ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы профориентологии
Модуль 1
Основы профориентологии: предмет, методы и принципы прикладной дисциплины.
Профориентация и профессиоведение
Тема 3
Классификации профессий. Современный мир профессий
Основы профориентологии
2
Содержание
1.
Классификации профессий в психологии
2.
Современный мир профессий, тенденции в его развитии
Основы профориентологии
3
1.
Классификации профессий в психологии
Классификация Е. А. Климова
Общепризнанная и наиболее используемая в профориентации классификация профессий — психологическая классификация, предложенная Е. А. Климовым.
Хотя основные положения этой концепции были оформлены еще в 80-х годах про- шлого века, до сих пор она наиболее понятна и востребована.
Климов выделил типы, классы, отделы и группы профессий, расположив их в виде пирамиды.
Схема классификации профессий Е. А. Климова
Основы профориентологии
4
Первый ярус, фундамент пирамиды —
тип профессии по предмету труда
, с кото- рым работает человек. Все профессии подразделяются на пять главных типов: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ.
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной дея- тельности, профессии и специальности подразделяют на
классы
(второй ярус пи- рамиды): гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить), изыскательские (изобрести, придумать).
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенной профессии, можно правильно и своевременно вы- являть свои профессиональные интересы и склонности. В таблице представлен пример применения анализа профессий по типу и классу.
Пример классификации профессий по типу и классу (по Е. А. Климову)
Тип профессии по
предмету труда
Гностические
(распознать,
определить)
Преобразующие
(обработать,
обслужить)
Изыскательские
(изобрести,
придумать)
Человек — природа Ботаник
Ветеринар
Биоинженер
Человек — техника Наладчик стан- ков с ЧПУ
Водитель, слесарь
Изобретатель, ин- женер
Человек — знаковая система
Графолог
Архивариус, биб- лиотекарь
Программист
Человек — художе- ственный образ
Литературный критик
Актёр
Художник, дизай- нер
Человек — человек Психолог
Учитель, врач
Режиссёр
Основы профориентологии
5
Отделы профессий
(третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе профессии подразделяются по признаку средств труда. В этом контексте
средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности).
Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи.
Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.
1. Профессии ручного труда (Р).
В профессиях этого отдела используют силу и мастерство рук профессионала, а инструменты и орудия — такие как ма- лярная кисть, хирургический скальпель, отвертка — служат продолжением руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бак- териологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельд- шер-лаборант. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских про- фессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
Для актера на театральной сцене основное средство труда —
его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его
героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что
хотел сказать автор пьесы.
В роли орудия может выступать и организационная система,
группа людей (предельный случай — военное подразделение
для военачальника служит средством решения задач ратного
труда).
Пример
Основы профориентологии
6
2. Профессии машинно-ручного труда (М).
Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, то- карь, водитель автомобиля.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автома-
тических систем (А).
К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с ЧПУ, оператор магнитной записи. Но с развитием науки и техники становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача-диагноста — профессий, которые относят к разряду гностических.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда
(Ф).
Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями — скорее, это определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности.
Группы профессий
(четвертый ярус психологической классификации). В этом ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда.
Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить как множество предметных физико-химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая те- матика основательно разработана и представлена в публикациях, включая по- дробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда. Выделяют группы профессий:
1.
Труд в условиях
обычного («бытового») микроклимата (Б)
. Это так назы- ваемые комнатные профессии: лаборанты, бухгалтеры, программисты, сек- ретари и пр.
2.
Труд
с длительным пребыванием на открытом воздухе
с возможными резкими перепадами температуры и влажности
(О)
. К этой группе профес- сий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструк- ций, инспектор ГИБДД и т.д.
Основы профориентологии
7
3.
Труд
в необычных условиях:
под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредными условиями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опас- ностей общественного толка
(Н)
. Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.
4.
Труд
с повышенной моральной ответственностью
за здоровье, жизнь, пси- хическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие матери- альные и духовные ценности
(М)
. Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Классификация профессий, предложенная Е. А. Климовым, во многом условна и предназначена для того, чтобы наглядно представить многообразие профессий и помочь самоопределяющейся личности сориентироваться.
Другие подходы к классификации профессий
В рамках функционального подхода (согласно которому важно не где работать, а что делать — творить, описывать, ремонтировать и т. п.) основой классификации профессий служит функция. Например, функция «обслуживающий» объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы.
Существуют и другие типы классификаций, например классификация, созданная на основе теории Джона Голланда, в которой профессии группируются по типу профессиональной среды: реалистичной, интеллектуальной, социальной, конвен- циональной, предприимчивой и артистической. Он выделил шесть типов людей:
Основы профориентологии
8
По мнению психолога, выбор профессии всегда сводится к поиску наиболее под- ходящего для себя окружения, то есть профессиональной группы, в которой нахо- дятся люди такой же ориентации, обладающие специфическими личностными осо- бенностями. Каждый из выделенных Голландом типов характеризуется опреде- ленным интеллектуальным развитием, характером, темпераментом, интересами.
Основы профориентологии
9
2.
Современный мир профессий,
тенденции в его развитии
В 2016 году Microsoft и The Future Laboratory решили узнать, каким будет рынок труда через 10 лет. Исследование компании с комментариями экспертов вышло в британском издании The Independent. «Биотехнолог и нанотехнолог, генный ин-
женер и продюсер виртуальной среды — эти работы (профессии) кажутся чем-то
из области фантастики, они указывают на изменения, которые происходят уже
сейчас. По прошествии 5 лет мы видим, что многие прогнозы исследователей
оправдались. Рынок труда меняется быстрее чем раньше, частично из-за широ-
кого распространения искусственного интеллекта», — Райан Асдоуриан, руково- дитель подразделений Microsoft, занимающихся разработкой Windows и Surface.
Авторы исследования также полагают, что 65 % тех, кто сейчас учится в школе или в вузе, займут должности, которых сейчас еще не существует. В связи с этим опро- шенные компанией эксперты высказались за то, чтобы молодые люди получали целый ряд новых знаний и навыков, стараясь отойти от традиционной модели об- разования, предполагающей узкую специализацию. «Мы видим, что все больше
студентов переживает за свое будущее. Они не чувствуют себя готовыми к работе
с современными технологиями, опережающими их», — говорит представитель
Microsoft Райан Асдоуриан.
«Всё большую важность приобретает наличие навыков сразу из нескольких обла-
стей, — продолжает Стив Тоз, редактор The Future Laboratory и один из авторов доклада. — Так, дизайнеру виртуальной среды обитания нужно также обладать
компетенциями редактора. А еще эта профессия чем-то похожа на гейм-дизайн. Я
полагаю, что подобному специалисту также потребуется получить квалификации
архитектора и психолога, чтобы быть способным ответить на самые актуальные
вопросы. К примеру, задумывались ли вы, почему людям нравится сидеть под де-
ревьями? А как перенести это в виртуальную реальность?»
Среди новых профессий XXI века, безусловно, внимания заслуживает сфера инфо- бизнеса как одна из наиболее перспективных. С глобальным развитием интернет- технологий качественная информация стала дорогим удовольствием. Сейчас можно с уверенностью говорить, что она стала ценнее денег.
Основы профориентологии
10
Итак, обсудим новые актуальные профессии, которые возникли на просторах ин- тернета XXI века.
Интернет-профессии XXI века
Копирайтер.
Эта профессия стала очень востребованной в последние годы. Копи- райтер — человек, который пишет на заказ тексты различного характера: реклам- ные тексты, сценарии, слоганы. Такая работа требует усидчивости, развитого твор- ческого воображения, умения фильтровать большие массивы информации. Стои- мость работы копирайтера зависит от его таланта и опыта работы: от 20 рублей для новичка и до 1000 рублей и выше для профи (за 1000 символов печатного тек- ста).
Контент-менеджер.
Это человек, который наполняет сайты материалами (контен- том): статьями, новостями, фотографиями. В его обязанности может входить коор- динация работы копирайтеров, модераторов и других специалистов, работающих на сайте. Это тяжелая и ответственная работа, где нужно обладать опытом и ши- рокими знаниями. Стоимость работы зависит от количества проектов, которые можно вести одновременно: от 8000 рублей за проект.
Веб-дизайнер.
Человек, который занимается разработкой дизайна сайтов. Здесь нужно одновременно проявлять как творчество, так и технические навыки работы с разными программами. Креативность и внимательность — главные достоинства веб-дизайнера. Средняя стоимость работы за проект — от 15 тысяч рублей.
Вебмастер.
Специализация довольно широкого профиля, в которую входит адми- нистрирование, поддержка, обновление сайта. Такой человек может создать сайт сам, заменив веб-дизайнера и программиста. Он может быть владельцем сайта, созданного своими же руками. Очевидно, что необходима обширная база знаний и навыков, а также опыт. Стоимость работы зависит от проекта, но можно смело рассчитывать на сумму от 30 тысяч рублей.
