Файл: 3 Казахстан в составе Российской империи фио педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел

7.3 Казахстан в составе Российской империи

ФИО педагога

Бекбосынова А.А

Дата




Класс 7и,ж,з,е

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Массовая крестьянская колонизация Казахстана Исследовательский вопрос: Как переселенческая политика царизма изменила жизнь казахского общества

Цели обучения

7.4.1.2 анализировать влияние колониальной политики на традиционное хозяйство казахов

7.1.1.2 анализировать причины и последствия переселенческой политики Российской империи

Цель урока

Изучить процесс колонизации Казахстана, историю переселения уйгуров и дунган , выявить причины переселения, охарактеризовать условия жизни переселенцев

применить ромашку Блума для составления вопросов, раскрывающих проблему текста;

Критерии успеха

Учащийся достиг успеха, если он:

- формулирует проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения;

- отвечает на вопросы, приводя аргументы;

- связывает информацию текста с другими фактами из реальной жизни.

особенности жизненного обустройства крестьян-переселенцев, их трудовую деятельность, занятия, а также установление хозяйственных контактов переселенцев и казахов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

  1. Утреннее приветствие.

  2. Круг радости «Тепло души».

Послушайте своё сердечко, как оно бьётся, как тепло ладошке, как хорошо сердцу, как спокойно.

Предлагаю подарить тепло души всем, кто нас окружает (дети подходят друг к другу и обнимаются).


Настраиваются на положительный настрой урока.




видеоролик
Картинки-пазлы


Изучение нового материала

1. К Актуализация теоретических знаний.

Массовая переселенческая политика царизма обострила и без того трудно разрешимый аграрный вопрос в Казахстане. Она нача­лась с принятия в 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного права в России". Массовое переселение русских крестьян в Казахстан начинается после проведения в жизнь реформы 1867-1868гг., по которой вся земля объявлялась собственностью государства. Отнимая у казахов лучшие земли, создавался «переселенческий фонд», кото­рый расширялся по мере притока переселенцев из центральных губерний России, Украины и Белоруссии.

Исходя из изученного материала, определим цели этой переселенческой политики. В ходе обсуждения выясняем:

1. Ослабить остроту земельного вопроса в центральных районах России

2. Создать социальную опору царской власти в лице переселенцев

3. Постепенно переводить казахское население к оседлости, проводить русификацию и христианизацию казахов.

Моделирование ситуации. «Представим, что по реформе 1867-1868гг. земля оставалась в собственности казахских родов, и они бы имели право ею распоряжаться. В каком направлении в этом случае развивалась бы экономика края?».

Версии: 1. Переселение шло бы только на свободные земли.

2. Традиционное кочевое скотоводство развивалось активнее.

3. Казахские аулы включились бы во всероссийскую торговую систему и активно развивались .

4. Социальное положение казахского населения улучшалось.

Но, увы, ситуация развивалась в рамках колониальной зависимости казахского края от Российской империи. На уроке мы выясним, как на самом деле проходили эти процессы.

План урока

  1. Начало и причины переселения крестьян

2. Поворот в государственной переселенческой политике в конце XIX века.

3. Переселение уйгуров и дунган.


  1. Начало и причины переселения крестьян.

Переселение населения из разных районов России начинается с вхождения территорий Казахстана в Российскую империю.

Используя учебник составим из данных предложений логический ряд.

( здесь дано правильное построение) и найдем доказательства тезисам:

- создание военных линий и заселение крепостей казачьими войсками

- стихийное переселение русских крестьян по добровольному признаку или в ссылку

- самовольное массовое переселение после отмены крепостного права

- разработка «Временных правил о крестьянских переселениях в Семиречье».

Определяем основные причины переселения русских крестьян на земли Казахстана, изучая материал параграфа и располагаем их по значимости ( ранжированию).

