Файл: Лекции по теме философия религии и морали. Единство и многообразие религиозного и морального опыта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
религиозной точки зрения, люди не имеют права изменять моральные законы или приспосабливать их к своим интересам, так как это сфера, над которой они не властны. Пренебрежение этими законами влечёт за собой расплату – или в этом, или в потустороннем мире. Поэтому для религиозной морали значимым является соотношение между поступком человека и тем критерием, на основе которого определяется значимость поступка.
Мораль всегда является феноменом не личным, а социальным, ведь обсуждению и оценке подлежат последствия действий на основе убеждений, а не сами убеждения, нормы и ценности. Почти все общества имеют признанные стандарты этического поведения, запрещающие одни действия и позволяющие другие, и каждое общество имеет свои особые этические стандарты. Этика определённой религии формировалась в конкретных исторических условиях, с участием конкретного народа (народов) и, будучи органичной для этого народа, она может быть чуждой другим народам. О нравственности или аморальности религиозного человека правомерно говорить только с позиций конкретной системы нравственных ценностей (в частности, мораль христианина может быть в чём-то аморальной с позиции последователя ислама и наоборот). Вне такого подхода все разговоры о нравственных или аморальных действиях носят только схоластический характер.
Отметим, что на уровне как обыденного, так и теоретического сознания существуют достаточно упрощённые представления о характере взаимодействия религии и морали, о сущности этих явлений. Нередки попытки фактического отождествления религии и морали. Моральный элемент религии всё больше усиливается и выдвигается на первый план. В конце концов, религия представляется как система санкционирования нравственных поступков, а не как средство спасения души в потустороннем мире. Происходит антропологизация и гуманизация религии. Главное в современных религиях – «человеческие» проблемы, а именно: какова специфика человеческого бытия? каково место человека в мире? какие его ожидают перспективы? каков высший смысл человеческого бытия? как следует жить человеку, чтобы осуществить свое предназначение?
В религиозном сознании содержатся специфические понятия, которых нет в морали (Бог, сатана, ад, рай и т.д.). Кроме того, некоторые понятия приобретают в религии особую окраску, свою направленность. Так, понятие вины часто связывается с понятием греха, то есть как результат нарушения Божьего предписания. Культовая деятельность также вызывает определённое влияние на нравственную жизнь верующего. Богослужение, индивидуальная молитва способны катализировать моральные переживания, заострять интерес к смысложизненным вопросам. Однако формальное отношение к религиозным культам без надлежащего переживания и осознания снижает продуктивность нравственных поисков, а в ряде случаев приводит к лицемерию, обрядодеянию, нигилилистическим и релятивистским настроениям.
Определённая близость и связанность морали и религии вовсе не свидетельствует об их неразрывности и абсолютной взаимообусловленности. Не столько мораль имеет потребность в религии, сколько религия нуждается в морали как средстве своего сохранения и распространения. Религия в разных её конфессиональных проявлениях (а особенно христианство) вне морали существовать не может, чего нельзя сказать о морали. Любое религиозное деяние, так или иначе, связано с нравственными установками. Мораль как таковая не происходит от религии и, в определённой степени, независима от неё. Она может быть самоценной и существовать без религии. Религиозная мораль навязывает нормы, они обретают характер постулатов, аксиом, требующих неукоснительного соблюдения. Верующий человек только тогда признается моральным, когда он соответствует этим нормам, причём в том самом контексте, который предлагает ему та или иная религия или конфессия. В то же время человек, нравственность которого не подчинена индивидуальным религиозным убеждениям, имеет возможность реализовать свою свободу выбора. Религия этого выбора не дает. Она ограничивает этот выбор религиозными догматами, которые и являются теми пределами, в рамках которых разрешен выбор. За этот выбор человек несёт ответственность, описанную и установленную в конфессиональном вероучении.
