Файл: Философские идеи Августина Аврелия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Санкт-Петербургский государственный экономический университет"

Кафедра философии

Реферат

на тему: «Философские идеи Августина Аврелия»


Выполнил:

Проверил:


Санкт-Петербург

Оглавление
Введение

Глава I. Августин и путь веры

Глава II. Истина и знание

Глава III. Мир и человек

Заключение

Введение
Августин Аврелий, крупнейший представитель западной патристики, является важнейшей фигурой для западной теологической и философской мысли.

К концу IV в., т.е. ко времени, когда христианство стало государственной религией Римской империи, произошла переориентация античного мышления на средневековое. Наметилось новое течение мысли, с новыми темами и проблемами, новыми идеями. Главной проблемой становится Бог и вера в его существование. В течение столетий мысль средневекового человека была направленна в это русло. Учение Августина Аврелия стало определяющим фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую западную Европу. Его мировоззрение стало собственным мировоззрением западного средневековья по меньшей мере до XIII в. Его мысль «была тем образцом, первообразом, по которому мерили свои суждения средневековые философствующие теологи... Эти теологи соперничали между собой в том, кто из них в своих писаниях более точно следует аутентичному мнению Августина, кто лучше понимает дух его сочинений, кто выводит из его утверждений более соответствующие этому духу следствия.»1. Авторитет Августина Аврелия огромен. Многие христианские мыслители «почитали за честь именоваться учениками Августина и слова его почитали для себя законом»2.

Августин является классиком средневековой мысли, но в тоже время он является представителем античной культуры. Даже в теологических трудах он отдаёт достаточное почтение античной культуре. Очень часто он опирается на диалоги Цицерона. О его мудрости он говорит: «Цицерон-начало и конец всей латинской философии»1. Вообще творчество Цицерона оказало огромное влияние на жизнь Августина. Потерянный для нас диалог Цицерона «Гортензий» пробудил в нём любовь к истине, склонил философствовать в том направлении, с которым связал всю дальнейшую жизнь.


Из выше сказанного можно сделать вывод, что Августин является фигурой пограничной. Это касается как его жизни, так и его учения.

Глава I. Августин и путь веры
В жизни Августина 1 прослеживаются два основных этапа. Первый этап, отличившийся беспокойством, постоянным поиском и неудовлетворённостью, продлился до принятия Августином христианства. В христианстве Августин обрёл внутренний покой. Второй этап характеризуется окончательным сформированием жизненной позиции Августина, его философских взлядов.

Вопрос о месте веры в мировоззрении Августина является ключевым. Для Августина путь веры проходил через сомнения и разочарования во всей системе ценностей античного мира, через отказ от верования отцов. Пройдя этот путь, Августин очень много занимался разоблачением и критикой языческих религий. Он убедительнейшим образом доказывает несостоятельность языческой веры, аморализм, который проявился как в ритуале так и в описании жизни самих богов: «Что это за боги, которые наслаждаются возлиянием крови на алтарях, которые, согласно языческим сакральным мифам, прелюбодействуют друг с другом и с людьми, занимаются кровосмешением, плетут интриги, завидуют и злобствуют»2. При этом Августин справедливо замечает, что этот аморализм губительно воздействовал на нравственность общества.

Излюбленный довод Августина в пользу земного происхождения языческих богов- это довод «евгемеризма». Согласно теории «евгемеризма», боги- это умершие в далёком прошлом люди: цари и герои, преклонение перед которыми при жизни привело в обожествлению их после смерти. В подтверждение этой теории он ссылается на многие источники. Например, он говорит «о письме Александра Македонского к своей матери- Олимпии, где тот передавал ей откровения верховного жреца Египта Льва о том, что все почитаемые людьми боги, включая Юпитера, Сатурна, были когда-то простыми смертными»1.

Но Августин видит в язычестве не только вымысел. Он считает язычество порождением злых сил- демонов. Он отождествляет этих демонов с языческими богами или обвиняет их в том, что они провоцируют веру в несуществующих богов. Таким образом, Августин подвержен влиянию теологического дуализма, что было характерно для той эпохи. Но, в случае Августина, истоки этого дуализма лежали не только в христианстве, но и в манихействе, которое никогда не было до конца искоренено в нём. Так многое ли осталось в мировоззрении Августина от манихейства?


Влияние манихейства в предметном отношении очевидно, ведь ключевая проблема философского творчества Августина, проблема происхождения зла, также является основной проблемой манихейства.

Итак, Августин вступил на путь христианской веры, по которому двигался всё оставшееся время. В начале пути у него возникали некоторые сомнения относительно основных христианских постулатов. Преодолеть эти сомнения ему помог неоплатонизм, который дал новые возможности в восприятии Священного Писания. Достаточным аргументом для признания авторитета христианской религии Августин считал её распространённость, жизнеспособность.

Августин противопоставляет веру постигающему мышлению, т.е пониманию. С этой точки зрения вера- это особое мышление, мышление с согласием, с одобрением. Доказательством этого служит то, что верить могут только существа мыслящие. Способность верить не является особой духовной способностью, отличной от способности мыслить. В свою очередь, мышление "верящее" относится к мышлению постигающему, разумному, как согласие- к видению. С этой точки зрения вера прежде понимания, но ниже его. Позиция Августина в отношении проблемы веры и разума ясно выражена в следующем отрывке из сочинения "О количестве души": "Ведь иное дело, когда мы верим авторитету, и иное- когда разуму. Вера в авторитет весьма сокращает поиски и не требует особого труда. Если тебе хочется, ты можешь прочитать об этом многое, написанное как бы из снисхождения великими и божественными людьми, которые находили веру необходимой для пользы простейших и которые требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или занятых житейскими заботами, другого средства к спасению и не могло быть. Такие люди- а их всегда большинство,- когда осмеливаются постигать истину разумом, очень легко одурачиваются подобием разумных выводов. Таким полезнее всего верить надёжному авторитету и соответственно ему вести свою жизнь"1.

