Файл: Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

Составьте опорную схему с комментариями на тему «Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как личность».


ПЕДАГОГИКА



ФИЛОСОФИЯ

ПСИХОЛОГИЯ



База для осмысления целей воспитания и образования.

Является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.


Необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.


Задание 2.

Составьте опорную схему с комментариями на тему «Связь педагогики с другими науками, изучающих человека как индивида».


ПЕДАГОГИКА



БИОЛОГИЧЕСКИЕ (медицина и биология (анатомия и физиология человека))

Школьная гигиена

Медицинские науки



Выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждениях

«детские болезни», 
нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста.




Наследственность, какова роль природных факторов в индивидуальном опыте и др. Общая и возрастная физиология – определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Функционирование высшей нервной деятельности.


Задание 3.

С
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
оставьте опорную схему с комментариями на тему «Система педагогических наук».





ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

это базовая наука, исследующая основные закономерности воспитания, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Включает следующие научные дисциплины:

введение в педагогическую деятельность;

общие основы педагогики;

теория воспитания-научная дисциплина;

дидактика, или теория образования и обучения;

теория управления образовательными процессами;

методология педагогики;

философия и история образования;

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА

изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают ряд отраслей, многие из которых давно уже приобрели статус науки:

перинатальная педагогика;

- ясельная педагогика;

- дошкольная педагогика;

- школьная педагогика;

- педагогика профессионально-технического образования;

- педагогика среднего профессионального образования;

- педагогика высшей школы;

- андрогогика;



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Исследует закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области выделяют следующие ее отрасли:

производственная педагогика;

- военная педагогика;

- медицинская педагогика;

Выделяют также такие отрасли профессиональной педагогики, как 
инженернаяи спортивная педагогика.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Исследует воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывает систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды; изучает закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации, содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие отрасли:


сурдопедагогика;

- тифлопедагогика;

- олигофренопедагогика;

- логопедия.



СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Изучает преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем нахождения сходств и отличий.

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Содержащие специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике и тд.) и накапливающие технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.


ДРУГИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Лечебная педагогика – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с ослабленными и больными школьниками. Представляет собой интегрированную медико-педагогическую науку.

Гендерная педагогика – исследует совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать себя в школе и успешно решать проблемы социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.








Семейная педагогика – разрабатывает закономерности воспитания и образования детей в семье. Влияние семьи



Этнопедагогика педагогика – закономерности и особенности народного, этнического воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклере опыт воспитания.

Исправительно-трудовая педагогика – содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении.