Файл: Реферат 1 По дисциплине История (история России, всеобщая история) На тему Монтескье и теория разделения властей..rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Институт экономики менеджмента и информационных технологий

Кафедра экономики и управления социально-экономическими системами

Реферат №1

По дисциплине «История (история России, всеобщая история)»

На тему «Монтескье и теория разделения властей.»

Выполнил: 1 курс группа ВЭМИб-М01-22-1

Мухаммадиев Аминжон Алишер Углы

Руководитель: Нетужилов К.Е.

Санкт-Петербург

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….3 стр

Теория разделения властей………………………………4 стр

Заключение………………………………………………….8 стр

Список используемых источников………………………...9стр

2

ВВЕДЕНИЕ

Шарль Луи Монтескье был мыслителем, его работы занимали почётное место в развитии духовной жизни Франции в эпоху Просвещения.

Политико-правовые идеи французского мыслителя были весьма популярны: «Политические и правовые идеи Монтескье, - писал И.Ф. Магин, - оказали влияние на составителей Конституции США, на конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 года. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов» - беспрецедентному для того времени трактату по сравнительной юриспруденции»

Ученье Монтескье стало актуальным для различных сфер права. Его работами интересовали не только юристы, но и философы, историки и филологи. До него политические и правовые явления не рассматривались в их совокупности, что, как представляется, являлось большим пробелом. Ценность учения Монтескье заключается еще и в том, что у него отчетливо прослеживается анализ философских, социологических и психологических элементов политико-теоретического знания.

Ш. Монтескье в XVIII в. выдвинул революционные идеи, одной из которых была идея о необходимости разделения всех властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

«Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие… Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».


3

Теория разделения властей

Одним из первых, кто занялся осмыслением этих насущных вопросов стал Ш. Монтескье. Монтескье вместе с тем был убежден, что в конечном счете государство - продукт человеческого разума.

Суть концепции разделения властей Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами.

По мнению Ш. Монтескье, разделение властей должно быть закреплено на конституционном уровне. Он был первым из всех приверженцев либеральной школы, кто обособил судебную власть, развивая идеи парламентаризма.

По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству, аристократия – к умеренности).

Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство.

Деспотия, в отличие от монархии, – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной формой государства. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут.

Последовательно раскрывая сущность различных форм правления, показывая их особенности, акцентируя внимание на специфике каждого из них, Монтескье переходит к осмыслению того, каким образом должно быть организовано государство и как должно осуществляться управление в нем. Так, просветитель переходит к теории разделения властей.

4

Основная цель теории - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, а также, что не менее важно, обеспечить политическую свободу. В одиннадцатой и двенадцатой книгах своего трактата «О духе законов» мыслитель намеренно рассматривает тезис о политической свободе, а также формулирует свой собственный конституционный проект переустройства французского абсолютизма.


Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину.

Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Связь политической свободы с правом и его реальным, практическим, осуществлением акцентируется французским просветителем и в другом определении свободы, где она характеризуется по ее отношению к гражданину и выступает в качестве безопасности последнего. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Тем самым Монтескье делает попытку примирить враждующие социальные силы Франции середины XVIII в. компромиссной конституцией, разделив между ними верховную власть. Согласно его концепции, каждая социальная сила имеет свой орган, выражающий ее интересы и обладающий частью власти.

По Монтескье, свобода достижима лишь в таком государстве, где все отношения опосредованы правом. Таким государством, полагает он, может быть исключительно государство т.н. умеренного правления — это демократия, аристократия и монархия, которые характеризуются господством законов. В деспотии, как известно, нет законов, а значит, не существует и политической

свободы.

5

Итак, можно отметить, что право в развиваемой просветителем теории представляет собой своеобразную меру свободы. Поэтому если в конституциях умеренных государств не будут предусмотрены специальные гарантии, призванные обеспечить верховенство права, препятствовать злоупотреблениям властью и нарушениям законов, то политическая свобода в них также утрачивается.


Верховенство права, в концепции Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». В тоже время мыслитель выступает против отождествления свободы с формами правления, и прежде всего с демократией. Он отмечает, что свобода возможна при любой из перечисленных форме правления, но только в том случае, если в государстве существует примат права, гарантированного от нарушений законности посредством разделения верховной власти на известные три: законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга.

Разделение властей в теории Монтескье наряду с правом становится основным критерием различения форм правления. В конституциях всех государств, относящихся к умеренному правлению в той или иной мере закреплено разделение властей. В деспотиях же его нет вообще.

В соответствии с конституционными проектом мыслителя законодательная власть «является лишь выражением общей воли государства...». Ее основное значение заключается в том, чтобы выявить право и сформулировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех без исключения граждан.

Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения принимаемых законов, устанавливаемых законодательной властью. Именно в связи с этим Монтескье утверждает, что «...исполнительная власть ограничена по самой своей природе...».

Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», тогда как обе другие регламентируют общие дела государства. В силу этого положения вещей свобода и безопасность граждан зависят, прежде всего, от четкого и слаженного функционирования судебной власти.

Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей должно гарантировать реальность существующего права, которое, в конечном счете

6

отражает компромисс сталкивающихся между собой воль и интересов различных социальных слоев и сил в государстве.

Палаты законодательной власти проводят заседания раздельно, а законы принимаются лишь в том случае, если было достигнуто взаимное согласие. Законодательное собрание было призвано не только издавать законы, но также и контролировать должное их исполнение как государем, так и его министрами. За нарушение существующих законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности.


Вместе с тем принцип верховенства права, который закреплялся в конституционном проекте Монтескье, не означает, что речь в данном случае идет о равновесии властей. Законодательная власть выполняет доминирующую роль. Она призвана создавать законы, являющиеся выражением общей воли и права в государстве. Обе другие власти лишь реализуют и исполняют законы на практике, а их деятельность носит т.е. подзаконный характер.

Важно отметить, что прогрессивные мыслители довольно часто использовали основные выводы Монтескье в своих собственных трудах, принимали его установки, хотя саму теорию разделения властей многие из них не смогли понять до конца.

И только во время свершения революции во Франции, что обусловило появление насущной необходимость закрепить в основном законе страны реальное соотношение социальных сил, теория разделения властей Монтескье получила-таки свое признание и была воплощена в Конституции 1791 года. В ней указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Некоторые французские ученые занимают довольно критическую позицию по поводу разделения властей. Например, М. Дебре придерживается того мнения, что идеи Монтескье устарели и совершенно не годятся для современной Франции. В то же время нормы государственного права, вытекающие из концепции Монтескье, по его мнению, закрепили за парламентом всю полноту власти в ущерб правительству, что с свою очередь ведет к различным злоупотреблениям со стороны партий, обладающих большинством в парламенте. Концепциям Монтескье он со своей стороны противопоставляет принципы народного суверенитета и референдума Руссо.

7

Заключение

Разделение властей, как теория о соотношении властей в государстве, непосредственно связанная со школой естественного права, сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Обоснованные мыслителем идеи разделения властей, свободы и гражданских прав получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу конституцию США и ряда других государств.

Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель, а средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы.