Файл: Инструкция участникам и описание хода проведения Сейчас вы будете рисовать комикс. В каждой подгруппе он будет на свою тему. При этом первый рисунок рисуете вместе, а все последующие по кругу, каждый участник рисует продолжение начатой истории..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Технологии ведения тренинга
Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Петляева Юлия Валерьевна
Преподаватель:
Жданова Ирина Михайловна
г. Барнаул – 2023
Задание 1.
1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга
2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:
-
название -
цель -
инструкция участникам (прямая речь ведущего, с которой он обращается к участникам) -
описание хода проведения -
вопросы к шерингу -
в каких тренингах и практических ситуациях может быть использовано это упражнение (на какую тему, с какими участниками).
Исследовательские упражнения для тренинга
Упражнение: «Комиксы»
Цель упражнения: Исследовать стратегии и причины прокрастинации. Способствовать осознаванию способов выхода из этого состояния.
Инструкция участникам и описание хода проведения:
«Сейчас вы будете рисовать комикс. В каждой подгруппе он будет на свою тему. При этом первый рисунок рисуете вместе, а все последующие – по кругу, каждый участник рисует продолжение начатой истории. Тема всех историй «что делать, чтобы не сделать». Героем может быть любой персонаж – человек, животное, сказочный герой. Например «История о том, как ежик хотел посадить морковку». Каждый рисунок будет посвящен тому, что помешало в исполнении задуманного».
Участники могут придумать сюжет или можно предложить готовую тему:
– Как Маша собиралась сделать порядку на антресолях;
– Как Профессор книгу писал;
– Как папа хотел убрать елку в марте с балкона… и т. д.
Участники рисуют комиксы – 2 круга по очереди. Т.о. каждый рисует по 2 рисунка. Каждый рисунок нумеруется.
Вернуться в общий круг, оставаясь в подгруппах. Комиксы раскладываются на полу по порядку.
Вопросы к шерингу:
– Какие чувства вызвало это упражнение и почему? Какое это имеет отношение к тебе и твоей жизни?
– Что в твоем случае, на твоих картинках, стало причиной прокрастинации? Есть ли какие то параллели с жизнью?
– Что бы могло повлиять на реализацию задуманного дела? Что мешает и что помогает?
Упражнение: «Все в твоих руках»
Цель упражнения: Исследовать состояние лени и способствовать управлению им
Инструкция участникам и описание хода проведения:
- «Возьмите глину в руки, помните её, почувствуйте её пластичность… А теперь положите глину перед собой, прижмите её ладонью. Почувствуйте, как ваши пальцы погружаются в глину… Закройте глаза и вспомните своё состояние лени. Подумайте о деле, которое вам лень делать… Вспомните, что с вами происходит, как вы поддаетесь своей лени… Почувствуйте, как лень затягивает вас, точно так же, как этот кусок глины, который обхватил и обездвижил вашу руку….Расслабьте свою ладонь, позвольте глине полностью завладеть ею… Вспомните, что происходит с вами, когда лень полностью одолевает вас: не хочется двигаться, думать, чувствовать… Только покой и бездействие… Теперь попробуйте слегка пошевелить пальцами… приложите усилие, чтобы оторвать руку от глины… Возьмите глину в свои руки и слепите образ своей лени. Действуйте спонтанно, доверьтесь тому, что делают ваши руки…»
- Лепка.
- «Посмотрите на то, что у вас получилось. Придумайте имя своей лени. Какая она? Чем она плоха и чем хороша? Когда она к вам приходит и зачем она вам нужна?»
- Участники садятся в пары и рассказывают друг другу о том образе, который они слепили и о своем состоянии лени. Собеседники могу задавать друг другу вопросы.
Вопросы к шерингу:
– Что нового вы узнали о своем состоянии лени?
– Какие чувства у вас вызывает сделанный образ? Хочется ли что-то в нем изменить?
– Для чего вам нужна ваша лень?
– Удалось ли почувствовать контроль над ленью и как этого можно достичь?
Формирующие упражнения для тренинга
Упражнение: «Мужчина сын матери»
Цель упражнения: Способствовать формированию отношений «взрослый взрослый» с матерью (отцом) через выстраивание границ между собственной жизнью и жизнью матери, осознание способов отделения и невмешательства в жизнь другого человека.
