Файл: Фгос как основа изменений профессиональной деятельности педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГОС как основа изменений профессиональной деятельности педагога
Федеральный государственный образовательный стандарт введён в систему образования, а значит пришло время переосмысления педагогической деятельности, сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом. В школе вводятся новые формы организации учебного процесса, оценивание результатов образовательного результата. Та деятельность, которая считалась инновационной и применялась только педагогами – новаторами, должна стать обычной педагогической практикой в каждой школе.
В течение последних лет ученые-педагоги все чаще обращаются к термину «образовательное пространство» для формулирования педагогических, организационно-управленческих задач.
Понятие образовательное пространство человека представляет собой вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение личности ученика, это организация всего пространства жизни ребёнка, будь это урок, школьная перемена, питание в столовой, прогулка, экскурсия, чтение книг в школьной библиотеке или детский праздник. Образовательное пространство является сферой взаимодействия его субъектов - учителя, ученика и среды между ними, это прежде всего ряд определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование и развитие человека.
Основной формой обучения по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно, значит, в первую очередь, необходимо изменить сам урок.
Что же изменилось на уроке в связи с переходом на ФГОС? На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, выполняют упражнения на запоминание готового определения (правила). Такие уроки никто не отменяет, но вместе с этим в школу всё активнее входят уроки, которые меняют деятельность учителя, а за ним и деятельность учеников.
И здесь не обойтись без таких педагогических технологий, как ИКТ –технологии, технологии проектного обучения, технологии смыслового чтения, технологии проблемно –диалогического обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо и т.д.. Особая роль отводится здоровьесберегающей технологии –как основе организации образовательной деятельности.
Остановимся подробнее на самой осмысленной, на первый взгляд, технологии –проектной. Проектный метод появился вот уже столетие назад, переживал моменты повсеместного внедрения и полного забвения. В современной школе он стал одним из важнейших способов оценки сформированности универсальных учебных действий, он вошёл в школьную жизнь, как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства.
Особая роль на в обучении отводится мотивации, подведению ребят к осознанию того, что урок – это способ приобретения полезной информации, развитие навыка применения её в реальной жизни. Вся учебная деятельность на таком уроке теперь строится на основе деятельностного подхода. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, предполагающих детское действие.
Новые стандарты вводят новое понятие – проектная задача, под которой подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Учитель изменяет акценты в предметном содержании, направив его на поиск обобщенных способов действий в учебных предметах через построение системы научных понятий. Таким образом, все действия обучающихся на уроке должны быть осознанны обучающимися. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует обобщённого мыслительного действия, проведения аналогий с жизненным опытом, ситуациями из обычной практики. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть значимы для него.
Об проектных задачах подробнее расскажет Манькова Наталья Сергеевна, продукт совместной деятельности учителя и ученицы представит Ситникова Мария.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, развития стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе организована внеурочная деятельность, которая призвана обеспечить образовательный результат, объединить все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития и воспитания.
Курсы внеурочной деятельности интеллектуального направления, наиболее освоенного в школе, дают возможность школьникам
, проявляющих повышенный интерес к одному из предметов, углубиться в его изучение, выйти за пределы школьной программы. Важно отметить, что главным направлением таких курсов является изучение специальных тем и разделов, которые дополняют школьный курс того или иного предмета.
Целесообразное использование образовательного пространства наряду с систематически проводимой внеурочной деятельностью позволяет учителю:
-развивать уровень познавательной активности учащихся;
- выстраивать траекторию индивидуального развития отдельных учеников для выявления и поддержки одаренных детей;
- учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся, с которыми он работает;
- продумывать систему нестандартных и усложненных заданий;
О применении проектной технологии при организации внеурочной деятельности с обучающимися ступени основного общего образования расскажет Татьяна Леонидовна Ларионова вместе со своим учеников Прытковым Матвеем.
Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде учебно-исследовательской деятельности, внеклассной деятельности по предмету. В процессе такой деятельности учащиеся воспроизводят не только знания и умения, но и те развивают способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию, анализ, синтез, планирование и т. д.
В процессе научно-исследовательской работы ученик учится вырабатывать новые знания, при этом развивается его познавательная способность, т. е. во время исследования ученик находится все время в поиске истины.
И здесь нельзя не заметить, что главной целью научно-исследовательской работы является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере. Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и желание заниматься дополнительно во свободное каникулярное время, развитие самостоятельности мышления, желание поделиться своими “открытиями” и достижениями с другими учащимися – самый значимый и желаемый результат в организации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательской деятельностью с одной из своих учениц Гвоздевой Анастасией Татьяна Александровна Ловыгина занимается уже четвёртый год.
Деятельность учителя существенно изменяется и в части понимания смысла процесса воспитания, учителю предстоит выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, и других ценностей. Приоритетной становится развивающая функция, которая обеспечивает становление личности ребёнка, раскрывает его индивидуальные возможности.
Основной целью и стержневой основой деятельности классного руководителя становится создание и апробация образовательной системы, позволяющей соединить обучение и воспитание в единый образовательный процесс, развивающий каждого ученика, ученический коллектив в целом, расширяющий образовательное пространство через интеграцию учебных предметов различных образовательных областей и взаимодействие с социокультурной средой города.
Проект интерактивен по своей природе, мы не можем утверждать, что за учителем остаётся право решающего голоса, учитель чаще всего соавтор проекта. И здесь реализуется важное правило “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности, ориентированный на их применение знаний и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Педагог как путник, чтобы дойти, надо определить направление и уточнить, что является конечным пунктом движения, но не факт, что их конечный результат будет именно таким, каким его задумывали вначале.
О реализации проектной технологии в деятельности классного руководителя расскажет Свалухина Ирина Александровна со своей ученицей Коростелёвой Полиной.
Чтобы оценить результативность работы, необходимо выделить три уровня достижения образовательных результатов. Согласно ФГОС результатом работы выступает деятельность ребенка, принятие им социальных норм и правил, а знание и опыт являются промежуточными результатами.
В центре внимание оказывается реализация практической значимой педагогической деятельности, при такой деятельности важно учитывать социальный заказ, продумать схему партнерства, внести изменения в уже сложившуюся систему организации образовательного пространства школы.
Сейчас я передаю слово моим коллегам по административной команде –Маньковой Ольге Сергеевне и Бессоновой Елене Сергеевне, они расскажут о важнейших формах организации проектной деятельности в школе.
№ | Ф.И.О. выступающего | тема выступления |
| Манькова Наталья Сергеевна | От решения проектных задач к индивидуальному проекту. |
| Ларионова Татьяна Леонидовна | Применение проектной технологии при организации внеурочной деятельности с обучающимися ступени основного общего образования. |
| Ловыгина Татьяна Леонидовна | Роль внеклассной работы по предмету в формировании проектных умений обучающихся |
| Свалухина Ирина Александровна | Реализация проектной технологии в деятельности классного руководителя. |
| Манькова Ольга Сергеевна | Итоговый проект от идеи до реализации. |
| Бессонова Елена Сергеевна | Педагогический проект как средство достижения образовательного результата |
Школа – это лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. Задумываясь над этим, понимаем, что это зависит во многом от нашей работы. Учитель соединяет в себе профессиональные качества учёного, организатора культурно –массовой работы, психолога и др. При этом он является всего лишь младшим научным сотрудником этой лаборатории. Древняя мудрость гласит: «Учить надо не для того, чтобы удивить других, а для того чтобы совершенствовать себя». Этот путь для человека открывает школа. Здесь не работают проверенные правила, здесь всё подвергается сомнению, здесь правда не равна истине, а истина постигается путём проб и ошибок. Здесь вечно царит эксперимент, и будет царить до тех пор, пока нам есть ради кого работать.