ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок музыки в 6 классе Тема: Программная увертюра | |
Цель урока: Задачи: Планируемые результаты: Понятийный аппарат: Оборудование: Музыкальный материал: Виды деятельности на уроке: Формы деятельности: Тип урока: Организационный момент. Этап повторения, закрепления. Мотивирование учебной деятельности. Этап подготовки к усвоению нового материала и формулировки темы урока. Создание проблемной ситуации. Формулировка цели и задач урока Формулировка плана урока Этап усвоения новых знаний. Этап подведения итогов урока. Домашнее задание Рефлексия. | Формирование представлений о музыкальном жанре программная увертюра на примере произведения Л. В. Бетховена «Эгмонт». Образовательная: - закрепление знаний биографии Л.В. Бетховена - формирование понятия «программная увертюра», - формирование знаний о истории создания и содержания трагедии «Эгмонт», - формирование знаний об образах увертюры «Эгмонт» Бетховена, - закрепление умения анализировать музыку, тексты, Развивающая: развивать внимание, эмоциональное отношение к музыкальным образам. Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся. Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Предметные: ученик научится осознанно воспринимать музыкальные произведения; ориентироваться в музыкальных жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства. Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и литературными произведениями различных жанров и видов искусства; осуществлять собственные замыслы в различных видах деятельности. Метапредметные. Познавательные: ученик научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора. Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством. Регулятивные: научится слушать музыкальные произведение; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; Получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе. Жанр, образ, драматургия, интонация, симфония, программная музыка, увертюра, сонатная форма, сходство, различие, контраст, конфликт. Проектор, компьютер, презентация, колонки, задания группам. Увертюра «Эгмонт», Л. Бетховен. «Симфония №5 Героическая», 1часть,Л. Бетховен. Слушание музыки, анализ музыкального произведения, беседа, устный опрос, групповая работа. Индивидуальная, фронтальная, групповая. Урок открытия новых знаний Ход урока: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Попрошу старосту класса, сказать, кого сегодня нет. Итак, наш урок я бы хотела начать с небольшого кроссворда. На предыдущих уроках мы знакомились с вами с жанрами и формами камерной и симфонической музыки. Данный кроссворд поможет нам вспомнить некоторые понятия из прошлых уроков, а также из сложившегося слова в центре, вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока. Кроссворд:
Внимание! Ребята, какое центральное слово вы определили? (Увертюра) Молодцы! Давайте тогда определим, где мы встречались уже с увертюрой? (Ответы детей) Верно, с увертюрой мы встречались, когда проходили с вами такие жанры, как опера и балет. Давайте вспомним, что обозначает слово «увертюра»? (Ответы детей) Увертюра обозначает – начало, открытие. Увертюра — вступление к балету или к опере. А что же такое программная музыка? Кто помнит? Программная музыка - музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. То есть, музыка, которая имеет либо название, либо эпиграф к произведению. Давайте подумаем, а если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как будет называться такая увертюра? Сформулируйте тему урока. Молодцы! Действительно, тема нашего с вами урока: «Программная увертюра». Прежде чем начать знакомство с программной увертюрой, назовите композитора, написавшего произведение, которые вы сейчас услышите. Звучит фрагмент 1-ой части из Симфонии№5. Какому композитору принадлежит музыка? (Ответы детей) Людвигу Ван Бетховену. Вспомните, фрагмент какого произведения Бетховена сейчас прозвучал? (Ответы детей) Симфония №5 , фрагмент 1части. По каким характерным интонациям вы определили, что это музыка Бетховена? (Ответы детей) Героические, мужественные, призывные интонации, изображающие смелого героя, устремленного вперед и призывающего к борьбе за свободу, независимость, счастье. Сегодня мы будем знакомиться с музыкальным произведением Л. В. Бетховена, которое написано к драматическому спектаклю, созданному по трагедии немецкого писателя и поэта Иоганна Гёте «Эгмонт». Запишите, пожалуйста в тетрадь: Л.