Таким образом, феномен веры выходит далеко за рамки религии и касается всех сторон жизни человека. Поэтому для человека важно выбрать чему верить. Выбор контролируется разумом. Основанием для веры обычно служит авторитет. Чем больше авторитет, тем больше доверия. Очевидно, что Августин не был сторонником чистой веры. Он склоняется к теории гармонии веры и разума. Он всегда высоко ставил разум. Вера не противоречит совершенному разуму. Августин считал веру в принципе рациональной, а её положения согласными с разумом как таковым. Он считал что нет разумного познания без веры, нет веры без познания. Но это он относил не столько в вере религиозной, сколько к вере в убеждённости.


Концепция веры и разума Августина определила его отношение к науке. Позиция Августина в этом вопросе выражалась в стремлении поставить разум на службу вере, науку- религии, так чтобы наука действовала в рамках идеологии. Наука не должна быть самоцелью. Она должна служить инструментом распространения и укрепления христианской веры. Например, Августин подчёркивает важность науки о числах, знание которой, по его мнению, может помочь раскрыть тайну священных чисел Библии. Также он отводит ведущую роль истории, знание которой является обязательным для христианина. Особенно положительным является возвышение отцом средневековья опытных наук: медицины, биологии, землеведения, астрономии.

Глава II. Истина и знание
Вопрос о достижимости истинного знания очень волнует Августина. Знание истины служит первейшим условием достижения блаженства, человеческого счастья. Свою работу "Против академиков" Августин посвящает критике скептицизма и защите принципа познаваемости истины. Понятие истины играет важнейшую роль в описании природы Бога. Необходимо понимать то, что истина может быть относительной и абсолютной. В соответствии с христианским учением, можно познать мирские вещи, но познать Бога невозможно: мы люди своим разумом постичь Его не можем; всё что мы знаем о Боге открыто нам самим Богом. Здесь мы попадаем в область взаимодействия веры и знания. Несмотря на то, что мы не можем познать божественную сущность, мы должны предпочесть неполное знание Бога полному знанию, ведь это неполное знание гораздо ценнее и достойней.

Августин очень внимательно подходил к проблеме чувственного познания. Здесь опять же прослеживается приверженность Августина к неоплатонизму, хотя всё же он проявляет некоторую оригинальность. Августин говорит: «Чувство есть то, благодаря чему душа осведомлена о том, что испытывает тело. Чувствование не есть действие тела, но действие души посредством тела»1. Тело не воздействует на душу, но душа связана с телом отношением неразрывного единства. Связь между душой и телом такова, что «от души не укрывается испытываемое телом состояние»2. Душа контролирует тело либо сознательно (когда состояние тела вызывает её озабоченность), либо бессознательно (когда тело находится в нормальном состоянии). Душа использует своё тело для познания окружающего материального мира. Для этого ей служат пять телесных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, а также шестое чувство, которое осведомляет душу о наличии или отсутствии или же об интенсивности и сходстве различных ощущений. Наибольшее значение в познании имеет зрение. Августин различает зрение телесное, духовное и умственное (видение). В целом, учение Августина о чувственном познании было для своего времени явлением выдающимся.


Ещё одно учение Августина- это учение о разуме, которое занимает центральное место в философии Августина. Здесь снова прослеживается заимствование у неоплатоников. Августин перевёл учение о Благе и сравнении Его со светом солнца на христианский лад . В итоге получилась «теория божественной иллюминации», согласно которой существует «божественный Свет», не видимый глазами человека. Душа, лишённая божественного света, находится во тьме. Но интеллект не выносит сияние божественного света, т.е. свет ослепляет разум.

Августин понимает ум как силу индивидуальной души. Но душа изменчива. Следовательно если изменчива душа, то и изменчивы ум и мышление. В то же время, умопостигаемое неизменно. Августин соединяет интеллигибельный мир с божественным мышлением. В таком случае, каким образом может изменяемая человеческая душа познавать неизменное божественное? На этот вопрос Августин отвечает так: если Бог вездесущ, значит он присутствует в душе человека. Следовательно, вместе с Богом в душе существует божественное умопостигаемое. Связь разумной части души с умопостигаемым происходит в памяти, обнаружение умопостигаемого- в припоминании. Припоминание является созерцанием того, что всегда имеется в душе.

В целом хочется сказать о том, что гносеология Августина производит огромное впечатление.
Глава III. Мир и человек

аврелий патристика теологический

Наиболее важными компонентами всей философской системы Августина являются учение о мире и учение о человеке. Эти учения затрагивают множество проблем. Одной из них является проблема бытия. Эпоха, в которой жил Августин, характеризуется разрушением древней цивилизации, переменами в жизни общества. Поэтому проблема бытия и небытия была очень актуальной. Бытие, по Августину, в истинном и абсолютном смысле, есть то, которое не имеет никакой примеси небытия, т.е. что обладает таким бытием, не может не существовать. Величайшим бытием Августин считает то, которое не может подвергаться изменениям. Таким образом, величайшее бытие является также величайшим благом. Соответственно небытие- это зло. То, что существует в наивысшей мере, является наивысшим благом. По мнению Августина,таким образом существует только Бог. Бог является высшим бытием, высшим благом.

Огромный интерес вызывают рассуждения Августина о времени. Он уделил много внимания этому вопросу. Ведь время является основной характеристикой бытия человека.