Файл: Человек как природный субъект индивид.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРИРОДНЫЙ
СУБЪЕКТ – ИНДИВИД
Владимир Николаевич Шляпников
Shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Понятие «индивид»

Индивид – это целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида.

Системные качества, которые человек приобретает в системе своего вида, принято называть индивидными свойствами.

Индивидные свойства – это результат эволюции вида Homo Sapiens, отражающие особенности специфического для данного вида образа жизнедеятельности.

Индивидные свойства – это безличные
органические предпосылки развития личности.

Структурно-функциональные
особенности человека
• Относительно большой объем больших полушарий головного мозга;
• Прямохождение;
• Наличие манипуляторной конечности;
• Развитый речевой аппарат;
• Функциональная асимметрия больших полушарий;
• Длинный период детства;
• Отсутствие сезонных репродуктивных циклов.

Особенности эволюции и
жизнедеятельности вида Homo Sapiens
• Совместная орудийная деятельность, приводящая к формированию системы разделения труда;
• Переход от присвоения к производству предметов потребности и новых экологических ниш;
• Возникновение сознания и речевого мышления, открывающего новые способы сохранения и передачи индивидуального опыта;
• Накопление общественно-исторического опыта в форме материальной и духовной культуры;
• Наличие неадаптивных форм активности, например, игры, занятия наукой, искусством, спортом и т.д.

Продолжается ли эволюция человека в наши дни?

Точки зрения на эволюцию
человека
• Борьба за существование продолжается
Биологические науки
• Человек вышел из борьбы за существование победителем
Социальные науки
• Человечество преобразовало закономерности эволюции
Историко-эволюционный подход

Преобразование эволюционного
процесса
• Общественно-исторический образ жизни
• Преобразовае закономерностей биологической эволюции
• Развитие функциональный органов, обладающих неограниченными возможностями адаптации
• Адаптация с помощью функциональных, а не анатомических органов
• Развитие индивидуальности за счёт функциональных органов

Гипотеза рассеивающего отбора
(В.П. Алексеев)
Естественный отбор
Рассеивающий отбор


Внутривидовая изменчивость

Плотность населения Земли
С точки зрения эволюции, человек – это «голая обезьяна», которая покорила весь мир!

Два подхода к изучению
индивидных свойств личности
• Описание уникальных черт личности «единичного человека»; в рамках данного подхода личность понимается как объект, обладающий различными свойствами, в результате исследования личности сводятся к коллекционированию идивидуальных различий личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел, Дж. Гилфорд и т.д.);
Феноменографический
• Индивидные свойства рассматриваются как выражение интегральных системных качеств личности; в рамках данного похода основной задачей становится изучение эволюционного смысла индивидных свойств, причин их возникновения, а также анализ индивидных свойств в перспективе историко- эволюционного подхода (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Г. Асмолов).
Историко-эволюционный

Характеристики индивидных
свойств
• Определяю формально-динамические особенности поведения, энергетический аспект протекания психических процессов;
• Генетически обусловлены, т.е. носят врождённый характер;
• Рано проявляются в онтогенезе;
• До определённой степени подвержены влиянию со стороны окружающей среды – фенотипической модификации;

Индивидные свойства и развитие
личности
• Задают коридор развития и выбора деятельности
• Трансформируются и преобразуются в процессе деятельности
• Вносят свой вклад в формирование социальной ситуации развития личности
• Сигнификация индивидных свойств открывает возможности для коррекции, компенсации и т.д.

Комплекс неполноценности и
сверхкомпенсация
Исходная ситуация развития ребёнка:

Чувство неполноценности
Мотивационные
тенденции:

Стремление к компенсации

Социальный интерес
Наличие органического дефекта или невротический стиль воспитания могут привести к возникновению тенденции к
«сверхкомпенсации»

Классификация индивидных
свойств личности
Первичные индивидные образования
(психофизиологические свойства)
Индивидуально- типические свойства
Конституция индивида
Функциональная асимметрия мозга
Нейродинамические свойства мозга
Возрастно-половые свойства:
Онтогенез полового диморфизма
Возрастные стадии онтогенетической эволюции
Вторичные индивидные образования
– психофизиологические функции и органические потребности (психодинамические свойства);
Высшие формы интеграции индивидных свойств
(темперамент и задатки).


Органические потребности

Органические потребности связаны с поддержанием гомеостаза организма, их мало, и они насыщаемы

Потребности, связанные с самосохранением

Потребности, связанные с воспроизведением

Гомеостаз - координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма (К. Бернар, У.
Кэннон).

Мотивационная сфера развивается в деятельности на основе врождённых органических потребностей

Типы конституции

Конституция – совокупность морфо-анатомических и психофизиологических свойств человека.

Генетическая конституция

Морфологическая конституция – соотношение костной, мышечной и жировой ткани

Биохимическая конституция

Физиологическая конституция

Психофизиологическая конституция

Основные проблемы
определения
морфологической
конституции:

Наличие смешанных и переходных типов

Формирование конституции заканчивается в пубертате

Влияние средовых факторов на развитие конституции
(питание, занятия спортом и т.д.)