В. Бетховен. И рассматривать программную увертюру мы будем на примере увертюры Бетховена «Эгмонт». А как вы думаете, какая будет основная цель нашего урока, исходя из нашей темы и того произведения, которое я вам сейчас озвучила? (Ответы детей) Верно! Цель нашего урока: «Формирование представлений о музыкальном жанре программная увертюра на примере увертюры Л. В. Бетховена «Эгмонт». Исходя из цели, нам предстоит решить следующие задачи: - закрепление знаний биографии Л.В. Бетховена - формирование понятия «программная увертюра», - формирование знаний о истории создания и содержания трагедии «Эгмонт», - формирование знаний об образах увертюры «Эгмонт» Бетховена, - закрепление умения анализировать музыку, тексты, - развитие внимания, эмоциональное отношение к музыкальным образам, - воспитание художественно-образное мышление. Давайте вместе попробуем составить план урока, исходя из задач, которые мы поставили. Только каждый пункт плана это будет вопрос, на который нам нужно будет с вами ответить. Итак посмотрите внимательно на задачи, какой будет первый пункт плана?... План урока 1. Кто такой Людвиг ван Бетховен? 2.Что такое программная увертюра? 3. «Какой сюжет трагедии Гете «Эгмонт»? Как создавалась увертюры «Эгмонт» Бетховена. 4. Из каких образов складывается увертюра «Эгмонт»? 5. Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников? Переходим к первому пункту нашего плана: «Кто такой Л.В. Бетховен?» Сейчас вы просмотрите видео биографии Л.В. Бетховена. Ваша задачи будет ответить на следующие вопросы. Запишите, пожалуйста, их в тетрадь: 1. Годы жизни Людвига ван Бетховена? (1770-1827) 2.Композитором какой страны является Л.В. Бетховен? (Германия) 3. Кто был учителем и наставником Бетховена? (Сальери) 4. Какие произведения писал Бетховен? (Лунная соната, Патетическая соната, 9 симфоний, увертюры, опреа «Фиделио», 5 фортепианных концертов, 1 скрипичный концерт, 16 струнных квартетов, 32 фортепианных и 10 скрипичных сонат) Видео биография Бетховена Давайте ответим на поставленные ранними нами вопросы. Молодцы. Из множества произведений Людвига ван Бетховена мы перечислили такой жанр как увертюра. Давайте попробуем ответить на второй вопрос нашего урока: «Что такое программная увертюра?» В начале урока мы уже с вами говорили, что такое уертюра, давайте еще проговорим. (Увертюра — вступление, начало, открытие) А что же такое программная музыка? (Программная музыка - музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. То есть, музыка, которая имеет либо название, либо эпиграф к произведению.) Давайте совместим эти два определения, что же у нас получится? Программная увертюра — вступление, которое имеет название или эпиграф. Этот жанр симфонической музыки был впервые введен Бетховеном. Запишите, пожалуйста, новое определение в тетрадь. А мы переходим с вами к следующему пункту нашего плана: «Какой сюжет трагедии Гете «Эгмонт»? Как создавалась увертюры «Эгмонт» Бетховена. Каков же сюжет «Эгмонта»? Трагедия Гёте «Эгмонт», опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века. Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала. Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году. Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический. Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён. В сюжете трагедии есть и любовная линия. Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга. Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым. И в 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту». Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания Симфонии №5. Как мы знаем, увертюра- э то вступление к музыкальному спектаклю, опере, балету. Так вот увертюра «Эгмонт» - это первый из 9 номеров всего спектакля «Эгмонт». К сожалению музыкальный спектакль не получил большой популярности, но увертюра к нему завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как самостоятельное музыкальное произведение. Прослушайте, фрагменты из увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена и ответьте на следующий вопрос нашего плана: «Из каких образов складывается увертюра «Эгмонт»?» Звучат фрагменты увертюры «Эгмонт» Л. В. Бетховена Из каких образов складывается увертюра «Эгмонт»? (образов завоевателя, стоны порабощенных жителей Нидерландов, образа романтического героя, образ смерти, образ восстания народа) Из каких интонаций складывается музыкальный образ увертюры? (Ответы детей) Тяжелые, властные, грозные интонации