Файл: Концептуальные основы развития начального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концептуальные основы развития начального образования
Согласно Международной стандартной классификации образования (1996) начальное образование охватывает первый уровень образования или первый цикл основного образования. В казахстанской системе образования используется именно термин
«начальное образование» в отличие от терминов «элементарное» или «первичное», принятых за рубежом. Термин «начальное образование» подчеркивает его изначальную принципиальную значимость, определяющую всю последующую жизнь каждого человека.
Именно начальное образование в системе непрерывного образования человека выступает базовым образовательным уровнем, от которой зависит общая образовательная основа населения, а также и всеобщие достижения образования в целом. Это - фундамент сохранения национальной культуры и важное условие формирования личности. С начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в общественное сообщество. Именно на этой ступени государству необходимо в первую очередь обеспечить доступность, качество и эффективность.
Поэтому реформирование отечественного образования в целом требует переосмысления и реорганизации прежде всего уровня начального образования. Именно начальная школа должна раньше и активнее остальных уровней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи демократизации, гуманизации, открытости, непрерывности, дифференциации, развивающей направленности образования [1].
Исключительность начальной школы основывается на ее значении и роли в психическом развитии ребенка, значимом влиянии на интеллектуальное, моральное и физическое формирование ученика как личности в дальнейшем, выборе ею всего жизненного пути. За время прохождения начальной школы происходят изменения в области физического роста и созревания, психического развития и структуры личности, социального развития и социальной интеграции учеников. Дети, включаясь в образовательный процесс начальной школы, принимают социально значимую позицию и осваивают свою первую общественно значимую роль - быть учеником. Под влиянием таких социальных институтов, как семья и начальная школа, у детей формируются главные жизненные ценности, приобретаются и реализуются базовые пласты социального опыта.
А.В.Петровский [2] указывает, что в младшем школьном возрасте решается задача социальной адаптации ребенка к социуму в целом, происходит становление базовых личностных характеристик, определяющих последующее развитие не только отдельного человека, а всего общества в целом. Такое понимание меняет всю направленность социализации в начальном образовании, требует изменения характера и технологий обучения и воспитания на этой ступени. Важно сохранить природную открытость младшего школьника и развить личность, не замыкающуюся только на решении личных проблем, а способную раскрыть социуму себя, свои способности, свой внутренний потенциал. В этом возрасте ребенок активно осваивает окружающее, создавая неповторимый собственный мир, особую культуру и постепенно переходит к культуре взрослых, к пространству взрослой жизни, вбирая, интегрируя и трансформируя его [1].
Основные требования мирового сообщества к начальному образованию заключаются в следующем: оно должно носить общеобразовательный характер и быть универсальным, чтобы обеспечить основные потребности в образовании для всех детей, а также должно уважать культуру, потребности и возможности общества.
Специалисты Европейского Совета считают, что в современных условиях энциклопедическое образование имеет ограниченную ценность, поэтому начальная школа должна предоставить основные знания, привить взгляды и навыки, которые дадут возможность ученику учиться во всякой ситуации. На конференции в Вадузе в 1983 г. [3] были определены
основные цели начального образования:
• начальное образование должно давать больше, чем умение читать, писать и считать,


- оно должно расширять горизонты детской непосредственности и более широкой физической и культурной среды;
• должно помочь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других);
• должно поощрять развитие знаний, умений и формирование взглядов, на основании которых дети смогут ответить на будущие требования, которые перед ними ставят средняя школа, работа, семья и общество;
• должно готовить ученика не только и не столько принимать успех и неуспех, сколько преодолевать преграды, осуществлять cамостоятельный поиск решения любой задачи.
В самом общем виде
цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных и коммуникативных способностей, приобретении основ культуры поведения [1].
Начальная школа – организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников
Начальная школа функционирует в составе основной и общеобразовательной школы или как отдельная школа при наличии необходимых материально-технических, научно- методических и кадровых ресурсов и регистрируется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования [4].
Начальное образование призвано обеспечить достижение следующих целей:
− развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
− духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
− достижение системы целей обучения;
− развитие навыков широкого спектра;
− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
− сохранение и поддержка индивидуальности ребенка [5].
Общеобразовательные учебные программы начального образования (1 уровень) направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы [4].
С 2016-2017 учебного года первые классы страны начали обучаться по новым стандартам образования.
Государственный общеобязательный стандарт начального образования, утвержденный в 2018 году [6], ориентирован на построение модели образования, основанной на результатах. Ценности в образовании разворачиваются в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?».
Смена образовательной парадигмы предполагает не только обновление стандарта образования, учебных программ и планов, учебников и УМК, но и использование новых технологий, методик, где особая роль отводится формированию у обучающихся навыков использования полученных знаний, проведения исследовательской работы, умения анализировать и синтезировать информацию, а также духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика современного молодого человека.
При разработке учебных программ начального образования специалисты основывались на следующих принципах: непрерывность, доступность и достаточность; учет возрастных возможностей ребенка; учет его индивидуальных особенностей; здоровьесбережение; взаимосвязь с окружающим миром; развитие личности как субъекта

