Файл: Человек как природный субъект индивид.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные направления исследования
общественно-исторического образа жизни
• Изучение социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества
(палеопсихология, историческая психология);
• Развитие личности в разных культурах социального пространства данной эпохи (этнопсихология, кросс- культурная психология);
• Построение периодизации развития личности в разных социальных группах (социальная психология, психология развития).

Основные характеристики современного общества

Постиндустриальное общество

Переход от производства товаров к производству услуг
(развитие непроизводственной сферы)

Усиление отчуждения
(алиентации) человека от продукта труда

Феномены смыслоутраты и экзистенциального вакуума

Общество потребления

Кризис перепроизводства
50х гг.

Стимуляция спроса путём производства новых потребностей

Э. Фромм – «общество потребления»

Искусственные потребности принципиально ненасыщаемы

Потребление как образ жизни – «ценности обладания» и «ценности бытования»

Информационное общество

«Большая деревня» – возрастающая роль СМИ
(М. Маклюэн)

Информационное общество
(Э. Тоффлер)

Ключевые факторы социализации:

Массовая культура

СМИ

Интернет

Информационная перегрузка, рост неопределённости и т.д.

Урбанизация

Увеличение относительной численности городского населения

Мегаполис – «каменные джунгли» - искусственная экологическая ниша

Увеличение плотности населения

Увеличение темпов жизни

Разобщение людей
(анонимность)

Загрязнение окружающей среды

Глобализация и
мультикультурализм

Интеграция и унификация мирового сообщества

Взаимодействие с представителями разных культур

Угроза устойчивой социальной идентичности

Рост ксенофобии и социальной напряжённости

Социализация личности

Социализация личности
Формы социализации:

Стихийная

Относительно направленная

Относительно контролируемая

Самоизменения
Традиционный и
институциональный
механизмы социализации
Факторы социализации:

Магафакторы (космос, биосфера, ноосфера)

Макрофакторы (страна, общество, этнос, СМИ,
Интернет)

Мезофакторы (регион, поселение, субкультура)

Микрофакторы (семья, сверстники, друзья, школа)


Основные механизмы усвоения
социотипического поведения
• Импринтинг
• Подражание (имитация)
• Идентификация
• Инструментальное научение
• Оперантное научение
• Социальное научение
• Интериоризация
• Рефлексия

Социотипическое поведение
личности
Национальный характер - социотипическое поведение в различных культурах (предмет этнопсихологии);
Социальный характер - социотипическое поведение в различных социальных группах (предмет социальной психологии) (Э. Фромм
«Социальный характер – бегство от свободы»);
Социальные роли - социотипическое поведение в различных малых социальных группах (предмет социальной психологии).
Основные механизмы усвоения социотипического поведения: идентификация и подражание.

Ролевая концепция личности Дж. Г.
Мида
«Личность, сознание,
общество»

Роль как средство
(символ) коммуникации между людьми

Role-playing
– исполнение роли

Role-making
– создание роли

Строение личности:

I
– активное, познающее Я (субъект взаимодействия)

Me
– пассивное, эмпирическое Я
(набор социальных ролей)

Self
– взаимодействие
I и Me – показатель социабельности личности

Концепция социальной
драматургии И. Гофмана
• Актёр – субъект социального взаимодействия
• Роли – социальные роли, которые исполняет субъект
• Публика – значимые другие, для которых субъект исполняет роль (партер и амфитеатр)
• Сцена – пространство, в котором исполняется роль
(авансцена и кулисы)

Структура социальной роли (Г.
Олпорт)
• Ролевые ожидания
Роль для группы
• Концепция роли
Роль для личности
• Принятие роли (набор функций, определяемых местом в структуре совместной деятельности группы)
Роль для личности
• Выполнение роли (групповые нормы и санкции)
Роль для группы

Авто-стереотип

Ядро – реальные различия

Интегрирующий аттрибутивный комплекс:

Более позитивный

Более разнородный

Одобряемые качества
Гетеро-стереотип

Дифференцирующий аттрибутивный комплекс:

Более негативный

Более однородный

Отвергаемые качества

Контр-стереотип – индивидуальный опыт
Структура социального стереотипа


Когнитивная ф. – форма социального опыта

Аффективная ф. – социальная оценка поведения

Поведенческая ф. – социально-одобряемые формы поведения в типичных условиях

Стереотип – сбалансированное содержание, позитивная установка

Предубеждение – преобладание аффективного компонента, негативная установка

Предрассудок – преобладание поведенческого компонента, негативная установка
Функции и формы стереотипов


От социальнотипического к
индивидуальному

Социогенетические истоки
формирования личности
• Преадаптивные феномены культуры, например, искусство, альтруизм;
• Специализация деятельности источник развитие индивидуальности;
• Лиминальность – смена социальной позиции личности, например, обряды инициации.
Механизмы выработки неопределённости в социогенезе:

«Феномен игры ролями»
Смена ролевых позиций:
• Роль для группы в системе межличностных отношений – роль
как цель;
• Роль для себя в системе личностно-смысловых отношений –
роль как средство.
• В процессе социализации человек овладевает социальными ролями и преобразует их в соответствии со своими личными целями и мотивами.
«Феномен игры ролями»:
• В процессе соционгенеза роль овладевает личностью;
• В процессе персоногенеза личность овладевает ролью, как инструментом – перестройка своего поведения в ситуации овладения своим поведением.

«Феномен игры ролями»
• Роль для группы в системе межличностных отношений – роль как цель;
• Роль для себя в системе личностно-смысловых отношений – роль как средство.
Смена ролевых позиций:
В процессе социализации человек овладевает социальными ролями и преобразует их в соответствии со своими личными целями и мотивами.

Спасибо за внимание!