Файл: Особенности развития личности клиента Психодиагностический взгляд на клиента и его проблему.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности развития личности клиента
Психодиагностический взгляд на клиента и его проблему
Прошлый опыт клиента
Настоящая стадия развития
Планы на будущее
Основные стадии развития человека
Динамику развития человека можно проследить с позиции:
1.
физиологии
(от 0 до 18-21 – максимум, далее спад);
2.
психологии
(развитие продолжается на протяжении всей жизни).
Выделяют 2 этапа: 0-35 лет - формирование привычек,
выработка основных навыков и индивидуального стиля жизни; 35 и старше – выработка наилучшего образа жизни для себя и близких
Стадия зависимости
(0-2 года)
На протяжении первой стадии своей жизни ребенок совершенно беспомощен и
в удовлетворении своих нужд должен полагаться исключительно на родителей.
Многое из того, что он изначально узнает о человеческих взаимоотношениях,
обусловлено тем стилем,
в котором удовлетворяются его потребности.
Представления о характере его окружения складываются у него, главным образом, под влиянием процесса кормления;
•
«оральный период» (по Фрейду);
•
«стадия базового доверия» (по Эриксону);
•
те чувства, которые ребенок испытывает во время получения пищи и удовлетворения других потребностей, имеют критическое значение для развития его личности;
Для будущего развития ребенка важно, чтобы отношения между ним и матерью были близкими, эмоциональными и ласковыми.
Стадия независимости
(2-3 года)
Ребенок становится более независимым (учится ходить, совершает руками манипуляции с предметами)
•
иногда называют «негативной стадией» или
«первой взрослостью» - ребенок становится исследователем, начинает восставать против ограничений
•
«анальная стадия» (по Фрейду) – первые уроки по контролю за мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями
•
«стадия базовой автономии» (по Эриксону) –
развитие потребности быть независимым
•
агрессия и контроль над ней
Ребенку важно знать, что его ценят за его зависимость точно так же, как и за независимость
(даже «с грязной попой»)
Стадия усвоения ролей
(4-6 лет)
•
Ребенок испытывает потребность в еще большей свободе
•
Пик интереса к своим половым органам и к различию половых ролей – важна реакция родителей на интерес ребенка к вопросам пола
•
«Эдипова стадия» (по Фрейду) - ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу благодаря процессу отождествления себя с родителем одного с ним пола, половая самоидентификация
•
«Стадия инициативы» (по Эриксону) –
обретение чувства идентичности и инициативы.
При успешном разрешении эдиповой ситуации мальчик отождествляется с отцом, а девочка с матерью. В подростковом возрасте, когда так важно установить хорошие гетеросексуальные отношения, предпосылки для «симпатии» к представителям противоположного пола, заложенные в раннем детстве, дадут свой результат.
3 главные проблемы раннего детства
1.
Выражение чувства любви и зависимости
2.
Регулирование враждебных и агрессивных чувств
3.
Управление сексуальными напряжениями
Стадия конформизма
(6-10 лет)
•
Ребенок впервые вступает в мир, где нет абсолютного доминирования родителей
(школа), общество сверстников
•
«латентный период» (по Фрейду) – дети обоих полов больше интересуются делами своего пола, нежели противоположного, усваиваются новые типы поведения, связанные с половыми ролями
•
Ребенок по-прежнему нуждается в любви родителя, понимании, разумной дисциплине в сочетании со свободой инициативы
Предподростковый период
(10-13 лет)
•
Мир ребенка переживает катаклизм –
стремление вырваться из семейной доминантной сферы и с созреванием половых функций
•
Раздражительность, перепады настроения, грубость
•
Пробуждаются гетеросексуальные интересы
•
Ярко выраженное ощущение
обособленности и индивидуальности –
важная характеристика
•
Родителям важно проявлять себя в готовности предоставить ребенка самому себе и поддерживать его развивающуюся индивидуальность
Подростковый период
(12-20 лет)
В связи с быстрым ростом тела и созреванием гениталий подросток имеет дело с происходящей внутри него революцией, он заново переживает свои ранние конфликты и встречает новые в своем стремлении найти себя
•
«стадия идентификации» (по Эриксону) –
сомнения относительно собственной сексуальной идентификации, чувство своей неадекватности из-за «неуклюжести» асинхронно растущего тела, гомосексуальная паника (тревога)
•
В конце данной стадии начинается период взрослой ответственности при недостаточном знании, как эту ответственность нести. Юность приближает расцвет зрелой способности любить у тех молодых людей, которые благополучно заменили идеализированный образ своих родителей реальностью.
Стадия экспериментирования
(20-35 лет)
•
Стадия начала взрослой жизни
•
Выбор профессии
•
Выбор партнера для брака, проблемы беременности, угрозы развода
•
Кризис 30 лет - возраст 29 лет женщины и мужчины переживают по-разному
Стадия консолидации
(35-50 лет)
•
Проблема переживания данного этапа женщинами и
мужчинами
(женщины чувствуют себя более свободными, т.к. дети подросли, мужчины добились устойчивых позиций, конкуренция с более молодыми коллегами);
•
Отношения с
партнером предполагают уважение неповторимых качеств супруги или супруга: они добились состояния такой личной безопасности, что у каждого из них есть собственная индивидуальность; каждый способен относится к
другому без доминирования и эксплуатации
•
Кризис среднего возраста
Стадия инволюции
(50-60 лет)
•
Нередко возникает депрессия у женщин
(менопауза) и у мужчин (снижение репродуктивной функции)
•
«стадия порождения» (по Эриксону) –
взращивание своей значимости через наставничество
•
Теперь любовь – это прежде всего способность отдавать, особенно по отношению к своим детям (одна из причин, по которой иметь детей так важно)
•
Мужское и женское начало сосуществует в каждом мужчине и женщине, понимание и поощрение каждым из партнеров происходящей у другого партнера реализации ранее игнорируемого мужского или женского потенциала (К. Юнг)
•
Урегулирование отношений со стареющими родителями
Стадия оценивания
(60 и старше)
•
Человек оценивает свою жизнь и много думает о смерти
•
Выход на пенсию (снижение доходов, социальной активности)
•
Смерть супруга или супруги
•
Болезни пожилого возраста
•
Период поздней зрелости (по
Эриксону) – либо период
«целостности Эго», либо отчаяния, в зависимости от адаптации к жизни.