В отличие от этики религии, которая всегда носит нормативный характер, этикология религии по своей сути выступает дескриптивной наукой о религиозной морали. Нормативная структура религиозной морали определяется характером и содержанием норм, из которых она состоит. Эти нормы имеют следующие признаки. Они:
– исходят из высшего, абсолютного религиозного авторитета, которым является Бог, Учитель, идея сверхъестественного;
– имеют характер абсолютных, безапелляционных требований, правил и запретов;
– задают определённое внутреннее состояние души (веру), а также соответствующее внешнее поведение;
– распространяются только на представителей определённой конфессии;
– имеют своей предпосылкой «страх Божий» у верующего, а также веру в «суд Божий» как наказание за их нарушение.
3. Понятие нравственной культуры личности. Пути её формирования.
Нравственная культура общества и личности – это интегральный результат всего духовного развития. Она характеризуются как уровнем усвоенных нравственных ценностей общества, так и участием человека в их сохранении и увеличении. Понятие «культура» – это способ человеческой деятельности, характеризующий универсальность развития человека. Культура – это историческое явление, в котором передаются ценности и достижения социального опыта. Поэтому она выступает качественной характеристикой развития человека и его духовного мира, характеризуя степень универсальности взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой. Мораль является элементом культуры и обеспечивает специфически человеческий способ существования. В системе культуры личности важное место занимает нравственная культура, охватывающая уровень освоения членами общества нравственных ценностей и практического воплощения их в поступки и повседневное поведение. Нравственная культура личности производна от нравственной культуры общества.
Нравственная культура общества представляет собой совокупность моральных норм, принципов, оценок и способов их воплощения в повседневной деятельности людей. Нравственная культура общества включает в себя следующие подсистемы:
– объективные моральные ценности, то есть реальные поступки, линию поведения людей и их соответствие или несоответствие интересам развития личности, общества, социального и нравственного прогресса человечества;
– субъективные моральные ценности в виде постоянно развивающихся представлений о нравственных нормах, принципах и идеалах общества и личности, фиксируемых в повседневном моральном сознании и этических теориях.
В своём функционировании нравственная культура выступает качественной характеристикой нравственного развития социального субъекта (социальная система, общность, личность), представляет собой неотъемлемую грань практической духовной деятельности человека и общества и состоит в умении действовать в соответствии с нравственными ценностями (нормами, принципами, идеалами). Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, пронизывающей все без исключения виды и формы культуры, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности. Деятельность, познание и общение являются основными формами социальной активности личности, самостоятельными жизненными ценностями, социальными потребностями. Личностное (межличностное) общение выступает формой существования нравственности. Полноценное межличностное общение, то есть когда другой человек воспринимается как равный себе и рассматривается не как средство, а как цель и содержание взаимоотношений, показывает, в какой мере один человек становится потребностью для другого. Именно в этом отражается нравственный характер межличностных отношений. Нравственная ценность межличностных отношений и общения проявляется в ориентации на другого человека и признании его значимости, в морально-психологическом взаимопонимании, взаимном доверии, уважении и самоотдаче, в реализуемой на практике необходимости утверждать человеческое в человеке, творить добро, дарить счастье другому.
Философия религии и философия морали во многих аспектах определяют нравственную культуру личности, которая проявляется в отношениях дружбы, любви, гуманного отношения к Другому и толерантного отношения к Иному. Эти отношения являются разными типами общения и определяются специфическими эмоционально-чувственными состояниями и нравственными ценностями человека. Дружба – это межличностное отношение, основанное на единстве интересов в совместной деятельности, обязательно основывающееся на личной симпатии, предполагающее духовную (идеологическую) общность и определённую степень равенства. Дружба как форма нравственной культуры отражает потребность человека в общении, предполагает общность целей, сходство взглядов, что вызывает соответствующую эмоциональную окрашенность отношений. Разрыв или нарушение единства интересов способно разрушить отношения дружбы. Народный эпос свидетельствует о присущем нашим предкам чувстве дружбы. Это чувство возникло из необходимости выполнять общее дело, но постепенно превратилось в одну из самых благородных потребностей человека, в непреходящую нравственную ценность общества и личности. Дружба обогащает связи, которые устанавливаются между людьми в кооперации, где они выступают по отношению друг к другу как партнёры, и в сотрудничестве, они выступают как коллеги, дополняя деловые отношения новыми формами общения: общими досугом, спортом, развлечениями, общественной работой и др.