Инструкция участникам и описание хода проведения:
Участникам предлагают выбрать по 1 портрету женщины из предложенных. Затем в журналах найти и вырезать изображение взрослого ребенка этой женщины.
В парах: «Придумайте и расскажите историю этих двух людей. Как складывалась их судьба в прошлом, что сейчас происходит у них в жизни»
Беседа в кругу: – О чем вы рассказали и какое это имеет отношение к вам и вашей жизни?
«Предлагаю вам приклеить эти портреты на два разных листа и сделать коллаж жизни матери и жизни её взрослого ребенка. Пусть это будут две счастливые истории. Подумайте, чем вы заполните жизнь матери, чтобы она была счастлива, и что должно быть в жизни взрослого человека, чтобы он был независим от родителей.»
Изготовление коллажей, беседа в парах.
Вопросы к шерингу:
– Удалось ли вам создать две независимые картины и что за содержание вы в них включили?
– Что необходимо для счастья вам?
– Что необходимо вашей матери?
– В чем вы можете помочь друг другу?
– Чего следует избегать?
Упражнение: «Мои ценности»
Цель упражнения: Формировать умение наполнять абстрактные понятия конкретным содержанием. Способствовать пониманию собственных ценностей и умению доносить эту информацию до других людей.
Инструкция участникам и описание хода проведения:
Предложите участникам назвать те ценности, которые они бы хотели иметь в своей жизни. Под ценностями будем понимать важные и нужные нам состояния: свобода, любовь, увлечения, благополучие, здоровье, дружба, удовольствия и т. д.
На доске напишите все, что назовут участники. Важно, чтобы это был список не менее чем из 15–20 слов.
«Предлагаю вам выбрать 4–5 разных картинок, которые будут наполнять конкретным содержанием ваши ценности. Каждая журнальная картинка приклеивается на отдельный листок. Под картинкой вы пишете какая ваша ценность здесь изображена и даете очень конкретное пояснение, как она проявляется в жизни.
Например: Я выбираю картинку с изображением играющих в настольную игру людей. И подпись: «Дружба – это когда нам нравятся одни и те же игры».
Избегайте абстрактного толкования. «Дружба – это приятное общение» – такое пояснение не прибавляет понимания.»
На выполнение задания дайте 20–30 минут. Если кто то будет испытывать сложности, помогите индивидуально. Если человек не сможет найти картинки под понятие, пусть попробует наоборот: выбрать картинку и придумать ценность, которая на ней изображена.
В парах участники рассказывают о своих картинках и поясняют надписи.
Вопросы к шерингу:
- Удалось ли наполнить конкретным содержанием ваши ценности?
- Что вы поняли о себе и своих ценностях?
- Что присутствует в вашей жизни и чего вам недостает?
- В продолжении можно разложить все картинки на полу или вывесить на стену и дать возможность участникам посмотреть работы друг друга. И поделиться впечатлениями.
Задание 2.
Напишите сценарий тренинга длительностью 6 часов на любую из актуальных для вас тем или на одну из предложенных:
-
конфликты в детско-родительских отношениях, -
тренинг профессионального самоопределения для подростков, -
техника работы с возражениями и сопротивлением в клиентском сервисе, -
профилактика негативных явлений в подростковой среде.
Важно: копировать готовые сценарии из Интернета не нужно!
Сценарий оформите в формате таблицы. Подробно пропишите цели блоков и виды активностей (упражнения, работу в группах, дискуссии, мини-лекции). Приводить целиком тексты лекций не нужно, достаточно темы и цели. Для упражнений достаточно названия и цели.
Время | Блок тренинга, его цель | Что делает тренер | Что делают участники | Необходимые материалы, реквизит, оборудование |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Оформите оба задания в единый файл и загрузите на платформу.
