Файл: Отчет о прохождении педагогической практики по образовательной программы 6 В01 101 Педагогика и психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА

Отчет о прохождении педагогической

практики по образовательной программы

6В01101 «Педагогика и психология»

Группа ПиП – 32

Средняя школа-лицей №21


Выполнила: Сыздыков Жасулан Бакытжанович

Проверила: Жауен А.Б.

Кокшетау 2022 г.

Введение

Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями системы.

Задачи:

- познакомить с научными и практическими основами профессиональной психолога;

- познакомить с основными направлениями и видами работы психолога;

- помочь овладеть культурой учебного труда психолога;

- научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества психолога.

Время и место прохождения практики:

Я, Сыздыков Жасулан Бакытжанович, студент 3 курса, Кокшетауского Университета им. Абая Мырзахметова по образовательной программе «Педагогика и психология», проходила педагогическую практику на периоде с 24 января по 11 февраля 2022 года на базе Средней школы-лицей №21.

С учетом целевого направления работы педагога-психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Цвет стен, пола, мебели, жалюзей подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения.

Цель исследования: составить программу психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения у старших подростков и разработать на её основе занятия, направленные на повышение уровня самоотношения подростков и экспериментальным путем проверить их эффективность.

Объект исследования: самоотношение личности у старших подростков.


Задачи исследования:

1) Уточнить сущность понятия «самоотношение»;

2) Проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения в деятельности школьного психолога;

3)Изучить состояние разработанности проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения у старших подростков;

4) Подобрать методики и выявить уровень самоотношения у детей старшего подросткового возраста;

5) Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения у старших подростков;

6)Провести эксперимент и сделать анализ полученных результатов.

Во введении раскрыты актуальность темы, цель, задачи, предмет, метод исследования, научная новизна и структура работы.

В первой главе раскрываются теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения у старших подростков; уточняется понятие и сущность самоотношения у старших подростков; обосновываются основные направления и особенности психолого-педагогического сопровождения в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Во второй главе отраженоэкспериментальное исследование психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения у старших подростков. Отобраны и обоснованы методы и методики для экспериментального исследования. Проведена первичная диагностика уровня самоотношения старших подростков. Составлена программа психолого-педагогического сопровождения формирования самоотношения учащихся старшего подросткового возрастаи экспериментальным путем проверена ее эффективность.

Зона 1.

Зона организационно-планирующей деятельности педагога-психолога оснащена рабочим столом, компьютером, сканером, принтером, что позволяет оптимально организовать рабочий процесс. Имеется 2 рабочих места, шкафы для хранения документации и методической литературы.

Зона первичного приема и беседы с клиентом содержит картотеку с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований. В шкафах размещен методический материал и другой инструментарий для психологического обследования, а так же рабочая зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.



Зона 2.

Зона консультативной работы оформлена максимально комфортно:

Стол для консультаций, большой аквариум, цветы, магнитная доска, приглушенное освещение. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального и группового консультирования.

Зона коррекционно-развивающей работы, игровой терапии оснащается индивидуальными столами-партами, магнитной доской и пр. Для проведения занятий в игровой форме, имеется свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковер, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы, развивающие пособия и т. д.).

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки – все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.

Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в коледже играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Мной был подготовлен тренинг «Мы разные - но мы равные» для учащихся 1 класса.

Цель тренинга:Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.

Так же нами практикантами во время перемен были проведены игры и танцы с детьми. Каждую перемену дети были задействованы и расслаблялись от уроков и настраивались на новое занятие


Один день Декады Самопознания был объявлен Днем добрых пожеланий и комплиментов. Обучающимся, учителя, родители писали на стикерах добрые пожелания и комплименты и прикрепляли их на стенд с солнышком.

Так же была выставка фотографии под лозунгом «Счастливы вместе», в которой приняли обучающимся 1-2 курсов.И для каждого класса было задание нарисовать плакаты на тему «Счастливы вместе». Дети подошли к заданию ответственно и креативно.

По окончанию декады «Самопознания» были подведены итоги и самым активным детям на линейке были вручены грамоты

В мои обязанности как практикант входила помощь в подготовке и проведении различных методик, коррекционных занятий, консультаций. Провела следующие тесты :

  1. Карта интересов Голомштока (Опросник А.Е. Голомштока исследует следующие виды профессиональной деятельности)

  2. Школьная мотивация

  3. Лестница( самооценка)

  4. Диагностик агрессивности поведения (Л.Г.Почебут)

  5. Опросник Басса-Дарки

  6. Оценка агрессивности в отношениях

Так же мной проведены следующие тренинги:

  1. Тренинг «Мой выбор»

  2. Тренинг для участников олимпиады (Цель:  психологический настрой на олимпиаду, снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, создание позитивного настроя)

  3. Тренинг на сплочение

  4. Тренинг «Говорящий круг»(Цель: эмоционально-психологическое сближение участников,поведение в разных жизненных ситуациях)

  5. Тренинг «Мы разные - но мы равные»(

  6. Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, улучшить взаимодействие на принципах толерантности.)

  7. Тренинг « Мой одноклассник»

  8. Тренинг « Толерантность - начни с себя»

Игры:

  1. «Чепуха»

  2. «Горячий стул»

  3. «Мой правый сосед»

  4. «Степень важности»

  5. «Говори за другого»

  6. «Клубок»(знакомство)

  7. «Импровизация»

  8. «Аплодисменты»

  9. «Эксперимент»

  10. «Почувствуй»

  11. «Переправа»

Вывод:

Мои первые впечатления от учебного заведения, школной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики педагоги и методист оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Первые впечатления оказались не обманчивыми: ребята практически на каждом уроке хорошо отвечали, аккуратно выполняли мои задания, всегда предлагали что-то новое, что-то свое. Контакт с классами был установлен почти сразу. Думаю, что это благодаря моему желанию подружиться с ребятами, стать для них помощником и другом.


Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания, привлечение внимания учащихся, формирование у них необходимых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Из творческих заданий я чаще всего использовала тренинги и игры. Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес и быстро справлявшихся с работой.

Хочу сказать, что было очень интересно ознакамливаться с работой школьного психолога. Мне очень понравилось наблюдать за работой с детьми разных возрастов, уровней и сравнивать их деятельность между собой.

План педагогической практики мной выполнен полностью: я провела в общей сложности 12 учебных занятия,6 тестов,7 тренингов, 11 игр,2 внеклассных мероприятия, а также замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению гендерных особенностей уровня и проявления агрессивности личности вверенного мне класса. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним обучающимся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.

Особых трудностей в составлении уроков не было. Сложным было уложить весь запланированный материал в 40 минут. В подготовке внеклассного мероприятия сложностей и трудностей совсем не возникало. Так как я подошла к его проведению творчески, ребята были внимательны и дисциплинированны. Также помощь мне оказывала педагог-психолог. В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций, продолжить и переделать сказки на новый лад и т.п.), чему обучающимся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

В процессе проведения учебных занятий мной было приобретено большое число профессионально-педагогических навыков, в частности:

умение определять цели урока;