Для товарищеских отношений присущ интерес к совместной деятельности. Само слово «товарищ» имеет соответствующее (и историческое, и этимологическое) происхождение – от слова «имущество», «товар» и означает помощник, сотрудник, соучастник. Формированию товарищеских отношений способствуют сходные или совместные условия жизни. Дружеские отношения возникают между людьми в процессе повседневного общения на основе в первую очередь личных симпатий. Эти отношения поддерживаются периодическими контактами и связаны с выполнением взаимных услуг и обменом мнениями. Товарищеские отношения не опираются на прочную основу и довольно легко прерываются, но могут перерасти и в дружеские. Товарищеские отношения строятся по особым правилам: не задевать интересы друг друга, быть терпимым к недостаткам товарища, критически относиться к совместной деятельности и к её результатам. Если мотивом критики является забота о человеке, уважение к нему, желание помочь, то такие критические отношения укрепляют общество и могут стать необходимым условием дружбы. Дружба – это отношения взаимопонимания, поддержки и взаимного доверия. Она носит личностный и избирательный характер и предполагает наличие общих интересов и взаимной привязанности. В дружеских отношениях задействованы многие положительные эмоции: доброжелательность, привязанность, сострадание, направленность на благие дела, сопереживание и др. Как заметил о дружбе английский философ Ф. Бэкон, "она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое". Понимание нравственной ценности дружбы зависит от уровня внутренней культуры личности. На каждом этапе формирования личности, в любом возрасте существует присущее ему понимание дружбы. В дружбе взрослых людей наблюдается более глубокий контроль чувств и переживаний. Можно сказать, что молодые люди стремятся строить отношения дружбы с тем, кто разделяет их взгляды и интересы, а для взрослых достаточно созвучности интересов. Но чем более сложен и многогранен внутренний мир человека, тем становится сложнее (или вообще невозможно) найти себе подобного. Поэтому в зрелом возрасте у человека одновременно может быть и друг детства (общность воспоминаний), друг-коллега (общность интересов дела), друг по любимому занятию (общность интеллектуальных интересов и эстетических переживаний). Дружеское общение имеет высокую нравственную ценность, наличие друзей считается одной и из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. Дружба предполагает отношения свободных индивидов. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но
только при условии, если оба являются независимыми, свободными людьми. Люди, которые постоянно помогают друг другу, не обязательно становятся друзьями, потому что, прибегая часто к помощи одного человека, можно попасть от него в зависимость, а такие отношения противоречат независимому характеру дружбы и часто разрушают её. Глубокий нравственный смысл дружбы заключается в том, что друзья относятся друг к другу лучше, чем к другим людям, то есть примерно так, как в идеале должны относиться друг к другу все люди. Дружба стремится к идеалу нравственного совершенства.
Одной из важнейших проблем, которая волнует каждого человека в течение всей его жизни, особенно в пору его молодости, является любовь. Любовь – это моральный опыт, основанный на эмоционально-духовном переживании, заинтересованности, склонности, что выражается в целенаправленной привязанности к предмету любви, в бескорыстном стремлению к нему. Понятие любви в этике многозначно. Это преданность делу (профессии), Родине, Богу, идее, человеку, это материнская и отцовская любовь к детям, детская любовь к родителям, любовь между мужчиной и женщиной. Таким образом, любовь имеет самые различные формы и способы проявления. Любовь – одно из фундаментальных свойств человеческого существа, важнейшая составляющая человеческого духа, проявляющегося в религиозном и моральном опыте человека.
Автор материалов:
профессор кафедры философии и
теологии, д.филос.н., профессор
Лидия Михайловна Газнюк
Мораль всегда является феноменом не личным, а социальным, ведь обсуждению и оценке подлежат последствия действий на основе убеждений, а не сами убеждения, нормы и ценности. Почти все общества имеют признанные стандарты этического поведения, запрещающие одни действия и позволяющие другие, и каждое общество имеет свои особые этические стандарты. Этика определённой религии формировалась в конкретных исторических условиях, с участием конкретного народа (народов) и, будучи органичной для этого народа, она может быть чуждой другим народам. О нравственности или аморальности религиозного человека правомерно говорить только с позиций конкретной системы нравственных ценностей (в частности, мораль христианина может быть в чём-то аморальной с позиции последователя ислама и наоборот). Вне такого подхода все разговоры о нравственных или аморальных действиях носят только схоластический характер.
Отметим, что на уровне как обыденного, так и теоретического сознания существуют достаточно упрощённые представления о характере взаимодействия религии и морали, о сущности этих явлений. Нередки попытки фактического отождествления религии и морали. Моральный элемент религии всё больше усиливается и выдвигается на первый план. В конце концов, религия представляется как система санкционирования нравственных поступков, а не как средство спасения души в потустороннем мире. Происходит антропологизация и гуманизация религии. Главное в современных религиях – «человеческие» проблемы, а именно: какова специфика человеческого бытия? каково место человека в мире? какие его ожидают перспективы? каков высший смысл человеческого бытия? как следует жить человеку, чтобы осуществить свое предназначение?
В религиозном сознании содержатся специфические понятия, которых нет в морали (Бог, сатана, ад, рай и т.д.). Кроме того, некоторые понятия приобретают в религии особую окраску, свою направленность. Так, понятие вины часто связывается с понятием греха, то есть как результат нарушения Божьего предписания. Культовая деятельность также вызывает определённое влияние на нравственную жизнь верующего. Богослужение, индивидуальная молитва способны катализировать моральные переживания, заострять интерес к смысложизненным вопросам. Однако формальное отношение к религиозным культам без надлежащего переживания и осознания снижает продуктивность нравственных поисков, а в ряде случаев приводит к лицемерию, обрядодеянию, нигилилистическим и релятивистским настроениям.
Определённая близость и связанность морали и религии вовсе не свидетельствует об их неразрывности и абсолютной взаимообусловленности. Не столько мораль имеет потребность в религии, сколько религия нуждается в морали как средстве своего сохранения и распространения. Религия в разных её конфессиональных проявлениях (а особенно христианство) вне морали существовать не может, чего нельзя сказать о морали. Любое религиозное деяние, так или иначе, связано с нравственными установками. Мораль как таковая не происходит от религии и, в определённой степени, независима от неё. Она может быть самоценной и существовать без религии. Религиозная мораль навязывает нормы, они обретают характер постулатов, аксиом, требующих неукоснительного соблюдения. Верующий человек только тогда признается моральным, когда он соответствует этим нормам, причём в том самом контексте, который предлагает ему та или иная религия или конфессия. В то же время человек, нравственность которого не подчинена индивидуальным религиозным убеждениям, имеет возможность реализовать свою свободу выбора. Религия этого выбора не дает. Она ограничивает этот выбор религиозными догматами, которые и являются теми пределами, в рамках которых разрешен выбор. За этот выбор человек несёт ответственность, описанную и установленную в конфессиональном вероучении.
В отличие от этики религии, которая всегда носит нормативный характер, этикология религии по своей сути выступает дескриптивной наукой о религиозной морали. Нормативная структура религиозной морали определяется характером и содержанием норм, из которых она состоит. Эти нормы имеют следующие признаки. Они:
– исходят из высшего, абсолютного религиозного авторитета, которым является Бог, Учитель, идея сверхъестественного;
– имеют характер абсолютных, безапелляционных требований, правил и запретов;
– задают определённое внутреннее состояние души (веру), а также соответствующее внешнее поведение;
– распространяются только на представителей определённой конфессии;
– имеют своей предпосылкой «страх Божий» у верующего, а также веру в «суд Божий» как наказание за их нарушение.
3. Понятие нравственной культуры личности. Пути её формирования.
Нравственная культура общества и личности – это интегральный результат всего духовного развития. Она характеризуются как уровнем усвоенных нравственных ценностей общества, так и участием человека в их сохранении и увеличении. Понятие «культура» – это способ человеческой деятельности, характеризующий универсальность развития человека. Культура – это историческое явление, в котором передаются ценности и достижения социального опыта. Поэтому она выступает качественной характеристикой развития человека и его духовного мира, характеризуя степень универсальности взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой. Мораль является элементом культуры и обеспечивает специфически человеческий способ существования. В системе культуры личности важное место занимает нравственная культура, охватывающая уровень освоения членами общества нравственных ценностей и практического воплощения их в поступки и повседневное поведение. Нравственная культура личности производна от нравственной культуры общества.
Нравственная культура общества представляет собой совокупность моральных норм, принципов, оценок и способов их воплощения в повседневной деятельности людей. Нравственная культура общества включает в себя следующие подсистемы:
– объективные моральные ценности, то есть реальные поступки, линию поведения людей и их соответствие или несоответствие интересам развития личности, общества, социального и нравственного прогресса человечества;
– субъективные моральные ценности в виде постоянно развивающихся представлений о нравственных нормах, принципах и идеалах общества и личности, фиксируемых в повседневном моральном сознании и этических теориях.
В своём функционировании нравственная культура выступает качественной характеристикой нравственного развития социального субъекта (социальная система, общность, личность), представляет собой неотъемлемую грань практической духовной деятельности человека и общества и состоит в умении действовать в соответствии с нравственными ценностями (нормами, принципами, идеалами). Нравственная культура выступает своеобразной «сквозной» системой культуры, пронизывающей все без исключения виды и формы культуры, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности. Деятельность, познание и общение являются основными формами социальной активности личности, самостоятельными жизненными ценностями, социальными потребностями. Личностное (межличностное) общение выступает формой существования нравственности. Полноценное межличностное общение, то есть когда другой человек воспринимается как равный себе и рассматривается не как средство, а как цель и содержание взаимоотношений, показывает, в какой мере один человек становится потребностью для другого. Именно в этом отражается нравственный характер межличностных отношений. Нравственная ценность межличностных отношений и общения проявляется в ориентации на другого человека и признании его значимости, в морально-психологическом взаимопонимании, взаимном доверии, уважении и самоотдаче, в реализуемой на практике необходимости утверждать человеческое в человеке, творить добро, дарить счастье другому.
Философия религии и философия морали во многих аспектах определяют нравственную культуру личности, которая проявляется в отношениях дружбы, любви, гуманного отношения к Другому и толерантного отношения к Иному. Эти отношения являются разными типами общения и определяются специфическими эмоционально-чувственными состояниями и нравственными ценностями человека. Дружба – это межличностное отношение, основанное на единстве интересов в совместной деятельности, обязательно основывающееся на личной симпатии, предполагающее духовную (идеологическую) общность и определённую степень равенства. Дружба как форма нравственной культуры отражает потребность человека в общении, предполагает общность целей, сходство взглядов, что вызывает соответствующую эмоциональную окрашенность отношений. Разрыв или нарушение единства интересов способно разрушить отношения дружбы. Народный эпос свидетельствует о присущем нашим предкам чувстве дружбы. Это чувство возникло из необходимости выполнять общее дело, но постепенно превратилось в одну из самых благородных потребностей человека, в непреходящую нравственную ценность общества и личности. Дружба обогащает связи, которые устанавливаются между людьми в кооперации, где они выступают по отношению друг к другу как партнёры, и в сотрудничестве, они выступают как коллеги, дополняя деловые отношения новыми формами общения: общими досугом, спортом, развлечениями, общественной работой и др.
