Файл: Практики проекты молодежи и для молодежи дальневосточные практики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
2
рые позволят каждому молодому человеку выбирать жизненные стратегии в соответствии с собственными представлениями о том, что для него является важным – любовь, семья, ра- бота, творчество, досуг и т.д. и чем больше будет таких возможностей, тем больше будет и пространство проявления молодежной социальной, экономической, трудовой и гражданской активности и тем больше будет вероятность закрепления населения на дальневосточных тер- риториях.
Заключение
социологический анализ позволил выявить состояние и специфику молодежного потенци- ала в приморском и Хабаровском краях по следующим компонентам: 1. потенциал здоровья молодежи; 2. образовательного компонента; 3. трудового компонента; 4. потенциал полити- ческого и гражданского участия, духовно-нравственного компонента; 5. миграционный потен- циал. молодежный потенциал приморского и Хабаровского краев обладает общими чертами и сходными характеристиками.
1. слабое здоровье (высокий уровень алкоголизации, табакокурения, наркомании с низкой ориентацией на здоровый образ жизни).
социальными последствиями ухудшения здоровья молодежи могут стать: количественное уменьшение трудового, экономического, репродуктивного и интеллектуального потенциала региона; ограничения в выборе профессии и сферы трудовой деятельности по состоянию здо- ровья, что способно привести к сужению производственных сфер региональной экономики.
2. Высокий уровень неудовлетворенности социально-экономическим развитием территории по основным параметрам (здравоохранение, образование, занятость).
социальными последствиями роста неудовлетворенности социально-экономическим раз- витием территории могут стать: рост социальной напряженности; депривация; снижение граж- данской и политической активности; рост алкоголизма; усиление миграционных настроений.
3. низкий уровень социальной и активности.
4. низкий уровень доверия к власти.
5. Высокий уровень миграционной ориентации молодежи.
социальными последствиями низкого уровня социальной активности, доверия к власти, вы- сокого уровня миграционной ориентации выступают гарантированный провал стратегических планов социально-экономического развития региона, города, поселения; политическая деста- билизация и, как итог, угроза национальной безопасности.
качество молодежного потенциала Дальневосточного региона сегодня определяют контуры человеческого потенциала, завтра – его репродуктивные и психические характеристики, уро- вень образования и культуры, профессиональной подготовки, экономической и трудовой ак- тивности, гражданской зрелости. Без целенаправленной коррекции молодежного потенциала, напрямую связанной с формированием свойств и качеств молодого поколения, невозможны ни экономический рост, ни перспективное социальное развитие дальневосточных территорий. представляется чрезвычайно важным соотнесение политики, проводимой (или которую необ- ходимо проводить) социальными институтами, региональными и муниципальными органами власти по параметрированию и воспроизводству будущего человеческого потенциала с эконо- мическими и социальными задачами края, города на среднесрочную и долгосрочную перспек- тиву. речь идет об ответе на вопрос: какими конкретными свойствами и качествами должно обладать население региона через 5–10–15 лет, чтобы успешно трудиться во всех отраслях и сферах региональной экономики.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
2
глава 1.
Пропаганда здорового образа жизни
Проект «Право на здоровье»
ПРОбЛЕМА, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОй НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
согласно результатам социологического исследования, проведенного в рамках проекта программы «лиДер» в марте – апреле 2008 г., 74% молодежи ставит здоровье на первое место в системе жизненных ценностей. однако данные этого же исследования показывают, что 73% молодых людей употребляют алкоголь, 40% курят, а 20% употребляют наркотики. Это говорит о том, что «вредные привычки» и «здоровье» не ассоциируются у молодых людей как тесно взаимосвязанные элементы. на уровне сознания они позиционируют здоровье, но на уровне действий демонстрируют игнорирование.
Это свидетельствует о необходимости, как минимум, информирования молодежи об осно- вах сохранения своего здоровья, в том числе репродуктивного, поскольку «семья и семейное счастье» также находится в приоритетах системы ценностей молодежи. и, в первую очередь, необходима система информирования молодежи 14–20 лет об основах здорового образа жизни. именно в этом возрасте подростки приобретают множество заболеваний, которые в дальней- шем остаются на всю жизнь. Вместе с тем, анализ практики показывает, что в настоящее время в стране отсутствует система, которая решала бы эту задачу. В общеобразовательных школах, пту, техникумах и вузах нет образовательных программ для молодежи, ориентированных на данную проблематику. медицинские учреждения также не занимаются данной работой ввиду огромного количества посетителей в поликлиниках, нехватки врачей, большого объема бумаж- ной работы на приеме, а потому вся профилактика сводится сегодня только к вакцинации.
цель Проекта: создать муниципальную систему информирования молодежи о здоровом образе жизни в мо Хабаровского сельского района.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
– проведение анализа существующей правовой и методической базы по организации и раз- витию системы формирования молодежного здоровья;
– проведение социологического исследования уровня информированности молодежи Хаба- ровского муниципального района в возрасте 14-17 лет о здоровом образе жизни (в том числе о профилактике репродуктивного здоровья);
– проведение PR-кампании проекта («круглые столы» с представителями власти муници- пальных образований Хабаровского сельского района, директорами школ, представителями родительских комитетов, публикации в сми);
– разработка и апробирование для образовательных учреждений района модели информи- рования молодежи о здоровом образе жизни и репродуктивном здоровье;
– совместно с депутатами, администрацией района и общественностью разработать, обсу- дить и представить в органы местного самоуправления Хабаровского муниципального райо- на правовые основы муниципальной системы информирования молодежи о здоровом образе жизни и репродуктивном здоровье (концепции и проекты нормативных правовых актов).
НА КОГО НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
– молодежь Хабаровского мо в возрасте 14–17 лет;
– директора и учителя школ;
– органы местного самоуправления Хабаровского муниципального района.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
2
Г
ЛАВА 1.
Проект «Право на здоровье»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
– Хабаровская краевая общественная организация «Врачи за права человека»;
– ано «центр развития местного самоуправления Хабаровского муниципального района»;
– администрация муниципального образования Хабаровского сельского района.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– проведены социологические опросы о состоянии молодежного и репродуктивного здоро- вья в мо Хабаровского сельского района (в начале и в конце проекта);
– исследование «правовое обеспечение формирования здорового образа жизни молодого поколения» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (аналитическая записка);
– семинары для педагогов и директоров школ;
– «круглые столы» с органами местного самоуправления, директорами школ, департамен- том здравоохранения района;
– ярмарки здоровья;
– разработаны и поданы предложения «о необходимости правового регулирования и совер- шенствования муниципального управления по вопросам пропаганды здорового образа жизни» главе и собранию депутатов Хабаровского муниципального района;
– концепция «Формирование здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Хаба- ровском муниципальном районе на период до 2020 г.»;
– проект комплексного плана «мероприятия и направления деятельности на 2010–2012 гг. по реализации концепции по формированию здорового образа жизни и профилактики заболе- ваний в Хабаровском муниципальном районе на период до 2020 года».
О ХОДЕ РЕАЛИЗАцИИ ПРОЕКТА
(в том числе и описание промежуточных результатов)
Задача 1. Описание мероприятий, реализованных для ее решения. проведение анализа существующей правовой и методической базы по организации и раз- витию системы формирования молодежного здоровья.
Были собраны и проанализированы действующие и находящиеся в открытом доступе муни- ципальные правовые акты органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района, которые регулируют вопросы первичной медико-санитарной помощи в данном муни- ципалитете в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления. Затем было проанализировано содержание найденных правовых актов и определены полномочия муниципального района по формированию здорового образа жизни молодого поколения; пра- вовые основы реализации полномочий муниципального района по формированию (пропаган- де) здорового образа жизни молодого поколения. по результатам анализа была подготовлена аналитическая записка с выводами и рекомендациями.
Задача 2. проведение социологического исследования уровня информированности молодежи Хаба- ровского муниципального района в возрасте 14–17 лет о здоровом образе жизни (в том числе о профилактике репродуктивного здоровья).
Было проведено два социологических опроса – в начале проекта и в конце для выявления динамики уровня информированности молодежи о здоровом образе жизни. подготовлены от- четы.
Задача 3. проведение PR-кампании проекта («круглые столы» с представителями власти муници- пальных образований Хабаровского сельского района, директорами школ, представителями родительских комитетов, публикации в сми).
Были проведены семинары с директорами и учителями школ, родителями, «круглые столы» с администрацией Хабаровского района, журналистами. подготавливались и распространя- лись пресс-релизы о ходе проекта, публиковались брошюры и буклеты. также был снят видео- ролик о проекте, который демонстрировался на краевом телевизионном канале.
Задача 4. разработать и апробировать для образовательных учреждений района модель информиро- вания молодежи о здоровом образе жизни и репродуктивном здоровье.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
0
Г
ЛАВА 1.
Глава 1. Пропаганда здорового образа жизни
Были проведены информационно-образовательные акции «ярмарка здоровья», образова- тельные семинары для учителей, директоров школ и родителей, разработаны раздаточные материалы для школьников.
Задача 5. разработать правовые основы муниципальной системы информирования молодежи о здо- ровом образе жизни и репродуктивном здоровье и представить их в органы местного самоуп- равления Хабаровского муниципального района (концепции и проекты нормативных правовых актов).
