Файл: Семинар Основные черты государства и права Японии и Китая в 19 нач. 20 в в..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Японский кабинет не был многочисленным. С одной стороны, он был зависим от императора и придворной камарильи, с другой стороны, он был почти полностью независим от парламента.
Японский парламент состоял из двух палат. Установленные высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. У нижней палаты не было инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать только те поправки к конституции, которые исходили от правительства.
По Конституции Японии 1889 г. законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента. В 1881 г. возникла первая буржуазная политическая партия Японии. Она была названа дзиюто (либеральная партия) и объединяла в своих рядах по преимуществу мелких помещиков, некоторую часть средней городской буржуазии, кулаков и буржуазную интеллигенцию. В 1898 г. партия была переименована в сейюкай. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн Мицуи.
Неудачной оказалась попытка создать социалистическую партию. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы закон «Об охране государства» и императорский указ о запрещении стачек.
Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом возможность колониальных захватов. В 1872 г. Япония овладела Ликейскими островами. В 1894—1895 гг. Япония вторгается в Китай, захватывает Пескадорские острова и остров Тайвань. В 1 904 г. в результате неудачной для России войны Япония захватывает Южный Сахалин. В 1910 г. она овладевает Кореей.
Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного
контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.
-
Создание буржуазной судебной системы.
установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Общие суды были ограничены в компетенции. Они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. В Конституции Японии 1889 г. предусматривалось создание особых административных судов, деятельность чиновников выводилась за рамки судебного контроля. Правом амнистии также, как и правом замены наказания по суду, наделялся император.
Еще до принятия Конституции 1889 г. политическими деятелями и юристами было проведено широкое изучение судебных и правовых систем западных стран.
С 1872 г. в суды стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть, но практически все эти явления продолжали существовать. В 1890 г. на основе закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовались коллегии административных судов.
Закон в соответствии с Конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой же целью в этом же году был принят закон о дисциплинарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием.
В 1893 г. был принят закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Но, несмотря на все эти нововведения, «правоохранительная» система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти и инструментом для расправы с политическими противниками.
-
Кризис политической системы в 19 в. в Китае
Действия британцев во время «Опиумной войны» стали предвестием события, которому предстояло произойти в этом веке несколько позднее — но в сороковые годы XIX века открытие нескольких портов для британских товаров (когда у британцев не было для продажи почти ничего, кроме опиума) произвело на Китай лишь ограниченное воздействие.
Настоящий кризис, с которым столкнулся Китай, являлся внутренним. Именно крупные восстания, которые опустошили страну в период с 1850 года до конца 70-х годов XIX века, стали результатом медленно нарастающего кризиса начала XIX века.
Первое крупное восстание началось на юге страны под руководством Хун Сю-цюаня, который был родом из составляющих меньшинство в том регионе иммигрантов народности хакка. Он вырос в бедной семье в восточной части провинции Гуандун, получил хорошее образование (как и многие другие бедняки в Китае) — но так и не смог сдать государственный экзамен на чин. Ha него оказали сильное влияние самые первые христианские миссионеры, появившиеся в
Китае, и он решил, что является мессией, которому суждено спасти родную страну.
Данное обстоятельство побудило многих западных историков рассматривать это восстание как христианское по сути, но такое толкование далеко от истины. Многие крестьянские лидеры в прошлом заявляли, что являются своего рода мессиями, часто называя себя будущими Буддами, Майтрейями, и на восстание, возглавляемое Хуном, в гораздо большей степени повлияли китайские традиции.
Полномасштабное восстание началось в 1850 году в деревне Цзинь- тянь в восточной Гуанси. Крестьяне захватили большие поместья и перераспределили землю, дав ее тем, кто мог ее возделывать — сознательная имитация системы равного распределения, существовавшей в VII веке при правлении династии Тан. Восставшие боролись за равноправие — были запрещены индивидуальная собственность и торговля, а о каждом человеке должно было заботиться общество.
Движение тайпинов являлось до такой степени националистическим, что было принято решение отказаться от прически-косички в знак протеста против манчжурского владычества. Также оно носило черты пуританства (предметы роскоши и азартные игры были запрещены) и феминизма — женщины обладали равными правами при распределении земли, и даже формировались отдельные женские армии.
Xaoc в стране усилился вследствие одной из величайших катастроф, которые когда-либо поражали Китай: в 1855 году произошли большие наводнения в бассейне Хуанхэ, по большей части в результате большой вырубки лесов в начале XIX века, которая производилась для
увеличения годной к возделыванию земли, чтобы прокормить быстро растущее население. Река сильно изменила свое течение и теперь впадала в море к северу от полуострова Шаньдун, а не на юге от него — на расстоянии от старого места, равном расстоянию между Лондоном и Ньюкаслом. Большое наводнение продолжалось много лет, пока к концу шестидесятых годов XIX века новое течение реки не стабилизировалось.
