Файл: Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Составьте опорную схему с комментариями на тему «Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как личность».
ПЕДАГОГИКА
ФИЛОСОФИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
База для осмысления целей воспитания и образования.
Является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.
Задание 2.
Составьте опорную схему с комментариями на тему «Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как индивида».
ПЕДАГОГИКА
БИОЛОГИЧЕСКИЕ (медицина и биология (анатомия и физиология человека))
Школьная гигиена
Медицинские науки
Выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждениях
«детские болезни», нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста.
Наследственность, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Общая и возрастная физиология – определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Функционирование высшей нервной деятельности.
Задание 3.
С
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
оставьте опорную схему с комментариями на тему «Система педагогических наук».
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
это базовая наука, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Включает следующие научные дисциплины:
- введение в педагогическую деятельность;
- общие основы педагогики;
- теория воспитания-научная дисциплина;
- дидактика, или теория образования и обучения;
- теория управления образовательными процессами;
- методология педагогики;
- философия и история образования;
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА
изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают ряд отраслей, многие из которых давно уже приобрели статус науки:
- перинатальная педагогика;
- ясельная педагогика;
- дошкольная педагогика;
- школьная педагогика;
- педагогика профессионально-технического образования;
- педагогика среднего профессионального образования;
- педагогика высшей школы;
- андрогогика;
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Исследует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее отрасли:
- производственная педагогика;
- военная педагогика;
- медицинская педагогика;
Выделяют также такие отрасли профессиональной педагогики, как инженернаяи спортивная педагогика.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Исследует воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывает систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды; изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие отрасли:
- сурдопедагогика;
- тифлопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- логопедия.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Изучает преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем нахождения сходств и отличий.
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Содержащие специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике и тд.) и накапливающие технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
ДРУГИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Лечебная педагогика – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.
Гендерная педагогика – исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
Семейная педагогика – разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье. Влияние семьи
Этнопедагогика педагогика – закономерности и особенности народного, этнического воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклере опыт воспитания.
Исправительно-трудовая педагогика – содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении.