Файл: В средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Ссылаясь на «священные книги», Церковь эти события объясняла так, как это ей было выгодно. Священники утверждали, что стихийные бедствия «ниспосланы людям богом» в наказание за их непослушание господам, власти.

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения. С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов. Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический. Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки. Организация христианской церкви подчинялась строгой 
иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Получившие распространение в раннее Средневековье монастыри стали играть важную роль в сохранении культурного наследия античности и формировании самобытной культуры варварских королевств. Большая часть населения средневековой Европы занималась крестьянским трудом, поэтому не испытывала нужды в получении образования. Даже короли и их придворные зачастую не умели читать и писать. В условиях всеобщей безграмотности духовенство оказалось самой образованной частью населения Европы, ведь для совершения богослужений и чтения молитв им необходимо было иметь дело с книгами.

При монастырях появлялись библиотеки. В специально организованных монастырских мастерских — скрипториях — переписывали старые и создавали новые книги. 

При всём при том церковь, как институт, был настолько укоренён в обществе, что по сути был основной связующей скрепой средневекового общества. Без церкви не обходилось ни рождение, ни смерть, ни свадьба, ни социальное обеспечение, ни даже гастрономия. Церковь регулировала взаимоотношения между королями и высшими сеньорами (хотя далеко не всегда успешно). Иначе говоря, западноевропейская церковная иерархия XIV века должна быть уподоблена не современной церковной иерархии, а современной государственной бюрократии.

Пыталась церковь регулировать и экономические отношения. Церковь полагала, что ремесло должно обеспечивать человеку лишь средства к существованию, а стоимость готовой продукции слагаться из цены затраченного труда и стоимости сырья. Поэтому доход выше некоторого минимума, потребного для поддержания существования – зло. Также считалось злом перепродажа приобретённых оптом товаров. Это удивительно напоминает систему советских официальных взглядов. Разумеется средневековые предприниматели по этому вопросу находились с церковью в разладе и при любом удобном случае нарушали запреты.



Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Но не только трудом своих крепостных богатела церковь. Все трудящиеся должны были выплачивать ей десятину. Большой доход приносила церкви торговля «священными грамотами» — индульгенциями. Церковники внушали невежественным людям, что купившему индульгенцию бог простит все грехи. Римские папы составили даже специальный прейскурант — за какое преступление сколько надо платить, чтобы получить «отпущение грехов».