Интернет-коуч.
Это человек, который занимается консультированием или обуче- нием людей онлайн. Единственное условие — вы должны быть реальным специа- листом в какой-то области знаний. Будучи психологом, вы можете консультиро- вать людей по Skype, а если вы юрист — работать на форумах, консультируя по вопросам оформления собственного дела. Вы можете создать собственный курс и
Основы профориентологии
11 обучать людей чему-то новому, или просто продать его. Стоимость такой работы: от 800 рублей за одну консультацию.
Новые профессии XXI века
Медиапланер.
Это специалист, который планирует рекламную кампанию для успешного продвижения организации на рынке. Он оценивает эффективность раз- личных средств массовой информации и распределяет рекламный бюджет. Такая должность существует во всех рекламных агентствах и в отделах крупных компа- ний. Специалистов такого уровня в России начали готовить на журналистском фа- культете МГУ.
Требования к квалифицированному медиапланеру: обширные знания социологии и маркетинга; знание компьютерных программ Integrum, Pal Marketing; умение анализировать рекламный рынок; опыт работы в сфере рекламного бизнеса.
Event-менеджер.
Это специалист, который занимается организацией различных праздников, корпоративов для частных лиц или групп людей на заказ. Ему необхо- димы: развитая креативность и эстетический вкус; умение общаться с людьми: коммуникативные навыки помогают находить индивидуальный подход к абсолютно разным людям; умение вести переговоры и заключать контракты; умение находить нужные объекты и площадки для мероприятий, участников действия; навыки разработки программ праздников.
Хедхантер.
В прямом переводе с английского эта специальность звучит как «охот- ник за головами». Этот человек — посредник между работодателем и работником.
Можно сравнить эту работу с работой рекрутера, который занимается подбором подходящих специалистов из множества претендентов. Однако хедхантер рабо- тает с конкретным профессионалом, его цель — переманить квалифицированного специалиста в нужную компанию.
Основы профориентологии
12
Для хедхантера важны: продуманный имидж; развитые коммуникативные навыки, умение слушать; организаторский талант; умение анализировать современный рынок труда.
Лайф-коуч.
Это человек, который обучает других людей навыкам эффективности в разных сферах жизни. Это тренер, личный наставник, который помогает дви- гаться по пути личностного развития. Клиент ставит конкретный запрос, например научиться эффективно заключать сделки, а коуч помогает сформировать необхо- димые для этого коммуникативные навыки, развить уверенность в себе и деловые качества.
Требования к такому специалисту: желательно психологическое образование или прохождение специальных обучающих тренингов; личный опыт участия в различных группах личностного развития; конкретные знания в той области, в которой работает клиент; умение не только развить необходимый навык у клиента, но и в целом по- влиять на личность, чтобы изменить ее жизнь в лучшую сторону.
Этот список можно дополнить рядом других, не менее важных и востребованных профессий XXI века в России и во всем мире: трейдер — организатор внешней и внутренней торговли; риелтор — специалист по работе с недвижимостью; андеррайтер — специалист по страхованию, который рассчитывает прием- лемый уровень рисков для страховой компании и оптимальные страховые тарифы;
PR-менеджер — специалист, занимающийся созданием и поддержанием имиджа организации; специалист бэк-офиса — занимается оформлением документации компа- нии;
Основы профориентологии
13 мерчендайзер — человек, представляющий производственную или торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах), отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования
(холодильники, дополнительные витрины, поддоны промоакций), размещает
POS-материалы, занимается продвижением продукции; маркетолог — изучает и формирует спрос на услуги и товары; декларант — специалист по работе на таможне; интервьюер — проводит социологические опросы и социальные исследования;
SEO-специалист — занимается продвижением сайтов в интернете.
Возможные профессии будущего
В ближайшие годы мир претерпит значительные изменения, которые коснутся всех сфер деятельности человека. Британские исследователи предположили, какие профессии появятся в ближайшем будущем. По их мнению, к 2030 году следующие профессии станут реальностью: специалист по созданию искусственных органов; фермер, использующий генные технологии; космический архитектор и пилот; специалист по изменению климата; специалист по разработке альтернативного транспорта; специалист по утилизации информации; хирург, специализирующийся на увеличении памяти; специалист по научной этике; консультант для пожилых людей; специалист по карантину.