Файл: Обследование навыков языкового анализа и синтеза зф30910134.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обследование навыков языкового анализа и синтеза

ЗФ-309-101-3-4

Бессонная А.С.

Дужик Я.А.

Щербакова Т.Р.

Ерофеева В.В.

Карамышева Ю.С.


В основу исследования положены принципы методик Г. П. Беляковой, Ф. А. Сохина, Г. А. Тумаковой и др. Детям предлагается:
  • повторить предложение и назвать с первого слова до последнего, ориентируясь на графическую модель: напри­мер, «Кролик грыз вкусную морковку. Назови первое сло­во. Потом какое слово идет? Потом какое слово? Назови последнее слово»;
  • повторить слово и отхлопать его ритм (детям младшего дошкольного возраста), определить в нем количество слогов (детям старшего дошкольного возраста);

  • -повторить слово по образцу, акцентируя первый или последний слог (детям младшего дошкольного возраста), по­вторить слово и вычленить первый и последний звук в нем (детям старшего дошкольного возраста): например, «Скажи как я: у-у-утка. Нос-с-с» (младший возраст); «Утка. Какой первый звук в слове? Мак. Какой первый звук? Теперь будешь называть последний звук. Утка. Какой последний звук в слове? Мак...».

    Для определения количества слов в предложении предъявляется 2 образца (по 4 слова), слогов в слове — 3 образца (одно-, двух- и трехсложное слова), звукового анализа — 2 слова.

Недостаточность языковой способности у детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей:

1. Затруднено определение компонента языковой способности, относительно которого будет осуществляться ориентировка.

Например, вместо ориентировки на лексикосемантическом уровне осуществляется ориентировка на синтаксическом уровне или фонетическом уровне языковой системы.

2. Отмечаются нарушения переключаемости внимания с одного компонента языковой способности на другой компонент.


Например, выполняя задание на продолжение предложе­ния, ребенок не может ориентироваться сразу на два уровня языка — грамматический и лексико-семантический.

3. В пределах одного компонента языковой способности основные затруднения касались выбора способа ориентировочного действия, адекватного целям задания.

4. Выбранный способ языковой ориентировки отличался неустойчивостью и легко заменялся на коммуникативную или предметную ориентировку.

Указанные особенности влияют на нарушение механизма развертывания языковой способности — формирование системы языковых ориентировок. Нарушение системогенеза ориентировочных действий в языковом материале у дошкольников с общим недоразвитием речи проявляется в виде:

задержки в становлении основных типов ориентировок относительно каждого компонента языковой способности (синтаксического, семантического и фонологического ком­понентов);

нарушения возможностей переключения внимания с одного компонента языковой способности на другой и распределения внимания между несколькими компонентами одновременно;

затруднений в формировании и искаженного формирования интеграционных связей между разными компонентами языковой способности.

Анализ структуры предложения


Речевым материалом являются следующие предложения: Дети гуляют. Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.

Оценка результатов


Определяется уровень выполнения задания:

I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное определение количества слов во всех предложениях;



II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - определение слов в предложениях требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно;

III (средний уровень, оценка 2 балла) - допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог;

IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - задания выполняются только с помощью, при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук, либо наглядного материала в виде полосок;

V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - задание не выполняется, помощь неэффективна.

Слоговой анализ и синтез


Исследование способности деления слов на слоги.

Речевым материалом являются следующие слова: мыть, мошка, столяр, кровать, ласточка, картофель, пригревает.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно прослушать последовательно названные слова и назвать количество слогов, в случае затруднений - отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов


Определяется уровень выполнения задания:

I (высокий уровень, оценка 4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания;

II (уровень выше среднего, оценка 3 балла) - для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнение задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы замедленный, используется отхлопывание;

III (средний уровень, оценка 2 балла) - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука;

IV (уровень ниже среднего, оценка 1 балл) - стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора;


V (низкий уровень, оценка 0 баллов) - задание не выполнено, помощь неэффективна.

Таким образом, экспериментальное изучение языковой спо­собности у детей с общим недоразвитием речи доказывает, что без специальной работы по формированию системы языковых ориен­тировок у воспитанников с общим недоразвитием речи данная система самостоятельно не формируется или отличается неустой­чивостью. Это подтверждает необходимость разработки комплек­са приемов и упражнений по формированию системы языковых ориентировок и включения его в коррекционно-развивающие мероприятия по преодолению общего недоразвития речи.

Спасибо за внимание!