Файл: Практическое задание 5 по учебному курсу Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра “Педагогика и психология”

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 5
по учебному курсу «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Невропатология »

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Елизавета Александровна Тарнасюк







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбп-2001г













Преподаватель

Артем Сергеевич Абушик







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Роль безусловных рефлексов в высшей нервной деятельности
Безусловные рефлексы – это врождённые относительно устойчивые реакции на стимулы внешней или внутренней среды организма
, осуществляющиеся при участии низших (подкорковых) отделов центральной нервной системы – спинного мозга или ствола головного мозга.

Термин «безусловный рефлекс» был введён И.П. Павловым и обозначает, что рефлекс, безусловно, возникает (не требует специальных условий для своего возникновения), если на определённую рецепторную поверхность нанесено адекватное раздражение.

Биологическая роль безусловных рефлексов состоит в том, что они приспосабливают животное данного вида в форме соответствующих актов поведения к постоянным факторам среды.

Развитие учения о безусловных рефлексах связано с исследованиями И. М. Сеченова, Пфлюгера, Гольца, Ч. Шеррингтона, Магнуса, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, заложивших основы последующего этапа в развитии рефлекторной теории, когда, наконец, явилась возможность заполнить физиологическим содержанием понятие о рефлекторной дуге, существовавшее до этого как анатомофизиологическая схема.

Все безусловные рефлексы подразделяются на спинномозговые и стволовые.

В свою очередь спинномозговые рефлексы включают в себя три группы:

  1. защитные (например, отдергивание руки от горячего объекта);

2) сухожильные (коленный, ахиллов рефлекс, локтевой и др.)

3) витальные (мочеиспускательный, дефекационный).

Для реализации условных рефлексов необходима специальная анатомическая структура – рефлекторная дуга, состоящая всегда из 5 звеньев: 1) рецептор; 2) чувствительный (афферентный) путь; 3) центральная нервная система (рога серого вещества спинного мозга, вставочный нейрон); 4) двигательный (эфферентный) путь; 5) рабочий орган (мышца, железа или сосуд)

Стволовые безусловные рефлексы подразделяются на: 1) рефлексы продолговатого мозга (бульбарные) (дыхательный, сосательный, глотательный, чихательный, кашлевой, мигательный, рвотный и др.)

  1. рефлексы среднего мозга (мезэнцефалические) (зрачковый, статические и стато-кинетические рефлексы). В реализации большинства данных рефлексов принимают участие ядра черепно-мозговых нервов

Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы. Особо следует выделить так называемые сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты). Сложнейший безусловный рефлекс – это генетически детерминированный
целостный поведенческий комплекс, обеспечивающий выживание особи и вида в целом.

Примерами сложнейших безусловных рефлексов являются вылупление птенца, миграция птиц, нерест рыб, воспитание потомства, социальные отношения и др. Для многих сложнейших безусловных рефлексов характерен феномен угасания. Так, например, подъём головы у копытных при её затемнении – врождённый рефлекс, но если его не подкреплять кормлением, он исчезает. Реализация того или иного безусловного рефлекса зависит от функционального состояния животного, определяемого доминирующей потребностью и сложившейся в данный момент ситуацией (реакция лапки лягушки на раздражение кислотой зависит от положения раздражаемой конечности и др.) Сложнейшие безусловные рефлексы изменяются в зависимости от возраста животного или человека (реакцию улыбки у ребёнка первоначально можно вызвать на широкий круг стимулов, однако позднее ребёнок отвечает улыбкой только на знакомое лицо).

Сложнейшие безусловные рефлексы – это комплекс простых безусловных рефлексов. Запускающими механизмами сложнейших безусловных рефлексов являются мотивация и эмоции. Сложнейшие безусловные рефлексы подразделяются на:

1) Витальные (жизненно необходимые) (пищевой, питьевой, регуляция сна, оборонительный, ориентировочный, рефлекс экономии сил и др.);

2) Ролевые (зоосоциальные) (половой, родительский, территориальный и др.);

3) Рефлексы саморазвития (исследовательский, рефлекс свободы, рефлекс имитации (подражания), игровой). Особенно высока роль рефлексов данной группы у приматов и человека. Так, например, подражание и игровое поведение – это приобретение навыков для дальнейшей жизни.

В 1981 г. П.В. Симонов и П.М. Ершов предлагают классификацию потребностей человека. Под потребностью понимается специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их взаимодействие с окружающей средой для самосохранения и саморазвития. 1) Витальные (биологические) – пища, вода, сон и др.; 2) Социальные – потребность принадлежать к некой социальной общности, потребность соблюдать нормы, потребность в религии; 3) Идеальные – потребность в познании и творчестве. У человека нет «чисто биологических» или «чисто социальных или идеальных» потребностей, так как с одной стороны удовлетворение биологических потребностей опосредовано влиянием социальной среды, а с другой стороны социальные и идеальные потребности имеют свою предысторию в животном мире.