Файл: Коренное население Пермского края. Татары и башкиры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
службы в рядах Советской Армии; эти узбеки работали на промышленных предприятиях и в других сферах производства. Пермские узбеки продолжают сохранять некоторые черты традиционной культуры. Отмечаются праздники, положенные нормами ислама, сохраняются традиции национальной кухни.
Казахи. В советское время в Прикамье проживало значительное количество казахов. Они приезжали в основном с целью получения образования или профессии и оставались на постоянное жительство. По переписи 2010 г. их численность составила 802 человека. В 1990-е гг. в Прикамье приток казахов – трудовых мигрантов был незначителен. Казахи проживают в Перми, Добрянке, Березниках, Чайковском, Чернушке, Октябрьском2.
Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Татары в Пермском крае чаще относятся к мусульманам-суннитам или являются атеистами3.
Башкиры. Известно, что пермские (гайнинские, тулвинские, бардымские) башкиры – потомки башкир крупного древнего племени Гайна. По их преданиям, они – выходцы из Булгар – в конце XII в. поселились в Уральских горах по всем местам. В прошлом они занимали обширную территорию в междуречье Кама – Сылва – Быстрый Танып. Тулва была их «внутренней» рекой, отчего их, иногда называют «тулвинскими башкирами»1.
Таким образом, мы видим, что народы Пермского края сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимодействовала друг на друга.
Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района.
Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этно-территориальных групп: сылвенско-иренских татар, муллинских татар и тулвинских татар и башкир.
Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они считают себя татарами и соотносят с другими территориальными группами татар Поволжья и Приуралья. В Тулвинском поречье (Бардымский район Пермской области) наиболее остро встает проблема этнической идентификации татароязычного населения.
В конце XVI века в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В этот же период в низовьях реки Тулвы появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные поселения. Родственность татарской и башкирской культур, языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское, часто в одних поселениях, проживание, единая земледельческая система хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами интеграционных процессов XVI-XIX веков, способствовали консолидации группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы, а также значительное культурное влияние Казани стали причинами того, что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир двойственно
1.
К середине XIX века окончательно сложилась единая этнокультурная общность тулвинских татар и башкир.
На сегодняшний день, судя по этнической карте расселения народов Пермского края, можно сказать, что большая часть татар и башкир проживает на юге края. Возможно, причиной является то, что именно в этих районах края в большей степени развивается металлургия, машиностроение и химическая промышленность, а также расположена основная сеть дорожно-транспортных путей.
Таким образом, можно сказать, что татары и башкиры занимают далеко не последнее место в истории заселения Пермского края. У них богатая и давняя история, уходящая в далёкий ХI в. Также видно, что история данных народов тесно связана между собой, и не может существовать отдельно друг от друга. Расселение этих народов сосредоточено не по всей территории края, а в основном на юге края, который является довольно централизованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу о народах Пермского края, можно узнать о каждом из них много интересного. В результате исследования были получены данные о национальном составе населения Прикамья, его географии. Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Мы узнали, что в Прикамье проживает более 120 народов. Самый многочисленный народ – русские. Они являются пришлым населением.
Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияла друг на друга. Например, на татар, повлияли башкиры.
Исходя из результатов данной работы, можно сделать вывод о том, что и татары и башкиры действительно являются коренным населением Прикамья, которые занимают значительную часть территории края. Из результатов исследования видно, что данным народам комфортно проживать в южной части Прикамья, т.к. этот регион края достаточно сильно развит.
Таким образом, можно говорить о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пермские татары – история, проблемы, пути решения (доклад на научно-практической конференции: «История Перми - вклад татарского народа в становление и развитие города») 19 апреля 2015 г. Д.Г. Закиров, д.т.н., профессор, краевед, член союза журналистов РФ, председатель совета Татарской национально-культурной автономии г. Перми.
2. Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
3. Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
4. Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – 64 с.
5. Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – 272 с.
6.Черных А. В., Шитова С. Н., Юсупов Р. М. Пермские башкиры // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. – 265 с.
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20).
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://fb.ru/article/276941/narodyi-permskogo-kraya-traditsii-kultura-i-etnografiya - (Дата обращения: 14.11.20).
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://permstat.gks.ru/folder/45394 – (Дата обращения: 15.11.20).
13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20).
14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20).
15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермские_татары - (Дата обращения: 15.11.20).
16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/etnicheskie-gruppy-tatar/permskie-tatary Онлайн - энциклопедия Tatarica - (Дата обращения: 16.11.20).
17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - (Дата обращения: 15.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20).
2 Там же.
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20).
2 Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – С. 64
3 Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64
1[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
2 Там же.
3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – С. 272
2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
3 Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20).
Казахи. В советское время в Прикамье проживало значительное количество казахов. Они приезжали в основном с целью получения образования или профессии и оставались на постоянное жительство. По переписи 2010 г. их численность составила 802 человека. В 1990-е гг. в Прикамье приток казахов – трудовых мигрантов был незначителен. Казахи проживают в Перми, Добрянке, Березниках, Чайковском, Чернушке, Октябрьском2.
Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Татары в Пермском крае чаще относятся к мусульманам-суннитам или являются атеистами3.
Башкиры. Известно, что пермские (гайнинские, тулвинские, бардымские) башкиры – потомки башкир крупного древнего племени Гайна. По их преданиям, они – выходцы из Булгар – в конце XII в. поселились в Уральских горах по всем местам. В прошлом они занимали обширную территорию в междуречье Кама – Сылва – Быстрый Танып. Тулва была их «внутренней» рекой, отчего их, иногда называют «тулвинскими башкирами»1.
Таким образом, мы видим, что народы Пермского края сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимодействовала друг на друга.
-
ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ ТАТАР И БАШКИР НА ТЕРРИТОРИИ ПРИКАМЬЯ
Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района.
Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этно-территориальных групп: сылвенско-иренских татар, муллинских татар и тулвинских татар и башкир.
Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они считают себя татарами и соотносят с другими территориальными группами татар Поволжья и Приуралья. В Тулвинском поречье (Бардымский район Пермской области) наиболее остро встает проблема этнической идентификации татароязычного населения.
В конце XVI века в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В этот же период в низовьях реки Тулвы появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные поселения. Родственность татарской и башкирской культур, языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское, часто в одних поселениях, проживание, единая земледельческая система хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами интеграционных процессов XVI-XIX веков, способствовали консолидации группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы, а также значительное культурное влияние Казани стали причинами того, что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир двойственно
1.
К середине XIX века окончательно сложилась единая этнокультурная общность тулвинских татар и башкир.
На сегодняшний день, судя по этнической карте расселения народов Пермского края, можно сказать, что большая часть татар и башкир проживает на юге края. Возможно, причиной является то, что именно в этих районах края в большей степени развивается металлургия, машиностроение и химическая промышленность, а также расположена основная сеть дорожно-транспортных путей.
Таким образом, можно сказать, что татары и башкиры занимают далеко не последнее место в истории заселения Пермского края. У них богатая и давняя история, уходящая в далёкий ХI в. Также видно, что история данных народов тесно связана между собой, и не может существовать отдельно друг от друга. Расселение этих народов сосредоточено не по всей территории края, а в основном на юге края, который является довольно централизованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу о народах Пермского края, можно узнать о каждом из них много интересного. В результате исследования были получены данные о национальном составе населения Прикамья, его географии. Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Мы узнали, что в Прикамье проживает более 120 народов. Самый многочисленный народ – русские. Они являются пришлым населением.
Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни. В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияла друг на друга. Например, на татар, повлияли башкиры.
Исходя из результатов данной работы, можно сделать вывод о том, что и татары и башкиры действительно являются коренным населением Прикамья, которые занимают значительную часть территории края. Из результатов исследования видно, что данным народам комфортно проживать в южной части Прикамья, т.к. этот регион края достаточно сильно развит.
Таким образом, можно говорить о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пермские татары – история, проблемы, пути решения (доклад на научно-практической конференции: «История Перми - вклад татарского народа в становление и развитие города») 19 апреля 2015 г. Д.Г. Закиров, д.т.н., профессор, краевед, член союза журналистов РФ, председатель совета Татарской национально-культурной автономии г. Перми.
2. Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
3. Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – 64 с.
4. Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – 64 с.
5. Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – 272 с.
6.Черных А. В., Шитова С. Н., Юсупов Р. М. Пермские башкиры // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020. – 265 с.
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20).
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://fb.ru/article/276941/narodyi-permskogo-kraya-traditsii-kultura-i-etnografiya - (Дата обращения: 14.11.20).
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://permstat.gks.ru/folder/45394 – (Дата обращения: 15.11.20).
13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20).
14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20).
15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермские_татары - (Дата обращения: 15.11.20).
16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/etnicheskie-gruppy-tatar/permskie-tatary Онлайн - энциклопедия Tatarica - (Дата обращения: 16.11.20).
17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - (Дата обращения: 15.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rosinfostat.ru/permskiy-kray/#i-6 – (Дата обращения: 14.11.20).
2 Там же.
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки - (Дата обращения: 15.11.20).
2 Черных, А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – С. 64
3 Черных, А.В. Марийцы Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64
1[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
2 Там же.
3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/etnodispersnye-gruppy-narodov-permskogo-kraya-belorusy-migratsionnye-i-etnicheskie-protsessy/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/polyaki-v-sovremennom-etnokulturnom-landshafte-g-permi/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 Черных, А.В. Чуваши в Пермском крае: очерки истории и этнографии / М.С. Каменских. – изд. С. – Петербург: Маматов, 2015. – С. 272
2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.etnoperm.ru/docs/Narody - (Дата обращения: 16.11.20).
3 Черных, А.В. Татары Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015. – С. 64
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiry-permskogo-kraya/viewer - (Дата обращения: 16.11.20).
1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cinref.ru/razdel/02400istoria_mira/11/223908.htm - (Дата обращения: 28.11.20).