоции по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.
4. Обучение самоконтролю за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.
5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, учит выражать настроение мимикой и пантомимикой.
6. Развивать чувство эмпатии (карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, магнитофон).
Декабрь
1. Учить развивать координацию движений.
2. Способствовать психическому и физическому оздоровлению.
3. Учить вырабатывать умения устанавливать оптимальные контакты с окружающей средой (карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, магнитофон с записью весёлой и грустной музыки, карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «Обида», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.
Январь - Февраль
1. Раскрытие природного потенциала личности каждого ребенка - антистрессовая гимнастика
- техника целительные руки
- техника на принципе резонанса и вибраций
Март
1. Развивать равновесие, баланс тела, умения владеть своим телом на осознанном уровне.
2. Способствовать укреплению и развитию психического и физического здоровья детей.
3. Развивать навыки межличностного взаимодействия.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Блок «Развитие крупной моторики»
5. Развитие координации (парные упражнения).
Мешочки с песком, теннисные мячи (резиновые игрушки, карандаши, шары.
Апрель
1. Продолжать обучению развития мелкой моторики пальцев рук.
2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей.
3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.
4. Регулирование психофизиологического состояния детей.
5. Упражнения с палочками и карандашами.
6. Упражнения с палочками и карандашами (продолжение)
7. Упражнение с шарами. (деревянные палочки, шары).
Май
1. Учить снимать мышечные зажимы через использование телесно-ориентированной терапии.
2. Обучать дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела.
3. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей.
Блок «Работа с сегментами тела» (упражнения с мячами, дыхание, самомассаж).
ЗАЧЕТ
31. Раскрыть особенности коррекционной работы с детьми, имеющими психическое недоразвитие.
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими психическое недоразвитие
Особенности психологической коррекции включают в себя ряд подзадач:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в
воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического
развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с
ослабленным соматическим или нервно-психологическим здоровьем;
4) составление совместно с педагогами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьника для учителей, родителей и других лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка;
5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6) коррекционная работа в специальных группах;
7) психологическое просвещение учителей и родителей с помощью
лекций и других форм работы.
32. Каковы особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.
Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР
Определяя направления коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, педагоги руководствуются принципами:
принцип личностного подхода, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, принцип опоры на положительное в ребенке, принцип опоры на положительное в ребенке.
Основополагающим принципом системы является принцип личностного подхода.
Данный принцип предполагает признание человека высшей ценностью, обеспечивает признание автономности его внутреннего мира и утверждает его право на свободное проявление индивидуального «Я». Провозглашается безусловное уважение личности любого человека вне зависимости от его положения, успехов, физических или психических особенностей, социального статуса.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка ориентирует коррекционно-развивающие мероприятия на индивидуально-личностные особенности детей и на развитие личности в целом на основе ее безусловного принятия уважения, признания уникальности, автономности. Данный принцип предполагает учет последовательности сменяющихся возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Важно рассматривать три его основных параметра, необходимых при организации коррекционно-развивающего педагогического процесса:
- социальную ситуацию становления ребенка, чем определяется возникновение и изменение структуры его личности;
- уровень сформированности психологических новообразований и их значений на данном этапе возрастного развития;
- уровень развития ведущей деятельности, играющей решающую роль в целостном развитии ребенка.
Принцип опоры на положительное в ребенке.
Его главная идея – возвышение личности ребенка в любых педагогических ситуациях, а также создание условий, в которых он будет развивать и проявлять свои особенности, которые поднимают его в своих глазах и глазах окружающих.
Реализация данного принципа происходит в процессе создания педагогом ситуаций успеха, в которых ребенок преодолевает свои трудности в различных видах деятельности.
Принцип целостного подхода. Ни в педагогике, ни в психологии не существует универсальных приемов воздействия, способствующих изменению личностного развития ребенка. Поэтому в системе педагогической поддержки необходима некая совокупность подходов, способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной среды. Синтез гуманистического и директивного, индивидуального и коллективного (группового) подходов составляют основу принципа целостности в системе коррекционной педагогической работы.
33. Раскрыть сущность и природу психокоррекционных технологий для детей с ранним детским аутизмом.
Сущность и природа психокоррекционных технологий для детей с ранним детским аутизмом
При составлении психокоррекционных программ для детей с ранним детским аутизмом необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии. Традиционно выделяются две основные группы:
— дети с выраженным искажением эмоционально-волевого развития;
— дети с выраженным искажением когнитивного развития.
Определяющим симптомокомплексом у детей с искаженным развитием является аффективная патология, а нарушения речи, моторики, когнитивных процессов являются вторичными и могут способствовать углублению психического дефекта.
Учитывая специфику искаженного развития, необходим комплексный подход к психологической коррекции.
Важным принципом является строгое соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка с РДА.
Лебединский В. В. с соавторами предложили принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения аутичного ребенка.
Базовая аффективная регуляция человека представлена авторами в виде структуры
, состоящей из четырех основных уровней.
1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).
2. Уровень аффективных стереотипов.
3. Уровень аффективной экспансии.
4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Каждый уровень вносит свой вклад в организацию всей психической деятельности. На каждом из уровней решаются качественно различные задачи адаптации ребенка, и ослабление или усиление функционирования какого-либо уровня может привести к общей дезадаптации. В процессе психического развития ребенка механизмы аффективной регуляции качественно преобразуются и совершенствуются.
Первый — уровень полевой реактивности исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации ребенка. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Этот уровень является базальным в адаптации ребенка к миру. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром. Этот уровень является наиболее «примитивным» механизмом регуляции, но во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. Именно на этом уровне у ребенка начинают формироваться собственные приемы стабилизации аффективной жизни (душевного равновесия).
Для оценки сформированности уровней аффективной регуляции К. С. Лебединской и О. С. Никольской (1991) была предложена диагностическая «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие».
Данная схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется авторами с точки зрения гипо- или гиперфункционирования того или иного уровня. Это дает возможность представить соответствующий «профиль» структуры аффективной регуляции у ребенка. Гипер- или гипофункцию авторы рассматривают как дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции.
При анализе функционирования отдельных уровней аффективной регуляции в первую очередь ими выделяется и анализируется характер нарушения взаимодействия существующих уровней, особенности гиперкомпенсаторных механизмов, определяется синдром аффективной дезадаптации в целом.
При гипофункции первого уровня выделяются следующие психологические радикалы: