Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы (действующая редакция)
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Статья 14 НК РФ. Региональные налоги (действующая редакция)
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы (действующая редакция)
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
84. Налоги как финансово-правовая категория и их классификация.
Как финансовая категория налог выражает денежные отношения, посредством которых государство изымает часть национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Сущность налога проявляется в его функциях:
1) фискальная – основная функция налогов, она направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами;
2) регулирующая функция означает, что налоги активно влияют на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его рост, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения;
3) контрольная функция проявляется в том, что в ходе налогообложения государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, доходы граждан, источники доходов, использование имущества, в т.ч земли. Только в совокупности учет всех этих функций может обеспечить успешную налоговую политику государства.
Как правовая категория налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения у них денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом следует иметь в виду
, что уплата налогов – это конституционная обязанность (ст. 57 Конституции РФ). Они должны быть законно установлены органами власти. Зачисление налогов в бюджетную систему определяет их публичный характер.
Важнейшим юридическим признаком налога является отчуждение части собственности субъектов (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу государства или муниципального образования в процессе уплаты налога.
Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов. Это свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а обязательный характер.
Существенным признаком налога является индивидуальная безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. Налоги, как правило, не имеют целевого назначения. Они предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
-
федеральные: -
региональные; -
местные.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
-
прямые; -
косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.
К прямым налогам относятся:
-
налог на доходы физических лиц; -
налог на прибыль организаций; -
налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.
К косвенным налогам относятся:
-
налог на добавленную стоимость; -
акцизы; -
таможенные пошлины и др.
В зависимости от их использования:
-
общие; -
специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.
В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
-
транспортный налог; -
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
-
твердыми; -
процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
-
включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг); -
относимые на издержки обращения и затраты производства; -
относимые на финансовые результаты; -
уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
-
закрепленные; -
регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
85. Основные элементы налогообложения по российскому законодательству.
Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов (действующая редакция)
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
86. Понятие и предмет налогового права.
Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.
Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности
, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.
Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
Отношения, которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть разделены на несколько групп:
1) отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
2) отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
3) отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.;
4) отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;
5) отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.
87. Налоговое право в системе российского права.
Обращаясь к определению места налогового права в системе права следует признать наличие широкого диапазона мнений ученых, которые носят иногда взаимоисключающий характер, а именно:
- налоговое право является подотраслью финансового права;
- налоговое право является самостоятельной отраслью права;
- налоговое право комплексная отрасль законодательства;
- налоговое право является институтом бюджетного права;
- налоговое право является сложным институтом финансового права.
В рамках научной дискуссии каждая из указанных концепций имеет право на жизнь, тем не менее, рассмотрение налогового права вне отрасли финансового права представляется не только преждевременным, но и контрпродуктивным.
Налоговое право имеет свое происхождение и развитие в рамках финансово-правового регулирования, поскольку всегда рассматривалось как источник формирования государственных доходов. И вне связки источник доходов - формирование публичных денежных фондов лишается своего значения.
Итак, трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права - процесс длительный и до сих пор еще не завершенный.
Налоговое и конституционное право. Регулируя основы конституционного строя РФ и государственную деятельность в целом, конституционное право устанавливает общие принципы и правовые основы налогово-правового регулирования, определяет компетенцию высших органов государственной власти РФ, субъектов РФ, а также МСУ в сфере налогообложения, основы бюджетного процесса и другие аспекты.
С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ налоговая обязанность приобрела конституционно-правовой статус. Статья 57 Конституции РФ прямо установила: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Налоговое право конкретизирует и развивает общие нормы конституционного права применительно к своему предмету. Заметим, что подобное положение характерно для всех отраслей права, испытывающих на себе формирующее влияние Конституции РФ и других источников конституционного права.
Налоговое и административное право. Эти отрасли права, прежде всего, сближает сходство метода правового регулирования. Кроме того, в целом ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам. Это обусловлено тем, что налогообложение представляет собой часть системы государственного управления.
Некоторые институты административного права регулируются и налогово-правовыми нормами, но в более конкретизированном виде. Отметим, например, соответствие следующих административно-правовых и налогово-правовых институтов: контроль и надзор - налоговый контроль; административный процесс - налоговый процесс.
Налоговое и гражданское право. Обе отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности. Таким образом, гражданское и налоговое право объединяет объект правового регулирования, а именно отношения собственности.