Файл: Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности 030501 Юриспруденция Хабаровск Издательство двгупс 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Гражданское, предпринимательское
и транспортное право»
К.А. Улизко
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
Методические указания
для самостоятельной работы студентов
специальности 030501 «Юриспруденция»
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2010
УДК 347.7 (075.8)
ББК Х 404.013.11 я 73
У 481
Рецензент
Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой
«Гражданское, предпринимательское и транспортное право»
Дальневосточного государственного университета путей сообщения
И.М. Филянина
Улизко, К.А.
У 481 Корпоративное право : метод. указания для самостоятельной работы студентов специальности 030501 «Юриспруденция» / К.А. Улизко.
– Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2010. – 24 с.
Методические указания соответствуют ГОС ВПО направления подготовки дипломированных специалистов 030500 «Юриспруденция» специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Корпоративное право».
Содержат тематику и планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по выполнению рефератов, а также вопросы к зачету и рекомендуемую литературу.
Предназначены для студентов 4-го курса дневной формы обучения.
УДК 347.7 (075.8)
ББК Х 404.013.11 я 73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2010
ВВЕДЕНИЕ
Правовая система государственно-властных полномочий не всегда способна (да и не преследует такую цель) урегулировать внутрисистемные (внутрифирменные) отношения локального характера, которые присущи корпоративным отношениям. Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют основные направления своей деятельности, в том числе разрабатывают свои нормы внутрикорпоративного поведения.
Корпоративное право – новая структура в российском праве, возникшая лишь с развитием рыночной экономики. Появление корпоративного (акционерного) права можно назвать результатом развития демократических начал в России.
Корпоративное право – система правил поведения, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности – силой государственного принуждения. Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизационным, или внутрифирменным.
Внутрифирменные отношения – разнообразные отношения внутри корпорации как целостного образования, в котором объединены разные категории людей, как собственники, управляющие, так и наемные работники. Интересы этих людей порой бывают взаимоисключающими (например, собственники заинтересованы во вложении полученной прибыли в развитие производства, наемные работники – в ее распределении и потреблении). Достичь баланса интересов позволяют умело составленные корпоративные акты.
Внутрикорпоративные отношения делятся на несколько видов. Самыми значимыми из них, пожалуй, являются отношения по управлению капиталами, находящимися в распоряжении корпорации. Не менее значимы и отношения по использованию ее материальных ресурсов. Но финансовые и материальные ресурсы будут лежать "мертвым грузом", если в корпорации не будет удовлетворительно урегулирован процесс применения труда, если социальные вопросы, весьма значимые для работников, будут отнесены в ее деятельности на второй план. В конечном счете эффективность деятельности корпорации прямо зависит от того, как будут урегулированы эти внутрифирменные отношения.
Корпоративные или внутрифирменные отношения составляют ядро деятельности корпорации, а корпоративные акты – мощное средство урегулирования внутрифирменных отношений.
Таким образом, нормы и правила поведения, установленные внутри любой из организационно-правовых форм юридических лиц можно назвать нормами и правилами, определяющими модель корпоративного поведения.
Предмет корпоративного права выражается через систему правового и не правового регулирования социально-экономических и административно-политических отношений, возникающих внутри отдельно взятой коммерческой организации либо внутри (не коммерческих) объединений коммерческих юридических лиц.
В настоящее время вопрос о признании статуса корпорации тех или иных организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов является дискуссионным, на что и необходимо обратить внимание студенту при изучении данного курса. По этому вопросу мнения большинства ученых-юристов сходятся в одном: «Корпорацией можно и необходимо признать организацию, подпадающую под признаки юридического лица, которая основана, как правило, на объединении капиталов. Однако активное становление и развитие корпоративных отношений происходит и в системе коллективных образований юридических лиц: союзы, ассоциации, холдинги, картели и др.» [29, с. 106].
Цель дисциплины сформировать у студента знания, умения и навыки в системе внутриорганизационных отношений юридических лиц и их объединений.
Студент должен уметь определять особенности корпоративных отношений в различных организационно-правовых формах юридических лиц, знать характеристику органов управления корпорацией и нормы и правила корпоративного поведения.
Задачи учебного курса:
– повышение правовой культуры в системе цивильного права;
– изучение характеристик и особенностей корпоративных норм;
– анализ правового статуса субъектов корпоративных отношений;
– определение специфики корпоративных отношений и особенностей корпоративного поведения.
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо при изучении данной дисциплины.
1. Теория государства: понятие и признаки правовых и не правовых норм, понятие социальных норм и норм морали, нравственности.
2. Гражданское право: собственность, юридические лица, сделки, ценные бумаги.
3. Административное право: административно-правовая организация управления экономикой.
1. ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Наименование темы | Ориентировочное число часов |
Общая часть | |
Занятие 1. Понятие «корпоративное право», его место в системе права | 2 |
Занятие 2. Предмет и метод корпоративного права | 2 |
Занятие 3. Корпоративные нормы, источники корпоративного права, корпоративное нормотворчество | 2 |
Занятие 4. Субъекты корпоративного права | 4 |
Занятие 5. Государственное регулирование корпоративной деятельностью | 4 |
Занятие 6. Ответственность в системе корпоративных отношений | 2 |
Занятие 7. Защита прав корпорации и ее участников | 2 |
Особенная часть | |
Занятие 8. Органы управления в корпорации, корпоративный контроль | 6 |
Занятие 9. Корпоративное поведение | 2 |
Занятие 10. Регулирование труда в корпорации | 2 |
Занятие 11. Договорная работа в корпорации | 2 |
Занятие 12. Корпоративные финансы | 2 |
Занятие 13. Корпоративные ценные бумаги | 2 |
Занятие 14. Корпоративная информация | 2 |
Итого | 36 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общая часть
Занятие 1. Понятие «корпоративное право», его место в системе права
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие корпорации, история становления и развития.
2. Корпорации в странах Европы.
3. Предпринимательская деятельность как основа корпоративных отношений.
Понятие «корпорация», отличительные характеристики корпорации, признаки корпоративного права, субъекты и объекты корпоративного права, правовой статус корпораций, корпоративные отношения, структура корпоративных правоотношений, виды корпоративных отношений, организационная форма корпоративных отношений, формы корпоративных отношений. Предпринимательство как правовая категория в корпоративном праве. Корпорации в древнем мире и в средних веках. Появление корпораций в странах Европы. Современные корпорации в промышленно развитых странах. Становление и регулирование корпоративной деятельности в России.
Занятие 2. Предмет и метод корпоративного права
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Предмет корпоративного права.
2. Понятие и виды корпоративных отношений.
3. Принципы корпоративного права и методы.
Понятие и признаки корпоративного права. Предмет корпоративного права – виды общественных отношений. Корпоративные правоотношения – структура, виды, понятие, организационная форма корпоративных отношений. Метод корпоративного права РФ – диспозитивный и императивный методы.
Занятие 3. Корпоративные нормы, источники корпоративного права, корпоративное нормотворчество
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие и виды корпоративных норм.
2. Источники корпоративного права.
3. Корпоративное нормотворчество.
Признаки корпоративных норм, их сфера действия, волевое содержание, способ формирования, санкции. Социальные и несоциальные корпоративные нормы. Правовой характер корпоративных норм. Соотношение корпоративных норм с централизованными нормами права и договорными нормами. Источники корпоративного права – корпоративные деловые обыкновения, корпоративные прецеденты, корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права (их достоинство и недостатки). Особенности содержания корпоративных нормативных актов. Особенности формы корпоративных нормативных актов. Систематизация корпоративных нормативных актов. Прямое корпоративное нормотворчество. Представительное корпоративное нормотворчество.
Занятие 4. Субъекты корпоративного права
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Правовой статус юридических лиц.
2. Участники юридических лиц их права и обязанности.
3. Объединения корпораций.
Правовой статус товариществ – внутренняя организация, структура управления, членство в товариществе, права и обязанности товарищей, выход из товарищества, ответственность. Правовой статус обществ – внутренняя структура, органы управления, членство в обществе, права и обязанности членов общества и акционеров, выход из общества, ответственность, учредительные документы и их содержание, правовая характеристика акционерного общества. Производственный кооператив – участники кооператива, учредительные документы, особенности структурной организации, ответственность участников, органы управления. Объединения корпораций – виды объединений, особенности правового статуса, принципы организации объединений. Ассоциации, холдинги ФПГ, торгово-промышленная палата, торговый дом, картель.
Занятие 5. Государственное регулирование
корпоративной деятельностью
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Участие государства в системе рыночных отношений.
2. Государственно-правовые механизмы воздействия на корпоративные отношения.
3. Государственный контроль.
Государство в системе рыночных отношений, государственное регулирование экономикой, система органов государственной власти, регулирующих корпоративную деятельность, формы и методы государственно-властного воздействия, полномочия органов государственной власти в сфере управления предпринимательской деятельностью, пределы корпоративного регулирования, государственный контроль деятельности корпораций.
Занятие 6. Ответственность в системе корпоративных отношений
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие и содержание социальной ответственности в системе корпоративных отношений.
2. Юридическая ответственность корпораций, ее виды и содержание.
3. Ответственность органов государственной власти за нарушения корпоративных норм.
Социальная ответственность и содержание этических кодексов корпорации, корпоративные нормы как инструмент реализации корпорацией социальной ответственности. Юридическая ответственность за нарушение норм корпоративного права в отношении работников корпорации, ответственность директоров и управляющих, составы административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере корпоративной организации, ответственность государственных органов за нарушения корпоративных норм.