Тренинг «Чувство одиночества» (развитие социальных навыков)
Целевая аудитория: мужчины/женщины от 20 лет
Группа 14 человек
Время | Блок тренинга, его цель | Что делает тренер | Что делают участники | Необходимые материалы, реквизит, оборудование | |||
10 | Знакомство/ обучение социальным навыкам | Произносит вступительное слово | Слушают речь тренера, осматриваются | Не требуются | |||
10 | Упражнение «Пожелания в копилку» Цель: диагностика ожиданий участников от тренинга, измерение готовности к работе для достижения цели тренинга | Раздает необходимые материалы, инструктирует по выполнению упражнения | Участники тренинга пишут пожелания в отношении того, как должна измениться их жизнь под воздействием тренинга. | Чистый лист бумаги, ручка | |||
15 | Упражнение «Раскрепощение участников» Цель: раскрепостить участников тренинга | Тренер инструктирует по выполнению упражнения: каждый участник должен пожать руку каждому и сказать несколько теплых слов | Участники приступают к выполнению задания: общаются, знакомятся. | Не требуется | |||
30 | Упражнение Обучение навыкам вступления в разговор Цель: мотивация к общению для выхода из оцепенения одиночества | Произносит вступительное слово перед упражнением, инструктирует участников | Участники разбиваются на пары, каждая пара по очереди в течении трех минут завязывает между собой разговор | Не требуется | |||
15 | Шеринг | Коллективное обсуждение результатов Ведущий обобщает тему и вносит свои предложения по тому как лучше всего вступать в разговор | |||||
40 | Упражнение Повышение роли невербальных методов общения Цель: умение выработать сигналы готовности к общению | Ведущий рассказывает о невербальных методах общения: языке телодвижений, мимике и прочее | Участники разбиваются на пары; опять происходит обмен ком- плиментами, но на этот раз комплименты говорит "немой": жестами и мимикой он должен объяснить какое качество он восхваляет; партнер "немого" благодарит его за комплимент и говорит что он именно понял | Не требуется | |||
15 | Шеринг | Обсуждение Следует дискуссия о том, что невербальное общение занимает важное место в процессе общения людей | |||||
50 | Упражнение Борьба с автоматическими мыслями Цель: научить участников тренинга заменять негативные мысли на позитивные | Тренер рассказывает о том, что такое автоматические мысли и как с ними бороться | Каждый участник встает и высказывает суждение, касающееся его лично о том, что будет в будущем: далеком или нет, причем это суждение с его точки зрения есть факт; после этого в течении двух минут происходят прения среди всех участников на предмет того факт это, либо же гипотеза, после чего происходит голосование и решается вопрос, факт это суждение, либо всего лишь гипотеза | Не требуется | |||
Перерыв/Задание (30 минут) Участники покидают место проведения тренинга За это время каждый участник должен вступить в разговор с незнакомым человеком Подумать и составить список из пяти автоматических мыслей, которые иногда или часто мешают участнику. | |||||||
60 | Шеринг (проходит за чашкой кофе и перекусом) | Тренер слушает участников | Каждый участник рассказывает о том, удалось ему завязать с незнакомым человеком разговор или нет; происходит коллективное обсуждение ситуации. Каждый участник оглашает свой список автоматических мыслей | Не требуется | |||
30 | Упражнение Обучение открытым жестам и мимике Цель: научить участников тренинга невербальному общению | Тренер рассказывает и показывает открытые жесты и мимику, а также жесты заинтересованности | Вызывается пара добровольцев, которые обсуждают какую-либо обоих волнующую тему, при этом стараясь использовать как можно больше открытых жестов и жестов заинтересованности. Обсуждение: участники анализируют с помощью тренера соответствие речи и жестов | Не требуется | |||
60 | Шеринг | Тренер кратко анализирует то, что было услышано при проверке задания | Происходит коллективное обсуждение способов борьбы с автоматическими мыслями | Не требуется | |||
60 | Упражнение «Похвали себя» Цель: создание ощущения завершенности процесса, перенос достижений в реальную жизнь, измерение эффективности тренинга | Тренер инструктирует по ходу выполнения упражнения | Участники сидят в общем кругу и получают инструкцию: «подумайте и запишите: -что нового вы узнали в процессе тренинга - в чем преодолели себя - какую новую форму поведения опробовали - какие новые для себя эмоции испытали - что уже готовы перенести в реальную жизнь После достается «копилка»- пожелания зачитываются, адресаты дают обратную связь, происходит обсуждение и прощание | Лист бумаги, ручка |