Файл: Воспитание духовной оседлости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитание духовной оседлости

Нельзя только призывать к патриотизму,

его нужно воспитывать – воспитывать любовь

к родным местам, воспитывать духовную оседлость.

Д.С. Лихачев

В настоящее время вновь возрождается интерес к истории и культуре родного края, приходит понимание необходимости возрождения, сохранения и развития его культурного и духовного наследия. Это обусловливается растущим пониманием в обществе значения изучения истории своей родины для воспитания детей, стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры региона для поиска путей его дальнейшего развития. Это привело к поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях, опубликованных в нормативных документах начального образования.

Воспитание любви к своей родине через изучение истории своего рода, своей фамилии, культурных и духовных традиций своей малой родины является основой всей моей педагогической деятельности. Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Прикосновение к духовным корням родного края является одним из существенных факторов формирования духовной оседлости, гражданской ответственности и патриотических чувств детей.

Академик Д.С. Лихачев, характеризуя нашу работу, ввёл термин «духовная оседлость». Он считал, что «чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать». «Духовная оседлость» – устойчивость уклада жизни, социальных традиций, правил, которым подчиняются семьи, народы, государства. Это установка на сохранение, сопричастность к повседневной, осязаемой, всем доступной жизни.

Очень важно поддерживать традиции, поддерживать «огонь» действительно живого в прошлом. Под культурными и духовными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты – памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, прикладного искусства, фольклора, но и традиции в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев народов, групп населения, отдельных людей. Потребность в духовной оседлости проявляется в постижении социокультурных ценностей и соотнесения себя, своих жизненных, духовных ориентиров с ними.


Приобщение к духовным традициям родного края способствует формированию особого уклада с четкими нравственными ориентирами, которые и будут регулятором поведения человека. Открытие детям красивого и увлекательного окружающего мира, расширение и углубление представлений о людях, которые в нем живут, воспитывает в них чувство духовной оседлости. Улицы, площади, дома, храмы, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво, но настойчиво входят впечатлениями прошлого в духовный мир ребёнка.

В жизни человека так называемый родовой тыл играет огромную роль, именно он дает незыблемую земную опору. Человек не может полноценно жить в безопорном пространстве, в духовной невесомости. У каждого человека должно быть такое место, где он не безроден, где есть родня и родина.

Традиционно жизнь семьи, одного поколения за другим, протекала в родовом доме, который становился первой, малой родиной. В отчий дом возвращались, образ его хранили в памяти на чужбине. Давая отпор захватчикам, защищая родную землю от врагов, защищали в первую очередь его, свой дом. Современные люди более подвижны, легко меняют квартиру, город, страну. Есть в этом неоспоримые блага, но в этом есть и обратная сторона – риск потерять духовную оседлость, укорененность в культуре своей земли.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Ему необходимо сердцем своим ощущать, что он является наследником и своих родителей, и великих подвижников своего края. Тогда его потребностью станет желание построить дом здесь, в родном городе, обживать и обустраивать дорогие сердцу места. Жить там, где жили знаменитые земляки, ежедневно впитывать впечатления, которые получили отражение в произведениях науки и искусства, посещать музеи – это обогащаться духовно.

Как воспитывать «духовную оседлость» – привязанность к своей семье, к

своему дому, месту, где живешь, стране? Думается, что это, во многом, дело семьи. Привязанность к семье и дому создается не наставлениями

, а, прежде всего, той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то это очень много значит для человека в жизни. Если дома хотя бы изредка рассматривают семейные альбомы, вспоминают о том, как жили прабабушки и прадедушки, – то это важно вдвойне. Необходимо ценить родных за доброту, за труд, за то, что они представители единого целого – семьи, за то, что они просто «свои», а может быть и в чем-то «особенные». Хорошо известно, что человек, не помнящий родства своего, без корней, превращается в пустое существо, не имеющее как прошлого, так и настоящего и будущего.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. Поэтому учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей, проживающих рядом с нами. Сведения краеведческого характера близки и понятны учащимся, способствуют формированию у них познавательного интереса к изучаемому предмету. Важно, чтобы краеведческий материал использовался учителями на уроках истории, географии, русского языка и литературы, изобразительного искусства, трудового обучения, во внеклассной работе с классным коллективом и организации работы с семьями учащихся.
Таким образом, основой «духовной оседлости» выступает память, именно

память помогает избежать «духовной невесомости» (Д. Лихачев). Известно, что пребывание человека в состоянии физической невесомости требует

колоссальных сил, иначе она разрушает человеческий организм. Точно так же «духовная невесомость» без «культурных спасательных кругов» может разрушить духовную жизнь человека. Память противостоит уничтожающей силе времени, она – преодоление времени, основа нравственности, основа культуры. Память – источник эмоциональных и психологических переживаний человека, она вызывает чувства благоговения и радости, сострадания и величия. Память – необходимое условие нравственной жизни человека, его духовной оседлости, привязанности к родным местам.

Воспитание духовной оседлости – это не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе освоение регионального пространства.


Необходимо, чтобы люди разных профессий, убеждений и культурных традиций включились в движение за защиту, за сохранение памятников культуры, всех и всяческих сред, окружающих нас, питающих своей энергией не только тело, но и душу человека. Необходимо проявлять повышенное внимание к оберегающим и хранительным отношениям к культуре, не жалея творческих усилий на то, чтобы наличные культурные ценности сохранять, спасать.

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою культуру, знать историю, прошлое культуры, осознавать связи между людьми своего народа, между различными народами, чувствовать свою «укорененность» в своей Родине необходимо для духовной оседлости человека. Человек – это не перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Мы должны быть благодарны нашим предкам, должны принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать все, что создано предыдущими поколениями для нас и наших потомков.

Долгушина Анна Ивановна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №9,