Файл: Философские идеи Августина Аврелия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным трудом, касающимся этой проблемы, является «Исповедь». В нём он отводит данному вопросу двадцать глав. Здесь он задаётся вопросами об отношении времени к бытию и о начале времени, о познании времени, об измерении времени. На первый вопрос он отвечает таким образом: время не имеет какого-то отдельного существования, оно существует вместе с миром и благодаря миру. Бог находится вне времени: «Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому-что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Поэтому Он называется вечным»1. Таким образом время имеет начало в бытие неизменяемом. Время сходно с вечностью тем, что обладает длительностью. Только вот длительность времени конечная, а длительность вечности бесконечная.

Августин говорит, что неправильно определять три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Правильнее сказать что существует три времени: настоящее, относящееся к вещам прошлым, настоящее, относящееся к вещам настоящим и настоящее, относящееся к вещам будущим. Первое существует в воспоминании, второе- в созерцании, третье- в ожидании.

Далее мы переходим к вопросу измерения времени. Если будущее и прошлое не существуют в собственном смысле, тогда они неизмеряемы. Можно только измерить текущее время. Но с другой стороны, настоящее не имеет долготы, любой эталонный отрезок времени складывается из прошлого и будущего, которых нет. Поэтому не существует такого эталона, с которым можно сравнить проходящее. Если предположить что мера времени не находится в настоящем, т.к. мы уже выбрали её в качестве меры, то мы не можем измерить существующее те, чего уже нет. Августину приходит к выводу, что измерение времени полностью зависит от духовного восприятия времени, мерой времени является содержание духа.

Что касается вопроса о познании сущности времени,то Августин не может дать на него однозначного ответа. Он относит время к чему-то непостижимому. Понимание природы времени он считает задачей неразрешимой. В итоге, Августин определяет время, как некое протяжение. Таким образом, всё учение Августина о времени представлено в виде гипотез.

Августин также выдвинул гипотезу объективного времени. Время он понимал как отношение между вещами, как порядок их следования друг за другом через момент настоящего.

Телесный мир, космос, природа, существуют объективно. Этот мир существует во времени, а ничто временное не является вечным и самодостаточным. Следовательно мир должен существовать по причине чего-то вечного. Этим вечным является Бог.


Августин отклоняет концепцию цикличного понимания времени, которая была характерна для всей древности. Он считает, что циклическое время ничего не даёт для объяснения истории. История- это движение только вперёд из прошлого в будущее. Циклическое время характеризует бытие ограниченное и замкнутое. Августин говорит, что если бы время было циклично, жертва Христа была бы бессмысленна: возвращение к прошлым грехам означало бы, что божественное искупление не имело силы.

Важнейшим положением августиновского креационизма служит следующее утверждение: Бог создал весь мир из ничего посредством свободного акта воли. Воля Бога не имеет внешней причины, поэтому бессмысленно спрашивать, почему Бог создал мир. Всё, что происходит от Бога, происходит или из него, или от него. То, что из Него- рождается Им; то, что от Него- создано Им. Бог создал мир из ничего. Ничто не является чем-то реальным, оно является чистым небытием. Следовательно, создание мира из ничего представляла собой привнесение небытия в мир. Форма, красота, порядок в мире исходят от Бога; нестабильность формы, неполнота красоты исходит от «ничего». Августин представлял «ничто» как особое начало наряду с Богом. Бог творит из ничего материю и форму. Бог творит мир при помощи своей Премудрости. Создавая мир, Бог предопределяет принципы его устройства, судьбу каждой отдельной вещи. Для творимых вещей существуют идеи, которые выступают как образцы.

Данная концепция называется экземпляризмом. В средние века этой концепцией пользовались практически все христианские теологи.

Августин видел в мире порядок, гармонию и красоту. Ведь если Творец совершенен, то и творения должно быть насколько это возможно более совершенным. Мир должен быть устроен разумно, закономерно. Но человек многое в мире воспринимает как беспорядочное, лишённое гармонии. Как же выходит, что творение Бога может быть несовершенным? Августин предложил два варианта объяснения:

) Мир создан совершенным Творцом, но создан он из ничего, отсюда исходит его несовершенство. Весь беспорядок исходит от «ничего». Мир не может быть таким совершенным, как и Творец. Здесь противопоставляется Творец и творение, Бог и мир.

) Здесь противопоставляется мир и человек. Человек видит в мире беспорядок из-за собственного несовершенства. Он не может уместить в своём сознании весь совершенный мир.

