Файл: Сро 4 неделя Машанлы З.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СРО 4 неделя Машанұлы З.

ЭССЕ

В настоящее время в Казахстане происходят процессы глубоких экономических, социальных преобразований, связанные с установлением и развитием рыночных отношений. Наряду с этими процессами осуществляются также глубокие политические реформы, которые привели к созданию суверенного государства, развитию демократии, и, наконец, к совершенствованию институтов политической системы казахстанского общества, в частности общественных объединений. Процесс отказа от прежних тоталитарных методов управления обществом обозначил поиск новых форм, которые значительно отличаются от старой системы организации государственной власти. Важной частью политической системы Республики Казахстан являются общественные объединения. Положение объединений, партий, профсоюзов в казахстанском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. Научное исследование правового статуса общественных объединений имеет большое значение для разрешения практических и законодательных проблем развития данного явления в нашем обществе. Важность изучения данной проблематики в современных условиях обуславливается также тем, что от правильности решения вопросов взаимосвязи Конституции и текущего законодательства, влияющего на становление и развитие общественных объединений во многом зависит решение ряда других соотносящихся с ними вопросов. На современном этапе развития Республики Казахстан данные проблемы приобретают особую актуальность в силу того, что под влиянием проводимых в стране преобразований, экономических и политических реформ, уровень эффективности осуществления связи между государством и обществом, политическими партиями остается удручающе низким. В настоящее время общественные объединения должны максимально точно представлять перед государством интересы той группы общества, выразителями стремлений которой они являются, а также доводить до своих сторонников смысл проводимых экономических и политических реформ. Особое значение данная проблема приобретает с точки зрения осуществления правового регулирования положения общественных объединений и политических партий. Данное правовое регулирование должно не только решать задачи развития партийной системы, поставленные государством, но и учитывать особенности статуса партий, которые являются общественными объединениями, и в этом качестве, свободны выбирать методы своей деятельности в соответствии с уставными целями. Общественные объединения играют важнейшую роль в процессе реализации механизма народовластия. Их роль чрезвычайно высока при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Значение общественных объединений в полной мере проявляется при проведении выборов Президента РК Н.А. Назарбаева. Надо полагать, что в ходе предвыборной компании в высшие органы государственной власти выявлено значительное количество особенностей и закономерностей участия и роли общественных объединений как субъектов конституционного права. Наряду с положительными моментами в процессе правового регулирования общественных отношений, возникают и существенные проблемы. Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. Об этом свидетельствует низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного ими депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. Политическая жизнь Республики Казахстан в настоящее время весьма богата событиями. Созданные политические партии, движения и иные общественные объединения стремятся активно влиять на политические процессы в стране. Возникающие при этом общественные отношения являются предметом изучения для политологов и социологов. Однако активизация общественно-политической жизни вызвала и немало конституционно-правовых проблем. Они в особенности связаны с использованием политических прав и свобод, созданием общественных объединений и политических партий. Важное значение имеет организация деятельности общественных объединений и политических партий в их лице в рамках закона, а также согласование при этом интересов членов и участников объединений и партий с интересами общества и государства. Таким образом, круг общественных отношений, возникающих в процессе функционирования общественных объединений крайне широк. Таким образом, все данные обстоятельства обусловили выбор темы дипломной работы. Степень научной изученности. Несмотря на повышенный общественный интерес к этим проблемам и динамичный процесс демократизации политической системы, данный конституционно-правовой институт в Казахстане носит локальный и фрагментарный характер. Вопросы функционирования и развития общественных организаций получили в политологии значительно освещение. В этом плане следует отметить, научные исследования А.М. Джунусова, М.С. Машанова, Р.С. Сартаева. Особое внимание вопросам развития общественных организаций и политических партий уделяет Президент страны Н.А. Назарбаев. На формирование конституционных основ развития общественных организаций Казахстана значительное влияние оказали труды видных казахстанских ученых, таких как С.З. Зиманов, С.С. Сартаев, Г.С. Сапаргалиев, В.А. Ким, Э.Б. Мухамеджанов, А.