ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные направления исследования
общественно-исторического образа жизни
• Изучение социогенетических предпосылок возникновения и развития личности в истории общества
(палеопсихология, историческая психология);
• Развитие личности в разных культурах социального пространства данной эпохи (этнопсихология, кросс- культурная психология);
• Построение периодизации развития личности в разных социальных группах (социальная психология, психология развития).
Основные характеристики современного общества
Постиндустриальное общество
Переход от производства товаров к производству услуг
(развитие непроизводственной сферы)
Усиление отчуждения
(алиентации) человека от продукта труда
Феномены смыслоутраты и экзистенциального вакуума
Общество потребления
Кризис перепроизводства
50х гг.
Стимуляция спроса путём производства новых потребностей
Э. Фромм – «общество потребления»
Искусственные потребности принципиально ненасыщаемы
Потребление как образ жизни – «ценности обладания» и «ценности бытования»
Информационное общество
«Большая деревня» – возрастающая роль СМИ
(М. Маклюэн)
Информационное общество
(Э. Тоффлер)
Ключевые факторы социализации:
Массовая культура
СМИ
Интернет
Информационная перегрузка, рост неопределённости и т.д.
Урбанизация
Увеличение относительной численности городского населения
Мегаполис – «каменные джунгли» - искусственная экологическая ниша
Увеличение плотности населения
Увеличение темпов жизни
Разобщение людей
(анонимность)
Загрязнение окружающей среды
Глобализация и
мультикультурализм
Интеграция и унификация мирового сообщества
Взаимодействие с представителями разных культур
Угроза устойчивой социальной идентичности
Рост ксенофобии и социальной напряжённости
Социализация личности
Социализация личности
Формы социализации:
Стихийная
Относительно направленная
Относительно контролируемая
Самоизменения
Традиционный и
институциональный
механизмы социализации
Факторы социализации:
Магафакторы (космос, биосфера, ноосфера)
Макрофакторы (страна, общество, этнос, СМИ,
Интернет)
Мезофакторы (регион, поселение, субкультура)
Микрофакторы (семья, сверстники, друзья, школа)
Основные механизмы усвоения
социотипического поведения
• Импринтинг
• Подражание (имитация)
• Идентификация
• Инструментальное научение
• Оперантное научение
• Социальное научение
• Интериоризация
• Рефлексия
Социотипическое поведение
личности
• Национальный характер - социотипическое поведение в различных культурах (предмет этнопсихологии);
• Социальный характер - социотипическое поведение в различных социальных группах (предмет социальной психологии) (Э. Фромм
«Социальный характер – бегство от свободы»);
• Социальные роли - социотипическое поведение в различных малых социальных группах (предмет социальной психологии).
Основные механизмы усвоения социотипического поведения: идентификация и подражание.
Ролевая концепция личности Дж. Г.
Мида
«Личность, сознание,
общество»
Роль как средство
(символ) коммуникации между людьми
Role-playing
– исполнение роли
Role-making
– создание роли
Строение личности:
I
– активное, познающее Я (субъект взаимодействия)
Me
– пассивное, эмпирическое Я
(набор социальных ролей)
Self
– взаимодействие
I и Me – показатель социабельности личности
Концепция социальной
драматургии И. Гофмана
• Актёр – субъект социального взаимодействия
• Роли – социальные роли, которые исполняет субъект
• Публика – значимые другие, для которых субъект исполняет роль (партер и амфитеатр)
• Сцена – пространство, в котором исполняется роль
(авансцена и кулисы)
Структура социальной роли (Г.
Олпорт)
• Ролевые ожидания
Роль для группы
• Концепция роли
Роль для личности
• Принятие роли (набор функций, определяемых местом в структуре совместной деятельности группы)
Роль для личности
• Выполнение роли (групповые нормы и санкции)
Роль для группы
Авто-стереотип
Ядро – реальные различия
Интегрирующий аттрибутивный комплекс:
Более позитивный
Более разнородный
Одобряемые качества
Гетеро-стереотип
Дифференцирующий аттрибутивный комплекс:
Более негативный
Более однородный
Отвергаемые качества
Контр-стереотип – индивидуальный опыт
Структура социального стереотипа
Когнитивная ф. – форма социального опыта
Аффективная ф. – социальная оценка поведения
Поведенческая ф. – социально-одобряемые формы поведения в типичных условиях
Стереотип – сбалансированное содержание, позитивная установка
Предубеждение – преобладание аффективного компонента, негативная установка
Предрассудок – преобладание поведенческого компонента, негативная установка
Функции и формы стереотипов
От социальнотипического к
индивидуальному
Социогенетические истоки
формирования личности
• Преадаптивные феномены культуры, например, искусство, альтруизм;
• Специализация деятельности источник развитие индивидуальности;
• Лиминальность – смена социальной позиции личности, например, обряды инициации.
Механизмы выработки неопределённости в социогенезе:
«Феномен игры ролями»
Смена ролевых позиций:
• Роль для группы в системе межличностных отношений – роль
как цель;
• Роль для себя в системе личностно-смысловых отношений –
роль как средство.
• В процессе социализации человек овладевает социальными ролями и преобразует их в соответствии со своими личными целями и мотивами.
«Феномен игры ролями»:
• В процессе соционгенеза роль овладевает личностью;
• В процессе персоногенеза личность овладевает ролью, как инструментом – перестройка своего поведения в ситуации овладения своим поведением.
«Феномен игры ролями»
• Роль для группы в системе межличностных отношений – роль как цель;
• Роль для себя в системе личностно-смысловых отношений – роль как средство.
Смена ролевых позиций:
В процессе социализации человек овладевает социальными ролями и преобразует их в соответствии со своими личными целями и мотивами.
Спасибо за внимание!