Файл: Образовательное учреждение высшего образования уфимский университет науки и технологий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»
Институт права
Кафедра теории государства и права
Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Теория государства и права
Курсовая работа
ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ



Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Газизова Лейсан Махмутовна


Выполнил: студент очной формы обучения группы Ю-1ОП 224 Б

Иванова Надежда Петровна



УФА – 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

3

1. Государство

5

1.1. Понятие и признаки государства

5

1.2. Функции государства

14

2. Государственная власть

18

2.1. Понятие государственной власти и ее признаки

18

2.2. Элементы государственной власти

22

3. Соотношение государства и государственной власти

27

Заключение

30

Список использованных источников и литературы

32



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы курсовой работы. Государственная власть представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению ее признаков.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство и государственную власть с различных позиций – философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные их аспекты (характеристики). Юридический подход позволяет выделить основные признаки государственной власти, отличающие его от других организаций современного общества.


Вопрос о сущности государства – вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Тема всегда актуальная, а применительно к современной России – остродискуссионная. О сущности российского государства и государственной власти пишут юристы, политологи, политики.

Объектом курсовой работы являются государство и государственная власть.

Предмет курсовой работы составляют теоретические основы понятий государство и государственная власть.

Целью курсовой работы является анализ теоретических положений теории государства и права, характеризующих государство и государственную власть

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. рассмотреть определения понятия «государство», выявить признаки государства;

  2. изучить основные функции государства;

  3. проанализировать понятие «государственная власть»;

  4. выделить основные элементы государственной власти;

  5. сравнить понятия «государство» и «государственная власть».

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диалектический метод, системно-структурный метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.


  1.   1   2   3   4   5

Государство

1.1. Понятие и признаки государства



Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего государство толковалось как политическая общность, объединение, союз людей (Цицерон, Фома Аквинский, Дж. Локк, Г. Гроций, И. Кант).

Так, И. Кант воспринимал государство как ϻобщество людей, которое само распоряжается и управляет собой.

По мнению Л. Дюги, ϻгосударство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом, — политическая власть.

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций назначение государства усматривается в управлении делами общества, обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать определенный правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство, исходя исключительно из его классовой природы, и видит его назначение и роль в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми).

К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, ϻидеального совокупного капиталиста.

Аналогичную характеристику государства давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

На марксистской доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян.

Встречаются определения государства, которые сводятся к перечню его институтов
, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие1.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

По мнению И.Ф. Ракитской, государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.2

Важно отметить также что помимо вышеперечисленных подходов к определению государства существует и множество других Так В.Е. Чиркин указывает пять основных подходов к определению государства теологический характерный для религиозных и смешанных правовых систем классический определяющий государство как совокупность трех основных слагаемых - власти территории и населения юридический персонифицирующий нацию через государство социологический - отождествляющий государство с обществом кибернетический представляющий государство в виде особой системы в связи с потоками информации прямыми и обратными связями
3.

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем - невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.

Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют следующие признаки, отличающие государство:

  1. наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

  2. система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

  3. территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

  4. право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

  5. монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

  6. монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

  7. устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

  8. обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

  9. монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

  10. суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

  11. наличие государственных символов - герба, флага, гимна4.