  1. решить земельную проблему, которая сложилась в центральных районах России после отмены крепостного права

  2. сформировать в лице крестьян- переселенцев социальную опору Российской империи

3) развивать земледелие с целью перехода казахов к оседлости и увеличений производства зерна для Российской империи перевод казахов на оседлый, земледельческий образ

4) проводить политику русификации и христианизации местного

2. Изменение переселенческой политики России в конце XIX века.

Задание 1. Хронологический поиск. Расположите данные события в хронологическом порядке и укажите даты ( здесь дано в правильном порядке):

1866 г. - Главное управление Западной Сибири разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.

1868 г. – Г. Колпаковским разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»

1881г. – «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли»

1885г. – «Правила о поземельном устройстве оседлого населении…»

1889 г.- Положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли….»

Составьте краткую историческую справку о содержании этих документов.

Сделайте выводы о расширении масштабов колонизации казахских земель.

Задание 2. На основании статистических данных документа создайте графическое изображение информации в виде диаграммы.

Переселение русских крестьян в Акмолинскую область

Годы переселения

Число переселенческих поселков

Число жителей

1896

132

99 399

1897

134

113 249

1898

138

122 311

1899

150

134 424

1900

200

160 090

Проанализируйте и сделайте выводы:

Например: Переселение идет в восточные районы, где есть вода и плодородная земля

Количество переселенцев резко увеличилось в 1900г., что, скорее всего, было связано с принятием Положения 1899г.

За 5 лет число переселенцев увеличилось почти на 50%.

Задание. Сравните условия переселения русских крестьян с момента принятия «Временных правил..» 1868г. до принятия Положения « О добровольном переселении…» 1889г. и на основе анализа следующих документов, сделайте выводы об изменении условий наделения землей переселенцев.
3.Переселение уйгуров и дунган в Казахстан.

Творческая работа с использованием. RAFT-технологии. По трем группам.

- Р (роль. От имени кого будет представлено сообщение? )

- А (аудитория. Для кого? )

- Ф (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения? )

- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).

Вариант.

1. Роль – представитель уйгурского или дунганского народа

2.Аудитория – соседям казахам

3.Форма – рассказ от первого лица

4. О переселении в Казахстан в 1881г.

Вариант 2.

  1. Роль – казахские крестьяне

  2. Своим сородичам из других областей

  3. Письмо

  4. О появлении на их землях новых переселенцев – уйгуров и дунган.

Вариант. 3.

  1. Роль – военный губернатор Семиреченской области

  2. Аудитория – Министерство внутренних дел

  3. Отчет.

  4. О расселении уйгуров и дунган, правилах наделения землей и налогах.

  5. Представление работы.

Актуализация вопроса: поисковая работа с помощью Интернета определить современное положение уйгуров и дунган в Казахстане по алгоритму:

- Численность населения, районы проживания, основные занятия, известные представители уйгурского и дунганского народа.

Вариант 2 ( в слабо подготовленных классах). Найти с помощью учебника окончание следующих определений:

1.Этническая родина дунган……………….

2.В Восточном Туркестане произошло восстание уйгуров и дунган в ……………..

3.Восстание уйгуров произошло в Кашгаре в …………………………….

4.Российские войска во главе с генералом Г. Колпаковским вошли в Илийский край в ……

5.В 1881 году был подписан Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась…………………………

6.Книга Сайрами “Двенадцать мyкамов” вышла в …………………………

7.Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось в ……………………..

8.Главные занятия уйгуров и дунган – это…………………………………..

9.Сколько уйгуров дунган переселилось в Семиречье с 1881 г. до 1884 г.:

10.Назовите основные районы расселения уйгуров и дунган………………………..

(взаимооценивание)

Устно отвечают на вопросы, с объяснением.

Находит ошибки в примерах

Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала.

Стратегия

«Верно - не верно»

Словесная оценка учителя.

Взаимооценивание

Стратегия «Стикер»





Подведение итогов урока (5 мин)


ЗНХ

Дом.задание § 37повторить

Рефлексия

+

-

Хочу узнать на следующем уроке














Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники


Самооценивание


Рефлексивный лист, стикеры