Далее следует коснуться учения Августина о человеке. Антропология Августина основана на четырёх христианских постулатах: творение, грехопадение, искупление и воскресение.


Человек создан по образу и подобию Бога. Это говорит о высоком достоинстве человеческой природы. Напротив, положение о грехопадении наставлял на пессимизм в оценке человеческого существования. После грехопадения человек сохраняет образ и подобие Бога, но они затемняются пороками и страстями. Таким образом, человек уподобляется дьяволу. Человек создан «из праха земного», т.е. из ничего. Поэтому он неуклонно влечётся к небытию, он смертен. Возможность смерти не стала бы действительностью, если бы не первородный грех, отвративший его от источника его бытия, т.е. от Бога.

Следующие две догмы- искупления и воскресения- сыграли важную роль в возвышении человеческого тела. Христос воплотился в человеческое тело для того, чтобы искупить человеческие грехи. Тем самы тело получило божественное оправдание. Поскольку Бог создаёт только благо, душа и тело являются благами. Но тело- благо низшее. Тело является благом до момента, когда оно разумно управляется душой. Через искупление человеку дана возможность возвращения телу бессмертия и совершенства. Воскресение Христово показывает, что такая возможность стала действительностью. В этом заключается суть христианства.

Августин определяет человека как единство души и тела. Но душа важнее тела. Августин говорит, что от души зависит истинное благополучие человека. Душа является носителем добра и зла в человеке. Человек является посредником между царством Божием и царством материальным, т.е между профанным и сакральным.

Таковы основные положения учения Августина о человеке.

Выше уже было сказано, что благо создаётся Богом. В соответствии с учением Августина, все блага заслуживают любви, но не все- ради них самих. Человек должен любить своё тело, но не должен делать любовь к телу самоцелью, ведь тело- благо низшего разряда. Августин говорит о том, что наслаждаться следует только лишь Богом. Следовательно человек должен любить в природе, в самом себе то, что ближе к Богу. Человек должен предпочитать душу телу, в душе должен предпочитать разум чувству.

Быть добродетельным означает быть благочестивым. Это означало то, что необходимо, любить Бога и бояться Его. Понятие благочестивости в средневековом понимании на прямую связано с религиозностью. Весь земной мир является лишь средством достижения основной цели. Эта цель есть достижение царства небесного. Земное существование человека представляет собой испытание. Пройдя это испытание человек может приблизиться к царству небесному.


Августина считают первым философом истории. Он рассмотрел историю как единый, закономерный процесс.

Основной этой теории исторического процесса является библейская историография, в частности указания, которые были даны в Новом завете, относительно сбывшихся пророчеств Ветхого завета. Вера в эти пророчества наталкивала на убеждённость, что история предсказуема, а значит наполнена смыслом. Всему причиной служил божий промысел.

Из всего этого выходит, что история имеет какую-то цель. Однозначных пояснений относительно этой цели Библия не даёт.

Вся история имеет начало и конец. Этими вехами являются два событие: грехопадение, изгнание Адама и Евы, и Страшный суд. Всё то, что должно произойти между этими двумя событиями является наказанием человечества за первородный грех, испытанием, разделением грешников и праведников. В итоге каждый получит по заслугам. История делится на шесть основных этапов, в соответствии со своими задачами:

) От Адама до потопа.

2) От потопа до Авраама.

3) От Авраама до Давида.

4) От Давида до Вавилонского пленения.

) От Вавилонского пленения до рождения Христа.

) От распятия Христа до Страшного суда.

Августин считает такую библейскую периодизацию чисто символической.

Философия истории и социально-политические идеи Августина Аврелия была заимствована практически всеми западными средневековыми историками. Таким образом, оно оказало огромное влияние на историческую науку.

Заключение
Мы рассмотрели основные положения философии Августина Аврелия. Наследие Августина обширно и многогранно. К XI веку оно приобрело абсолютный авторитет. Вплоть до нашего времени развитие западной культуры находилось под непосредственным влиянием идей Августина. История постоянно обнаруживает влияние Августина в самых различных областях мысли, культуры и религиозной мысли.

Список используемой литературы:
. Блаженный Августин. Об истинной религии // Творения (том первый). Об истинной религии. - СПб.: Алетейя, 2000.

2. Майоров Г.Г «Формирование средневековой философии»- М., 1979.

. Закон Божий для семьи и для школы- Москва, 2008.

. Скворцов К. «Августин Иппонийский как психолог».