Однако с конца пятидесятых годов императорское правительство начало восстанавливаться, что в основном стало результатом ряда инициатив на местном и региональном уровне, финансируемых богатыми купцами. Внутренне тайпины страдали от растущих разногласий, а с 1862 года европейские державы, обеспокоенные возможной угрозой со стороны тайпинов для их интересов в Шанхае (хотя мятежники старались не вызывать враждебности европейцев), решили поддержать императорское правительство.
Восстание тайпинов стало лишь самым важным из всех восстаний в Китае. Няньцзюнское восстание на севере началось позднее, но продлилось дольше. По-видимому, у его истоков стояло общество «Белый Лотос» — но связи восставших с тайпинами были ограничены, и у них отсутствовало эффективное руководство.
Успеха в борьбе с мятежниками правительство добилось лишь после 1864 года, но и в 1867 году участники няньцзунского восстания нашли в себе силы направиться к Пекину.
B конце концов восстание было подавлено войсками, освободившимися после подавления бунта тайпинов на юге. B приграничных регионах также происходили многочисленные бунты некитайских народов. Бунт 1864 года в Гуйчжоу продлился до 1872 года. Спустя год произошел бунт в провинции Юньнань.
Мощные восстания, которые вспыхивали в Китае в пятидесятые годы XIX века, нанесли немалый урон богатству страны, ее инфраструктуре и унесли жизни большого числа людей. Вероятное число погибших во время тайпинского восстания составляло 20—30 млн человек. B провинции Юньнань при подавлении бунта была убита примерно половина населения. Число погибших в северо-западных провинциях и Синьцзяне вряд ли было значительно ниже. Количество погибших B Шэнси и Кансу составляло, вероятно, около 5 млн человек. B Гуйчжоу было убито столько же. B конце семидесятых годов XIX века примерно 13 млн человек погибло во время большого голода, поразившего Северный Китай.
Военные действия годами отрицательно сказывались одновременно на нескольких богатейших провинциях страны.
Непосредственным влиянием серьезного снижения численности населения стало уменьшение проблемы с землей и, как следствие, уровня недовольства сельских жителей. Реконструкция сельского хозяйства являлась приоритетной для правительства, и это означало, что налоговое бремя пришлось главным образом на торговлю и промышленность. B конце пятидесятых годов XIX века на всю внутреннюю торговлю был введен новый налог ли-цзин с плавающей ставкой от 2 до 20 % (этот налог сохранялся до 1930 года).
Проблема заключалась в том, что это не могло не ослабить торговлю и отрицательно сказалось на способности провинций к самообеспечению. Налог на зерно остался без изменений, а реформа таможенных пошлин на ввозимые товары 1863 года привела к тому, что этот источник теперь обеспечивал примерно треть дохода правительства. Дополнительный доход требовался для финансирования крупных реформ в армии: старые «знамена», унаследованные от манчжурской системы XVII века, оказались не способны эффективно подавлять восстания. Ha провинциальном уровне для подавления возможных восстаний были созданы новые армии под командованием новых военачальников, и новая национальная армия создавалась на основе этих провинциальных. Именно благодаря этим огромным внутренним усилиям китайское правительство примерно к 1870 году смогло восстановить контроль над большей частью страны.
-
Попытка введения конституционного правления в Китае. “Сто дней реформ”
Поражение Китая в войне с Японией, а в особенности начавшийся раздел Китая между империалистическими державами не могли не активизировать деятельности всех китайских патриотов. Активизировались и сторонники реформ во главе с Кан Ю-вэем. В конце августа 1895 г. Пекине Кан Ю-вэй создал «Ассоциацию усиления государства» (Цянсюзхой).
Реформаторы собирали вокруг себя все большее число сторонников. В 1897 г. Кан Ю-вэй направил императору Гуансюю новые доклады об опасности, грозившей Китаю. «С тех пор, как мы уступили Тайвань, - писал он, - каждый знает, что наше правительство не заслуживает никакого доверия». Продолжая пропаганду, Кан Ю-вэй создал «Клуб сторонников реформ». В речах и докладах, статьях и брошюрах он постоянно подчеркивал одну и ту же мысль: чтобы избежать опасности порабощения иностранными державами, необходимы политические и экономические реформы внутри страны.
В апреле 1898 г. Кан Ю-вэй организовал новую политическую организацию Баогохой («Союз охраны государства»). Это была буржуазно-помещичья организация, выступившая с программой реформ.