творческой деятельности; признание ребенка как активного субъекта познания [5].
Содержания начального образования основывается на следующие подходы:
1) Системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Сформированность качественных образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Данный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода
– метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности [7]. Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Системно-деятельностный подход нацеленно на процессы системного овладения знаниями и умениями, навыками решения учебных проблем, развитие у учащихся практико-ориентированного и аналитического мышления.
Развёртывание учебного материала учебника по принципу: от «простого к более сложному», от «конкретного к абстрактному» при реализации целей обучения [10]].
2) Интерактивный подход представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на организацию активного взаимодействия и связи между учителем и учащимся, между самими учащимися, на открытое общение основанное на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества: «ученик-учитель», «ученик- ученик», «ученик-группа», «ученик, ученик-группа», «группа-команда», «группа, команда- идея»;
3) Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход ставит в центре всей образовательной системы целостную, уникальную личность обучаемого, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на самостоятельный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В его основе лежит признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующего образовательного пространства урока, в котором ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию, т. е. личностная ориентация – один из критериальных признаков процесса обучения [8]. Личностно- ориентированный подход подразумевает содержания на развитие личностных качеств обучающегося через реализацию индивидуальных способностей и потребностей.
4) Компетентностный подход. В информационную эпоху точные и глубокие знания уже не дают возможности успешно решать многие проблемы, встречающиеся выпускникам в реальной жизни. Человек должен обладать не только специальной информацией, но и обладать умениями к ориентации в информационных потоках, к мобильности в новых средах жизнедеятельности, быстрому освоению новых технологий, самообучению, эффективному поиску недостающих знаний или других ресурсов. Так возникает понятие компетентности человека (учащегося) в жизнедеятельности (образовательной среде).
Компетентностный подход позволяет определить результаты образования необходимые личности и востребованные современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Компетентностный подход является способом разрешения противоречия между необходимостью обеспечения качественного образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Данный подход ориентирован на результаты образования, рассматривая их не как сумму усвоенной информации, а как способность к

действиям в разнообразных трудных ситуациях, с учетом того, что результат образования является значимым и за пределами образовательной системы [9]. Компетентностный подход ориентирован на формирование навыков широкого спектра, реализация деятельностного и практикоориентированного характера обучения. Таким образом, содержание образование должно наполниться практическими, познавательными, ценностно-ориентированными и коммуникативными задачами.
Все подходы теснейшим образом взаимосвязаны и интегрированы.
Приоритетным направлением в современном образовании является переход на компетентностный подход. Суть компетентностного подхода заключается в переходе от знаниецентрической парадигмы к деятельностной, трансформации целей обучения в результаты обучения. Они включают:
- формирование мировоззрения человека на основе современных достижений научной мысли, ориентация в мире духовных и национально-культурных ценностей;
- мотивирование и обучение учащихся к овладению инструментами научного познания окружающего мира, прогнозирования и проектирования, технологиями аналитического и критического мышления;
- развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной, творческой и исследовательской деятельности;
- развитие компетенций быть успешным и выполнять социальные роли в условиях динамично развивающегося поликультурного мира.
Литературы:
1.
Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.А.Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 101 с.
2.
Петровский А. В.Проблема развития личности с позиций социальной психологии //
Вопросы психологии. 1984. № 4.
3.
Алексеева Н.Н. Образование в интересах устойчивого развития – глобальный образовательный проект//Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития/Под ред. Н.С.Касимова. М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
4.
Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования). Приказ
Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 375//
Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008827 (дата обращения 10.04.2021 г.).
5.
Методические рекомендации в помощь учителям 1-х классов в условиях перехода на обновленное содержание образования – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2017. 40 с.
6.
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов всех уровней образования. Государственный общеобязательный стандарт начального образования.
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года
№604//Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z199
(дата обращения 10.04.2021 г.).
7.
Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А. Проблемы современной школы. // Научно- практический журнал «Гуманизация образования» № 4. 2015 – С.29-32.
8.
Пойманова О.В. Использование идей личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы. // Вестник ТГУ, выпуск 3 (83), 2010. – С.181-
185.
9.
Тополина И.И. Компетентностный подход к обучению и специфика образовательной среды при его реализации в начальной школе. // Вестник Таганрогского

института имени А.П. Чехова. №1 – 2019. – С.157-163.
10.
Требования к современному учебнику рекомендовано к утверждению решением
Ученого совета Республиканского научно-практического центра «Учебник». Протокол № 4 от 05 июля 2017 г. – 35 с.