Файл: Лабораторная работа 1 по теме Органы пищеварения, строение и функции Задание Заполните таблицу Пищевые продукты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 1 по теме: «Органы пищеварения, строение и функции»

Задание № 1. Заполните таблицу:

Пищевые продукты

Питательные вещества

1.хлеб

2.мясо

1.кобальт, хром, молибден, марганец, хлор, калий, медь,йод.

2.марганец, цинк, медь, магний, калий,железо

Задание № 2. Заполните таблицу: «Значение белков, липидов, минеральных солей витаминов и воды в организме».

Питательные вещества

Функции и роль в организме человека

1.Белки

2.лепиды

3.минеральные соли витаминов

4.вода

1.Белки выполняют широкий спектр функций внутри организмов, включая катализацию метаболических реакций, репликацию ДНК, реакцию на раздражители, обеспечение структуры клеток и организмов и транспортировку молекул из одного места в другое.

2. Будучи одним из основных компонентов биологических мембран, липиды влияют на их проницаемость, участвуют в передаче нервного импульса, создании межклеточных контактов. Жир служит в организме весьма эффективным источником энергии либо при непосредственном использовании, либо потенциально – в форме запасов жировой ткани.

3. Минеральные вещества участвуют в пластических процессах организма - формировании и построении тканей, особенно костной, в водно-солевом обмене, поддержании кислотно-щелочного равновесия, осмотического давления крови, обеспечивают протекание многих ферментативных процессов.

4. Регулярное употребление жидкости благотворно влияет на общее состояние здоровья и имеет очень важную роль для нормального функционирования всех систем организма







Задание № 3. Зарисуйте и подпишите на своем рисунке строение зубов.

1. Что обозначено цифрами 1 — 6?


2. Какие три части можно различить во внешнем строении зубов?

Ответ : Коронка ,шейка,корень.

Анатомический корень-это часть зуба,которая покрыта цементом

Клинический корень-это часть зуба ,которая не видна в полости рта

Анатомическая шейка-это граница анатомической коронки и анатомическокго корня. Периодонтальные нитки это фибриновые нитки ,которые соединяют корень с альвеолярной костью.



Задание № 4. Соотнесите функции зубов с их строением.

1. Большие коренные - В. перетирание пищи

2. Малые коренные - Г. Измельчение пищи

3. Клык - А. разрывание и удержание пищи

4. Резец - Б. захватывание и разрезание пищи

Задание № 5. Заполните таблицу:

Функции пищеварительной системы

Определение функций

1.секреторная

2.механическая

3.всасывающая

1. образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительную систему

2.измельчение пищи,передвижениепищи по пищеварительному тракту ,выделение отработаных продуктов

3.всасывание питательных веществ

Задание № 6. Соотнесите органы пищеварительной системы и функции органов.


1. Ротовая полость

А. вкус пищи, размельчение пищи;

2. Глотка

Б. голосообразование, уравновешивание атмосферного давления в барабанной полости;

3. Пищевод

Е. передвижение пищи к желудку;

4. Желудок

Д.переваривание пищи под воздействием пищеварительного сока и пищеварительных ферментов;

5. Двенадцатиперстная кишка

Ж. переваривание и всасывание питательных веществ и образование гормонов;

6. Тонкий кишечник

Г. окончательное переваривание и всасывание питательных веществ в кровь и в лимфу;

7. Толстый кишечник

З. поглощение оставшиеся воды и смачивание кала.

8. Прямая кишка.

В. удаление из организма переваренных остатков пищи;



Задание № 7. Распределите в два столбика органы пищеварительной системы и железы пищеварительной системы. Стрелками укажите, как они связаны.

Гортань - Печень

Пищевод - слюнные железы

Глотка - поджелудочная железа

Желудок - околоушная железа

тонкий кишечник - аппендикс

Задание № 8. Дайте определения:

Эмаль - это внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека.

Дентин- это твердая ткань зуба, составляющая его основную часть

Пульпа - Рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба, с большим количеством нервных окончаний, кровеносных и лимфатических сосудов

Коронка- утолщённая часть зуба, выступающая из зубной альвеолы, по-крытая эмалью

Кариес- сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Пищеварение- химическая (главным образом ферментативная), иногда также механическая обработка пищи

Переваривание- процесс механической и химической обработки пищи, направленный на выделение из нее простых компонентов, способных проходить через клеточные мембраны эпителия пищеварительного тракта и всасываться в кровь или лимфу.

питательные вещества- вещества используемые организмом для выживания, роста и размножения

Задание № 9. Ответьте на вопросы полным ответом.

1. Почему обильное питье или недостаток воды отрицательно влияют на организм?

При недостатке воды передвижение крови, внутриклеточной жидкости, межтканевой жидкости, затруднено из — за повышения вязкости, нарушаются обменные процессы. Однако при избыточном питье, почки не справляются с нагрузкой, возникают отеки, усиливается сердечная деятельность, разжижается кровь, из организма вымываются полезные минеральные вещества.

2. Почему разрушаются зубы?