Были разработаны: предложения «о необходимости правового регулирования и совершенс- твования муниципального управления по вопросам пропаганды здорового образа жизни» Думе и собранию депутатов Хабаровского муниципального района; концепция «Формирование здо- рового образа жизни и профилактика заболеваний в Хабаровском муниципальном районе на период до 2020 г.»; проект комплексного плана «мероприятия и направления деятельности на
2010–2012 гг. по реализации концепции по формированию здорового образа жизни и профи- лактики заболеваний в Хабаровском муниципальном районе на период до 2020 г.». Во время
«круглых столов» с органами местного самоуправления Хабаровского района, директорами школ и представителями управления здравоохранения и образования муниципального района были обсуждены результаты проекта и представлены для обсуждения разработанные доку- менты. В дальнейшем, в соответствии с ФЗ-59 «о порядке рассмотрения обращений…», эти документы были поданы на рассмотрение главе и собранию депутатов Хабаровского района.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
1
Г
ЛАВА 1.
Проект «Право на здоровье»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Аналитическая записка
Правовое обеспечение формирования здорового образа
жизни молодого поколения на муниципальном уровне
(на примере Хабаровского муниципального района)
Шило Елена Борисовна,
юрист, зам. директора
НП «Дальневосточные
правовые ресурсы»
ВВЕДЕНИЕ
В рамках проекта «право на здоровье», который реализуется Хабаровской краевой обще- ственной организацией «Врачи за права человека»
1
, было проведено исследование «правовое обеспечение формирования здорового образа жизни молодого поколения», в котором проана- лизирована ситуация на федеральном уровне. Данная аналитическая записка отражает резуль- таты исследования правового обеспечения формирования здорового образа жизни молодого поколения на муниципальном уровне, применительно к Хабаровскому муниципальному району, поскольку проект «право на здоровье» реализовывается именно на этой территории. поскольку в публичном праве действует метод правового регулирования «власть может де- лать только то, что ей предписано», то анализ деятельности органов местного самоуправления в выбранном направлении осуществлялся путем исследования действующих правовых актов.
Для этого:
1. Были собраны по информационной базе данных правовой информации «консультант- плюс» действующие и находящиеся в открытом доступе муниципальные правовые акты ор- ганов местного самоуправления Хабаровского муниципального района, которые регулируют вопросы первичной медико-санитарной помощи в данном муниципалитете в рамках полномо- чий, предоставленных органам местного самоуправления.
2. проанализировано содержание найденных правовых актов и определены:
• полномочия муниципального района по формированию здорового образа жизни молодого поколения;
• правовые основы реализации полномочий муниципального района по формированию
(пропаганде) здорового образа жизни молодого поколения.
ПОЛНОМОЧИЯ МУНИцИПАЛЬНОГО РАйОНА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОбРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
правовой основой деятельности органов местного самоуправления Хабаровского муни- ципального района являются конституция рФ, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (да- лее закон 131-ФЗ) и устав Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее устав муниципалитета).
В соответствии с п.12 ст.15 закона 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся:
12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением
территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Феде-
рации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью
в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной
власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения
отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-по-
1
проект осуществляется при поддержке программы «лиДер», осуществляемой «Винрок интер- нешнл» в партнерстве с Дальневосточным научным центром местного самоуправления (ДВнцмс) при поддержке агентства сша по международному развитию.
WINROCK INTERNATIONAL, 2010
2
Г
ЛАВА 1.
Глава 1. Пропаганда здорового образа жизни
ликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой ме-
дицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи
женщинам в период беременности, во время и после родов (п. 12 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ).
устав муниципалитета (с изм. от 18.09.2007 г. № 302) в ст. 5 также содержит соответствую- щий вопрос местного значения Хабаровского муниципального района, а именно:
12) организация оказания на территории муниципального района скорой меди-
цинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-са-
нитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и
больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности,
во время и после родов.
полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан определены также в ст. 8 Закона «основы законодательс- тва российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с изм. на
30.12.2008 г.). а именно, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов (за исключением территорий, медико-санитарное обеспечение на- селения которых в соответствии с п. 28 ст. 5 настоящих основ осуществляется в медицинских уч- реждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляюще- му функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) относятся:
1) формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
2) организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинс- кой помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях;
3) организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарс- твенными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами;
4) создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан;
5) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информа- ции, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
6) санитарно-гигиеническое просвещение населения.
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе со- здать службу неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений.
Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления
в Российской Федерации»
«Основы законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1
12) организация оказания на терри- тории муниципального района (за ис- ключением территорий поселений, включенных в утвержденный прави- тельством рФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинс- ких учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) пер- вичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стаци- онарно-поликлинических и больнич- ных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно- авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
1) формирование органов, уполномоченных на осуществле- ние управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохра- нения, определение характера и объема их деятельности;
2) организация оказания первичной медико-санитарной по- мощи, скорой медицинской помощи (за исключением са- нитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях;
3) организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средс- твами, изделиями медицинского назначения, иммунобиоло- гическими препаратами и дезинфекционными средствами;
4) создание условий для развития и доступности лекарствен- ного обеспечения граждан;
5) регулярное информирование населения, в том числе че- рез средства массовой информации, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
6) санитарно-гигиеническое просвещение населения.