сменяются плачущими и жалобными интонациями. Бурная, волевая, стремительная интонация перерастает в торжественную и радостную интонацию. Какие интонации объединяют Симфонию №5 и Увертюру «Эгмонт»? (Ответы детей) Сильные, мужественные, суровые, героические, отрывистые интонации. Тема борьбы. На экране портрет Бетховена и запись вопроса: Каким же был композитор, создавший такую музыку? Что нам лучше расскажет о композиторе: его портрет, музыка или воспоминания современников? (Ответы детей) Портрет раскроет только какую-то одну черту, музыка передаст целую гамму чувств, душевных переживаний, современники расскажут о характере и жизни композитора. Знакомясь с музыкой Бетховена и его личностью, какой вопрос урока мы можем задать? (Ответы детей) - Каким мы видим Бетховена в его музыке? - Каким мы видим Бетховена в воспоминаниях современников? - Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников? После коррекции выбираем главный вопрос и записываем его в тетрадь. Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников? Предлагаю вам разделиться на три группы, по рядам. Каждой группе будут предложены тексты. Задание: необходимо выбрать из предложенных вам текстов (1 группа – стихи, 2 – воспоминания современников, 3 – высказывания Бетховена) выбрать строки, высказывания, которые были бы созвучны личности композитора и характеру прозвучавшей сегодня музыки по вашему мнению. После завершения работы с текстами, каждая группа зачитывает выбранные ими слова и строки и обосновывает свою точку зрения. Работа в группах: стихи, фрагмент из книги, высказывания Л. Бетховена (все тексты в приложении). Во время работы звучит увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена. После завершения работы с текстами, группы зачитывают выбранные ими слова и строки, на их взгляд созвучные личности композитора и характеру прозвучавшей музыки. Каким мы видим психологический портрет композитора? (Ответы детей) Бетховен человек сильный, мужественный, решительный, энергичный, стойкий, упорный, настойчивый, добрый, человечный, честный, правдивый, гордый, независимый, свободолюбивый, любящий жизнь и людей. Только такой несломленный человек был способен создать музыку, зовущую к жизни, борьбе… На следующем уроке мы с вами подробно прослушаем первую часть увертюры «Эгмонт» и познакомимся с ее драматургией. Итак, давайте вернемся к нашему плану урока на все ли вопросы мы дали ответы? 1. Кто такой Людвиг ван Бетховен? 2.Что такое программная увертюра? 3. «Какой сюжет трагедии Гете «Эгмонт»? Как создавалась увертюры «Эгмонт» Бетховена. 4. Из каких образов складывается увертюра «Эгмонт»? 5. Каким мы видим Бетховена в его музыке и в воспоминаниях современников? Домашнее задание на следующий урок: я предлагаю вам подобрать стихотворения, которые могли бы подойти к увертюре «Эгмонт» Бетховена. В конце урока давайте каждый сам оценит свою работу на уроке, для этого я предлагаю вам посмотреть на слайд и исходя из того, как вы считаете, как вы работали на уроке выполнить любое из предложенных действий. Обсуждение выбора действия. Выставление оценок. На этом наш урок окончен. Спасибо! |
Приложение к уроку
-
Стихи
…Пикколо, тромбон и контрфагот – Он эти инструменты
Отважно ввёл в оркестр. Этим он
И деревянный звук, и голос медный
В три форте поднял. Что за глубина!
Из океана эти волны льются!
Илья Сельвинский.
…И, яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Н. Заболоцкий
“Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы…
Иду сквозь слёзы, кровь и горе
Я с поколением борьбы” С. Нерис.
-
Фрагменты из книги.
«Если бы в 1820 году мы встретились с Бетховеном на улицах Вены, то решили бы, что это очень странный человек. Одежда и волосы у него были растрепанными, галстук небрежно завязан. Он ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя руками. Потом останавливался, что-то напевал, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал и шел дальше».
“Вся жизнь Бетховена, - писал французский писатель и исследователь творчества композитора, Ромен Роллан, - похожа на “грозовой день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за творчество. Мужеству и стойкости композитора можно только удивляться».
-
Высказывания Л.Бетховена:
“Люби свободу больше жизни”.
“Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить меня”.
“От тьмы к свету, через борьбу - к победе!”
“Наше время нуждается в людях, мощных духом!”
«Музыка должна высекать огонь из груди человека!»