Т. Ащеулов и др. Широкая теоретическая база исследуемой проблемы представлена в работах советских и российских государствоведов, таких как: М.Н. Марченко, Б.А. Страшун, В.А. Туманов, Л.М. Энтин, Ю.А. Юдин и др. Изучение научных трудов названных авторов позволяет сделать вывод о том, что во многих из них проведен глубокий анализ сущностных, структурных и функциональных характеристик общественных объединений, тем не менее, вопросы правового анализа данных явлений, требуют дальнейшей научной разработки. Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования общественных объединений в Республике Казахстан. Предмет исследования составляет конституционное, гражданское законодательство Республики Казахстан. Целью дипломной работы является комплексный правовой анализ правовой природы и особенностей общественных объединений в Республике Казахстан, на основе изучения теоретических положений, действующего конституционного гражданского законодательства. Эта цель достигается решением следующих задач: рассмотреть понятие, признаки и функции современной политической системы; проанализировать конституционно-правовые источники, регламентирующие институт общественных объединений; изучить правовой статус общественных объединений, определить их роль в демократизации политических процессов в стране; раскрыть особенности взаимодействия общественно-политических институтов с государственными органами в современных условиях; на основе теоретических выводов выработать рекомендации, касающиеся более эффективного функционирования политической системы казахстанского общества. Нормативно-правовой базой дипломного исследования явились нормы Конституции Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан, современная законодательная база. Методологической основой дипломной работы стали диалектический метод научного познания, специальные методы теоретического анализа (системно-структурный, сравнительно-правовой, технико-юридический), основные методы логического познания (анализ, синтез, обобщение), исторический и теоретический методы. Их применение позволило исследовать данные объекты всесторонне и объективно. Научная новизна дипломной работы состоит в том, в работе осуществлена попытка комплексного изучения правовой природы и особенностей общественных организаций в Республике Казахстан в качестве конституционно-правового института. Исследована законодательная база, регламентирующая различные аспекты функционирования общественных организаций, вопросы участия граждан в политической жизни через общественно-политические организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что они могут быть использованы для дальнейших исследований и в дисциплинах конституционного права Республики Казахстан теории государства и права, гражданского права. Структура дипломной работы обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. 1. Общественные объединения в структуре политической системы общества 1.1 Понятие, функции и структура политической системы государства Следует признать, что в течение многих лет идея политической системы была не востребована в советской конституционно-правовой науке, ее использование было ограниченным. Сегодня мы признаем, что политическая система современного общества отличается чрезмерной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. В советском государственном праве институт политической системы возник в 1977 году, когда в новой Конституции СССР впервые законодательно была закреплена политическая система [1]. До этого в научной и учебной литературе использовались другие понятия, например, "система социалистической демократии", "политическая организация классового общества". Одна из первых таких дефиниций была дана Ф.М. Бурлацким, который понимал под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство, выражающего интересы экономически господствующих классов". Как видно из этого определения на первый план выдвигаются два момента, имеющих существенное значение для ее раскрытия и понимания: во-первых, целевое назначение системы; во-вторых, классовая сущность системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти [2, с.8]. Конечно, при помощи одного определения невозможно охватить все наиболее существенные свойства и характеристики системы. Поэтому некоторые авторы пытались построить определение на основе перечисления функций или элементов системы. Особенно это характерно для тех исследователей, которые анализировали в первую очередь структуру системы. "Под политической системой общества как некоего целого., - пишет В.