Файл: Особенности развития личности клиента Психодиагностический взгляд на клиента и его проблему.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития личности клиента

Психодиагностический взгляд на клиента и его проблему
Прошлый опыт клиента
Настоящая стадия развития
Планы на будущее

Основные стадии развития человека
Динамику развития человека можно проследить с позиции:
1.
физиологии
(от 0 до 18-21 – максимум, далее спад);
2.
психологии
(развитие продолжается на протяжении всей жизни).
Выделяют 2 этапа: 0-35 лет - формирование привычек,
выработка основных навыков и индивидуального стиля жизни; 35 и старше – выработка наилучшего образа жизни для себя и близких

Стадия зависимости
(0-2 года)
На протяжении первой стадии своей жизни ребенок совершенно беспомощен и
в удовлетворении своих нужд должен полагаться исключительно на родителей.
Многое из того, что он изначально узнает о человеческих взаимоотношениях,
обусловлено тем стилем,
в котором удовлетворяются его потребности.
Представления о характере его окружения складываются у него, главным образом, под влиянием процесса кормления;

«оральный период» (по Фрейду);

«стадия базового доверия» (по Эриксону);

те чувства, которые ребенок испытывает во время получения пищи и удовлетворения других потребностей, имеют критическое значение для развития его личности;
Для будущего развития ребенка важно, чтобы отношения между ним и матерью были близкими, эмоциональными и ласковыми.

Стадия независимости
(2-3 года)
Ребенок становится более независимым (учится ходить, совершает руками манипуляции с предметами)

иногда называют «негативной стадией» или
«первой взрослостью» - ребенок становится исследователем, начинает восставать против ограничений

«анальная стадия» (по Фрейду) – первые уроки по контролю за мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями

«стадия базовой автономии» (по Эриксону) –
развитие потребности быть независимым

агрессия и контроль над ней
Ребенку важно знать, что его ценят за его зависимость точно так же, как и за независимость
(даже «с грязной попой»)


Стадия усвоения ролей
(4-6 лет)

Ребенок испытывает потребность в еще большей свободе

Пик интереса к своим половым органам и к различию половых ролей – важна реакция родителей на интерес ребенка к вопросам пола

«Эдипова стадия» (по Фрейду) - ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу благодаря процессу отождествления себя с родителем одного с ним пола, половая самоидентификация

«Стадия инициативы» (по Эриксону) –
обретение чувства идентичности и инициативы.
При успешном разрешении эдиповой ситуации мальчик отождествляется с отцом, а девочка с матерью. В подростковом возрасте, когда так важно установить хорошие гетеросексуальные отношения, предпосылки для «симпатии» к представителям противоположного пола, заложенные в раннем детстве, дадут свой результат.

3 главные проблемы раннего детства
1.
Выражение чувства любви и зависимости
2.
Регулирование враждебных и агрессивных чувств
3.
Управление сексуальными напряжениями

Стадия конформизма
(6-10 лет)

Ребенок впервые вступает в мир, где нет абсолютного доминирования родителей
(школа), общество сверстников

«латентный период» (по Фрейду) – дети обоих полов больше интересуются делами своего пола, нежели противоположного, усваиваются новые типы поведения, связанные с половыми ролями

Ребенок по-прежнему нуждается в любви родителя, понимании, разумной дисциплине в сочетании со свободой инициативы

Предподростковый период
(10-13 лет)

Мир ребенка переживает катаклизм –
стремление вырваться из семейной доминантной сферы и с созреванием половых функций

Раздражительность, перепады настроения, грубость

Пробуждаются гетеросексуальные интересы

Ярко выраженное ощущение
обособленности и индивидуальности
важная характеристика

Родителям важно проявлять себя в готовности предоставить ребенка самому себе и поддерживать его развивающуюся индивидуальность

Подростковый период
(12-20 лет)
В связи с быстрым ростом тела и созреванием гениталий подросток имеет дело с происходящей внутри него революцией, он заново переживает свои ранние конфликты и встречает новые в своем стремлении найти себя

«стадия идентификации» (по Эриксону) –
сомнения относительно собственной сексуальной идентификации, чувство своей неадекватности из-за «неуклюжести» асинхронно растущего тела, гомосексуальная паника (тревога)

В конце данной стадии начинается период взрослой ответственности при недостаточном знании, как эту ответственность нести. Юность приближает расцвет зрелой способности любить у тех молодых людей, которые благополучно заменили идеализированный образ своих родителей реальностью.


Стадия экспериментирования
(20-35 лет)

Стадия начала взрослой жизни

Выбор профессии

Выбор партнера для брака, проблемы беременности, угрозы развода

Кризис 30 лет - возраст 29 лет женщины и мужчины переживают по-разному

Стадия консолидации
(35-50 лет)

Проблема переживания данного этапа женщинами и
мужчинами
(женщины чувствуют себя более свободными, т.к. дети подросли, мужчины добились устойчивых позиций, конкуренция с более молодыми коллегами);

Отношения с
партнером предполагают уважение неповторимых качеств супруги или супруга: они добились состояния такой личной безопасности, что у каждого из них есть собственная индивидуальность; каждый способен относится к
другому без доминирования и эксплуатации

Кризис среднего возраста

Стадия инволюции
(50-60 лет)

Нередко возникает депрессия у женщин
(менопауза) и у мужчин (снижение репродуктивной функции)

«стадия порождения» (по Эриксону) –
взращивание своей значимости через наставничество

Теперь любовь – это прежде всего способность отдавать, особенно по отношению к своим детям (одна из причин, по которой иметь детей так важно)

Мужское и женское начало сосуществует в каждом мужчине и женщине, понимание и поощрение каждым из партнеров происходящей у другого партнера реализации ранее игнорируемого мужского или женского потенциала (К. Юнг)

Урегулирование отношений со стареющими родителями

Стадия оценивания
(60 и старше)

Человек оценивает свою жизнь и много думает о смерти

Выход на пенсию (снижение доходов, социальной активности)

Смерть супруга или супруги

Болезни пожилого возраста

Период поздней зрелости (по
Эриксону) – либо период
«целостности Эго», либо отчаяния, в зависимости от адаптации к жизни.