Причин, по которым зубы разрушаются, бывает несколько:

механические травмы

повреждение эмали химическими агентами

нарушение нормального ухода и элементарных правил гигиены ротовой полости

воздействие на зубную эмаль очень высоких или низких температур


3. Почему происходит смена зубов?

Смена зубов происходит из-за того, что челюсти ребенка и по своим размерам, и по форме отличаются от челюстей взрослого человека.

4.Почему в нашем рационе должна присутствовать пища как растительного, так и животного происхождения?

В нашем рационе должна присутствовать пища как животноготак и растительного происхождения для полноценного обмена веществ в организме. Организм человека состоит из разнообразных органических и неорганических веществ. Они поступают в наш организм вместе с пищей, перерабатываются и используются для восстановления утраченных тканей и создания новых.

Задание № 10. Установите соответствие между внутренним органом и его характеристикой. Для этого каждому элементу первого столбца впишите (сами) позицию второго столбца.

Характеристика

Орган

А) располагается под диафрагмой в левой части живота

1.желудок

Б) имеет длину 1,5 м, он вырабатывает слизь

2.толстый кишечник

В) верхняя часть пищеварительного канала, представляет собой трубку длиной 25 см.

3.пищевод

Г) в начальный отдел поступают протоки поджелудочной железы, печени.

4.тонкий кишечник

Д) состоит из трех слоев, средний из которых образован гладкой мускулатурой

5.артерии

Е) происходит основное переваривание пищи и всасывание питательных веществ

6.тонкая кишка

Ж) имеет воронковидную форму и соединяет ротовую полость и пищевод, состоит из трех отделов.

7.Глотка


Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные функции системы пищеварения ? Пищеварение обеспечивается основными функциями: ▪ Секреторная – выработка и выделение пищеварительных соков ▪ Моторно-эвакуаторная – осуществляется мускулатурой ЖКТ и обеспечивает. изменение агрегатного состава пищи ▪ Всасывательная – перенос конечных продуктов пищеварения, солей, воды

  2. Перечислите отделы пищеварительной системы. Какие органы входят в различные отделы системы ?  Условно выделяют три отдела: - передний отдел - включает органы ротовой полости, глотку и пищевод (осуществляется, в основном, механическая переработка пищи); - cредний отдел - состоит из желудка, тонкой и толстой кишки, печени и поджелудочной железы (осуществляется преимущественно химическая обработка пищи, всасывание питательных веществ из продуктов и формирование каловых масс); - задний отдел - представлен каудальной частью прямой кишки и обеспечивает выведение кала

  3. Опишите строение и функции полости рта.

Полость рта предназначена для размещения группы органов – зубов, языка, десен, челюстей, щек, губ, слюнных желез.

Эти органы взаимодействуют друг с другом в процессе ротовой фазы пищеварения, речи, мимики, самоочищения, глотания. В полости рта также поддерживается постоянный гомеостаз, необходимый для реализации и регуляции всех вышеприведенных процессов. Особенно велика роль органов полости рта в пищеварении.

  1. Расскажите о строении языка человека. Опишите вкусовые сосочки на поверхности языка. Язык человека образован поперечно-полосатой мышечной тканью и покрыт слизистой оболочкой. В языке выделяют корень языка (задняя треть, обращён к глотке) и тело языка (передние две трети). Верхнюю поверхность языка называют спинкой. На границе корня и тела языка находится терминальная борозда. Сагиттально язык разделяет продольная борозда (внешний след находящейся внутри перегородки языка).

  2. Расскажите о строении печени человека. Печень (греч. — hepar), паренхиматозный орган, самая крупная железа внешней секреции расположена в брюшной полости в правом подреберье, собственном надчревье и не выходит из-под реберной дуги .Форма купола Масса печени 1,5-2,0 кг, у новорожденных 120 - 150 г. Сверху находится диафрагма - диафрагмальная поверхность, снизу внутренние органы - висцеральная поверхность. Имеет края нижний острый и задний тупой. Углы нижний и верхний

  3. Расскажите о слюнных железах полости рта. Что такое слюна ? Что входит в состав слюны ? Слюна (обычно называемая слюной) - это внеклеточная жидкость, вырабатываемая и выделяемая слюнными железами во рту. У человека слюна на 98% состоит из воды плюс электролиты, слизь, лейкоциты, эпителиальные клетки (из которых может быть извлечена ДНК), ферменты (такие как липаза и амилаза), антимикробные агенты (такие как секреторный IgA и лизоцимы).

  4. Объясните механизм глотания. Глотание  рефлекторный акт, при помощи которого пища переводится из ротовой полости в желудок. Акт глотания состоит из трех фаз: • ротовой (произвольной), • глоточной (непроизвольной, быстрой) и • пищеводной (непроизвольной, медленной). Глотание - безусловный рефлекс, возникает при раздражении корня языка

  5. Расскажите о строении и функциях пищевода. Пищевод соединяет глотку с желудком. В начальном отделе ЖКТ, в ротовой полости, пища измельчается, увлажняется слюной, и частично переваривается. В желудке осуществляется ее дальнейшее переваривание. А эзофагус служит для механического продвижения пищи.