А. Шубин, - понимаются существующие в обществе политические институты, организации, теории, нормы и представления различных классов, отражающие и защищающие определенные классовые интересы, а также возникающие в результате их соприкосновения отношения" [3, с.5-6]. В данном случае предпринимается попытка раскрыть политическую систему путем относительно широкого перечня структурных элементов. К сожалению, такое перечисление, причем далеко не бесспорное, оставляет неясным характер взаимосвязей элементов и целевое назначение системы. Следует заметить, что сложность выработки общего понятия политической системы в немалой степени была связана с коренной противоположностью двух главных типов общественных систем, существовавших в тот период времени. Политическая система власти определялась в большинстве случаев как социальный механизм народовластия [4, с.282]. В рамках западной политико-правовой мысли теория политической системы появилась в начале 50-х годов и продолжает активно развиваться вплоть до настоящего времени. Родоначальником этой концепции, по общему признанию является американский теоретик Д. Истон, заложивший ее основы в книге "Политические системы". Значительное влияние на процесс формирования и развития теории политической системы в западной политической науке сыграли работы таких известных ученых, как Г. Алмонд, Х. Вайсман, С. Хантингтон и др. Как же трактуется политическая система общества с точки зрения авторов, работы которых занимают заметное место в западной политико-правовой мысли? Остановимся кратко на рассмотрении некоторых положений теории политической системы Д. Истона. В основу общих теоретических воззрений Д. Истона о политической системе положены идеи, взгляды и представления о ней, как об одной из разновидностей (экологических, биологических, психологических, физических, социальных и других) систем, существующих в пределах той или иной страны и образующих в своей совокупности ее внешнее окружение. Основная ее отличительная черта при этом усматривается главным образом в том, что она, понимаемая как система взаимодействий, возникающих между различными субъектами политических отношений, и, прежде всего, между гражданами, обладает таким уникальным свойством, как способность к авторитарном распределению ценностей, находящихся в распоряжении общества. Политическая система, по мнению Д. Истона и его сторонников, представляет собой не что иное, как "единый и непрерывный поток поведения", поступков субъектов политических отношений, связанных с выработкой приемлемых для большинства членов общества решений по поводу распределения материальных и иных благ. Стремясь подчеркнуть властный характер политической системы и ее способность к принятию авторитарных решений они называют политическую систему даже "машиной по выработке решений" [5, с. 343]. В современной постсоветской политологической мысли, отпечаток западной "неклассовой" позиции определения сущности политической системы находит достаточное распространение. В понимании российского политолога А.И. Демидова политическая система представляется, как "совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства" [6, с.184]. Другие отечественные политологи Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. вкладывают в понятие "политическая система общества" целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих политических организаций и учреждений, которые обеспечивают власть в этом обществе и управление" [7, с.69]. В перечислении компонентов политической системы казахстанские авторы также как и А.И. Демидов включают политические институты, отношения, политические и правовые нормы, политическую и правовую культуру. Не отрицая достижения политологии, как науки возникшей на "закате" социалистической идеологии на постсоветском пространстве, обратим внимание на юридическую трактовку понятия "политическая система". Юристы дают самые разнообразные определения политической системы общества: "совокупность субъектов борьбы за участие в делах государства и определение направлений его деятельности"; "совокупная связь волевых общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти"; "единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства"; "образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование" [8, с.74] и т.д. Таким образом, не претендуя на исключительность, и, используя достижения передовой научной мысли, применительно к конституционно-правовой науке, определим понятие политической системы общества, как конституционно закрепленное единство взаимодействующих между собой государственных органов и негосударственных социальных институтов, обеспечивающее участие народа в управлении делами общества и государства. Политическая система современного казахстанского общества обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает интересы социальных слоев нашей страны. Она представляет собой основополагающую позицию, является фундаментом поддержания существующей в стране власти. общественное объединение казахстан политическая система Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков. Во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности, - распад, дезинтеграция общества. Во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. При нестабильности социальных и политических процессов, в государстве теряется поддержка граждан. В-третьих, политическая система имеет культурное основание: это общность ценностей, совокупность политических симпатий, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы понимать друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. В-четвертых, для политической системы характерно одновременное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной проемы. В этом случае государственные органы опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.