Для товарищеских отношений присущ интерес к совместной деятельности. Само слово «товарищ» имеет соответствующее (и историческое, и этимологическое) происхождение – от слова «имущество», «товар» и означает помощник, сотрудник, соучастник. Формированию товарищеских отношений способствуют сходные или совместные условия жизни. Дружеские отношения возникают между людьми в процессе повседневного общения на основе в первую очередь личных симпатий. Эти отношения поддерживаются периодическими контактами и связаны с выполнением взаимных услуг и обменом мнениями. Товарищеские отношения не опираются на прочную основу и довольно легко прерываются, но могут перерасти и в дружеские. Товарищеские отношения строятся по особым правилам: не задевать интересы друг друга, быть терпимым к недостаткам товарища, критически относиться к совместной деятельности и к её результатам. Если мотивом критики является забота о человеке, уважение к нему, желание помочь, то такие критические отношения укрепляют общество и могут стать необходимым условием дружбы. Дружба – это отношения взаимопонимания, поддержки и взаимного доверия. Она носит личностный и избирательный характер и предполагает наличие общих интересов и взаимной привязанности. В дружеских отношениях задействованы многие положительные эмоции: доброжелательность, привязанность, сострадание, направленность на благие дела, сопереживание и др. Как заметил о дружбе английский философ Ф. Бэкон, "она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое". Понимание нравственной ценности дружбы зависит от уровня внутренней культуры личности. На каждом этапе формирования личности, в любом возрасте существует присущее ему понимание дружбы. В дружбе взрослых людей наблюдается более глубокий контроль чувств и переживаний. Можно сказать, что молодые люди стремятся строить отношения дружбы с тем, кто разделяет их взгляды и интересы, а для взрослых достаточно созвучности интересов. Но чем более сложен и многогранен внутренний мир человека, тем становится сложнее (или вообще невозможно) найти себе подобного. Поэтому в зрелом возрасте у человека одновременно может быть и друг детства (общность воспоминаний), друг-коллега (общность интересов дела), друг по любимому занятию (общность интеллектуальных интересов и эстетических переживаний). Дружеское общение имеет высокую нравственную ценность, наличие друзей считается одной и из важнейших предпосылок психологического комфорта и удовлетворенности жизнью. Дружба предполагает отношения свободных индивидов. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но
только при условии, если оба являются независимыми, свободными людьми. Люди, которые постоянно помогают друг другу, не обязательно становятся друзьями, потому что, прибегая часто к помощи одного человека, можно попасть от него в зависимость, а такие отношения противоречат независимому характеру дружбы и часто разрушают её. Глубокий нравственный смысл дружбы заключается в том, что друзья относятся друг к другу лучше, чем к другим людям, то есть примерно так, как в идеале должны относиться друг к другу все люди. Дружба стремится к идеалу нравственного совершенства.
Одной из важнейших проблем, которая волнует каждого человека в течение всей его жизни, особенно в пору его молодости, является любовь. Любовь – это моральный опыт, основанный на эмоционально-духовном переживании, заинтересованности, склонности, что выражается в целенаправленной привязанности к предмету любви, в бескорыстном стремлению к нему. Понятие любви в этике многозначно. Это преданность делу (профессии), Родине, Богу, идее, человеку, это материнская и отцовская любовь к детям, детская любовь к родителям, любовь между мужчиной и женщиной. Таким образом, любовь имеет самые различные формы и способы проявления. Любовь – одно из фундаментальных свойств человеческого существа, важнейшая составляющая человеческого духа, проявляющегося в религиозном и моральном опыте человека.
Автор материалов:
профессор кафедры философии и
теологии, д.филос.н., профессор
Лидия Михайловна Газнюк