Классификация М.В. Чернорунский

Темперамент

Темперамент и задатки
• Индивидуальная характеристика динамических черт психической деятельности субъекта, которая проявляется:
• В общем уровне психической активности (тенденция личности к самовыражению, освоению и преобразованию внешней действительности);
• В особенностях двигательной активности (средство актуализации внутренней психической активности);
• В особенностях эмоциональных процессов (особенности возникновения, протекания, завершения разнообразных чувств, аффектов и настроений) (В.Д. Небылицын).
Темперамент
• врожденные анатомо-физиологические особенности субъекта, которые составляют природную основу развития способностей (Б. М. Теплов).
Задатки

Истории изучения темперамента
• Гуморальные теории
• Конституциональные теории
• Учение о ВНД
• Факторные теории
• Системные теории

Гуморальная концепции
темперамента (Древняя Греция)

Темперамент – надлежащее сочетание черт

Гиппократ – темперамент определяется ведущей жидкостью:

Холерик – желчь (огонь)

Флегматик – слизь, лимфа (вода)

Сангвиник – кровь
(воздух)

Меланхолик – чёрная желчь (земля)

Строение тела и характер (Э.
Кречмер)

Конституция – совокупность всех индивидуальных свойств, генетически заложенных в человеке.

Характер – совокупность психических реакций человека, проявляемых в течение жизни.

Темперамент:

Психэстезия

Окраска настроения

Психический темп

Психомоторная сфера
Астенический тип – шизоидный темперамент
Атлетический тип – шизоидный темперамент
Пикнический тип – циклоидный темперамент
Диспластический тип – шизоидный темперамент


Психология конституциональных
различий У. Шелдона

Висцеротония (эндорофный тип) – расслабленность + любовь к комфорту + потребность в общении

Соматотония (мезомофный тип) – уверенность + энергичность + потребность в активности

Церебротония
(эктоморфный тип) – скованность + повышенная скорость реакций + социофобия
Соматотипы
Типы темперамента

ВНД как основа темперамента

Основа темперамента – индивидуальные особенности функционирования ЦНС (коры больших полушарий)

Сила условно-рефлекторных процессов

Сила процессов возбуждения (формирование УР, кофеиновая проба)

Сила процессов торможения (дифференцировка УР, бромовая проба)

Баланс процессов возбуждения и торможения
(уравновешенный – неуравновешенный)

Подвижность процессов (инертный – лабильный)

Понятие о сильных и слабых типах ВНД

Типы ВНД по И.П. Павлову

Современные исследования ВНД
• Разведение УР и БР свойств ЦНС
• Участие подкорковых структур и ПНС в формировании темперамента
• Большее число свойств НС
• Соотношение свойств ВНД и асимметрии БП
• Близнецовый метод в изучении темперамента

Факторная модель темперамента
Г. Айзенка

Представления о темпераменте
С.Л. Рубинштейна

Темперамент – предпосылка характера, который формируется в деятельности
Показатели:

Сила психических процессов

Степень психодинамической устойчивости

Скорость, ритм, темп психических процессов

Впечатлительность = силы + устойчивость воздействия

Эмоциональная возбудимость

Импульсивность (сила и скорость перехода реакции в моторную сферу)

Холерик – впечатлительный и импульсивный

Сангвеник – импульсивный, но не впечатлительный

Меланхолик – впечатлительный, но не импульсивный

Флегматик – не впечатлительный и не импульсивный
Проявления темперамента
зависят от конкретного условий
жизни

Активностно-специфическая модель
структуры темперамента по В. Русалову
• Интеллектуальная – лобные доли
• Социально-вербальная – височные доли
• Моторно-физическая – сенсо-мотрная кора
Типы активности
• Выносливость (эргичность)
• Пластичность (гибкость)
• Темп (скорость действий)
• Эмоциональность (чувствительность к удачам и неудачам)
Динамические аспекты активности


Структура темперамента по В.
Русалову

Функциональные Ансамбли
Темперамента по И.Н. Трофимовой
Функциональные аспекты:
• Ориентация
• Скорость интеграции
• Энергетические черты
Подкрепители поведения:
• Физические ощущения (Поиск Ощущений)
• Состояние других людей (Эмпатия)
• Знания (Чувствительность к вероятностям);
Эмоциональность - система усиления динамических аспектов поведения:
• Ориентация - Нейротицизм
• Интеграция - Импульсивности
• Энергетической готовность - Самоуверенности.

Гипотеза функциональных
ансамблей темперамента
• 9 функциональных черт регулируются моноаминами (MA): норадреналином, дофамином и серотонином, а также ацетилхолином и нейропептидами.
• Черты эмоциональности проявляются как диз-регуляция в системе опиодных рецепторов, напрямую контролирующих MA системы.

Проявления темперамента в
онтогенезе
• Диапазон реакций (стимулов)
• Степень общей активности
• Возбуждённость (плач, крики)
• Беспокойство во время сна
• Привыкание к новому
• Стремление вырваться из рук

Устойчивость темперамента в
онтогенезе (А. Томас, С. Чесс)

Лёгкий темперамент – быстро адаптируются к новым ситуациям, реакции низкой и средней интенсивности, хорошее настроение, ритмичность телесных проявлений – 40%

Трудный темперамент – обратный лёгкому – 10%

Неторопливые – не сразу обнаруживают интерес к чему-либо, воодушевляются постепенно – 15%

Непостоянные – нельзя отнести к какой-либо определённой группе – 35%
Эта пропорция сохранилась через 5 и 10 лет.

ОБЩЕСТВЕННО-
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ – ИСТОЧНИК
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Владимир Николаевич Шляпников
Shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Три координаты развития личности
• Историческое время
• Социальное пространство
• Индивидуальный жизненный путь

Общественно-исторический образ
жизни
• объективно задаёт пространство выбора субъекту, проявившемуся на свет в том или ином обществе:
• Набор типичных, приемлемых социально-одобряемых для данного общества видов деятельностей;
• Набор наиболее общих целей, мотивов, ценностей, идеалов, норм поведения и деятельности;
• Набор типичных для данного общества средств достижения целей и реализации деятельность.
Общественно-исторический образ жизни
Общество ставит перед личностью социально типические задачи и
предлагает набор социально типических средств для их решения