Файл: Коренное население Пермского края. Татары и башкиры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Индивидуальный проект



Тема:

Коренное население Пермского края. Татары и башкиры
















тема работы





Выполнил(а) студент(ка)







фамилия имя отчество










идентификационный номер



Рецензия































актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах















Проверил













«____» ____________ 20 ___ г.


Пермь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

1. Этнический состав населения Пермского края………………………….5

2. Особенности расселения татар и башкир на территории Прикамья…..11

Заключение…………………………………………………………………..14

Список использованных источников………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Народы и культуры — одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермская земля — не исключение. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон — Европы и Азии, леса и степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути — определили судьбу Прикамья как исторического «перекрестка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России. Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно познакомиться со всеми народами населяющими Поволжье и Приуралье.

Актуальность данной темы заключается в том, что итоги Всероссийской переписи населения 2010 и 2020 гг. говорят нам о том, что население края очень многообразно. Так в список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы. Поэтому в данной работе хотелось бы разобраться в причинах проживания многих народов на территории Пермского края на примере татар и башкир, так как они играют значительную роль по численности населения.

Цель работы – анализ и систематизация данных литературных источников о коренном населении Пермского края (о татарах и башкирах).

Задачи:

  1. изучить литературу о национальном составе населения Пермского края;

  2. проанализировать особенности процессов расселения татар и башкир и определить причины их проживания на территории Прикамья;

  3. проанализировать и сравнить итоги последних переписей Пермского края;

  4. систематизировать полученную информацию.

Объект исследования – коренное население Пермского края.

Предмет исследования – татары и башкиры.

Методы исследования:

- анализ;

- сравнение;

- обобщение.

Гипотеза – население Пермского края многонационально, главной причиной этого являются особенности территории Прикамья.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может помочь в изучении краеведения, при проведении внеклассных мероприятий и кружках.



Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


  1. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В Прикамье проживает около 3 млн. человек-это 15% населения Урала и 2% всего населения России. По числу жителей Пермский край занимает 14-е место в Российской Федерации и 4-е на Урале.

По данным Всероссийской переписи 2020 г., на территории Пермского края зафиксировано более 120 национальностей, которые принадлежат к трём языковым группам:

-славянской: русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары;

-тюркской: татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, туркмены;

- финно-угорской: коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы1.

Преобладающий по численности народ Прикамья - русские (80,87%), наиболее многочисленные татары (5,54%), коми- пермяки (4,56%), украинцы (2,4 %), башкиры (1,32%), белорусы (1,1 %), удмурты (0,73%), марийцы (0,19%)2.

Рассмотрим каждую группу в отдельности, чтобы понять особенности каждой из них.

1)Народы финно-угорской языковой группы

Коми-пермяки проживают на северо-западе Пермского края, в Красновишерском муниципальном районе, по реке Язьве - язьвинскиекоми. Исторически занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством. В настоящее время основные занятия коми-пермяков — сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. В конце XIX — начале XX века внешность коми-пермяков была описана следующими словами:

«Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом1».

Удмурты - один из древних коренных народов Приуралья. Устаревшее название - вотяки. Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основными хозяйственными занятиями были земледелие и животноводство, вспомогательное значение имели пчеловодство, рыболовство.  Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен – многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце. Наверное, это один из самых поющих народов
2.

Марийцы. В Прикамье сложилось три ареала расселения марийцев:

1. Марийцы расселенные в настоящее время по реке Сылве(д.Каменка, д.Красный Луг, д.Сызганка, д.Тебеняки, д.Васькино, д.Иванково Суксунского района)

2. Марийцы расселенные по реке Сарсу( д.Тляково Октябрьского района). Они до сих пор сохраняют брачные и родственные связи с марийцами Свердловской области более всего с с.Юва .

3. Марийцы д. Буймарзино Октябрьского района и д. Текловка Чернушинского района.

Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев и до настоящего времени сохраняют многие черты марийской культуры3.

Мордва. На территории Прикамья компактных ареалов расселении мордвы не сложилось. В 2010 г. в Пермской области проживало более 2,5 тыс. человек мордовского населения. История и культура мордовского этноса, проживающего на территории Пермского края, специально не исследовалась. В общественной жизни региона мордва также себя в настоящее время не проявляет, как не создана и общественная организация этого народа в Прикамье1.

2) Этническая группа славянского происхождения.

Украинцы. В годы Второй мировой войны, при эвакуации промышленности с Украины в Пермь переехало большое число украинцев. Тенденция перенаселения украинских специалистов по распределению в Пермский край сохранилась и после войны. После войны в Пермских тюрьмах сидели украинские диссиденты, философы, поэты, религиозные деятели, ученые, те, кто оказывал ненасильственное сопротивление режиму. Были здесь и видные представители национально-освободительных движений на Украине. Многим из них запрещено было возвращаться на Украину и они оставались в Пермском крае. Последняя волна миграции с Украины началась в 2014 году из за войны на Украине19 сентября 2014 года в Пермский край прибыло 1172 человека в составе 9 организованных групп2.

Белорусы. Появление белорусского населения в Пермском Прикамье приходится на период конца ХIХ – начала ХХ в. за счет миграционного притока населения из западных губерний России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 6 570 белорусов большинство проживает в г. Перми (2 479 человек), Березниках (500 человек), Добрянском районе (303 человека), Чайковском районе (280 человек), т.е. в наиболее крупных населенных пунктах Пермского края. В Сивинском районе, где проживает значительное число потомков белорусских переселенцев, официальная численность белорусов незначительна – 49 человек, так как большая часть идентифицирует себя с русским народом. Из всего числа белорусов 5 127 человек (78,03 %) представлены городским населением, 1 443 (21,96 %) – сельским. Эти данные показывают высокую степень урбанизации у белорусского населения Пермского края3.


Поляки. Характерной особенностью польского присутствия в Пермском крае был и тот факт, что значительная часть поляков в Прикамье и в ХIХ в. и в первой половине ХХ в. была расселена в регионе не по своей воле. Это относится и к участникам польских восстаний ХIХ в., отправленных в пермскую ссылку, и к раскулаченным и высланным на север Прикамья из западных областей Советского Союза в 1929 и 1930 гг., и к спецпереселенцам 1940 г. из восточных районов Польши. В большей степени поляки Пермского края представлены городским населением. Польское сообщество встроено в современную этнокультурную ситуацию и занимает определенное место в полиэтничной структуре региона. Перепись 2010 г. зафиксировала в г. Перми 261 поляка, что составляет 35,2 % от всего польского населения (742 человека) Пермского края1.

3) Народы тюркского населения

Азербайджанцы. Азербайджанцев Пермской области условно можно разделить на две большие группы: «старые» и «новые иммигранты» – приехавшие до и после распада СССР, причем «новых» примерно в 4 раза больше. Причины приезда в Пермскую область «старых иммигрантов»: распределение после окончания вузов; стремление получить образование; «кочевой» поиск больших заработков. Причины приезда «новых иммигрантов» – война в Нагорном Карабахе. Занятия пермских азербайджанцев носят достаточно традиционный характер. Прежде всего, это торговля, крупная и рыночная, вырубки и торговля лесом, автосервис. Азербайджанцы работают на производстве, строительстве, в правоохранительных органах. Азербайджанская интеллигенция претендует на ведущую роль в общине и пользуется внутри неё заслуженным авторитетом. В её состав входят преподаватели вузов, врачи и творческая интеллигенция. 

Чуваши. Формирование чувашского населения в Прикамье началось в 1920-е гг.  Главные причины, вызвавшие переселение – перенаселение в Поволжье, нехватка земли, лесов, покосов, а также голод в Поволжье в 1920-е гг. В начале 1930-х гг. в деревнях, где проживали чуваши, были открыты национальные школы, где велось преподавание на родном языке; в с. Пантелеевка Куединского р-на было открыто чувашское педагогическое училище. Родным языком в настоящее время в основном владеет лишь старшее поколение. Молодёжь не владеет родным языком1.

Узбеки. В Прикамье формирование узбекской диаспоры относится ко 2-й половине 20 в. Узбеки в этот период активно занимались торговлей овощами, фруктами и сухофруктами на пермских рынках. Другая часть оставалась в Прикамье на постоянное место жительства после окончания вузов,