ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
4. Соедините понятие и его толкование:
А. говорение |
|
1. элементарная форма речевого взаимодействия |
||
Б. слушание |
|
2. речевой акт со стороны адресанта |
||
В. речевой акт |
3. речевой акт со стороны адресата |
|||
Г. чтение |
|
|
|
|
5. Соедините понятие и его толкование: |
||||
А. высказывание |
|
1. Словесное (устное или письменное) произ- |
|
|
|
|
|
ведение, представляющее собой единство не- |
|
|
|
|
которого завершенного содержания (смысла) |
|
|
|
|
и речевого действия, формирующего и выра- |
|
|
|
|
жающего это содержание |
|
Б. речевое |
|
2. Конкретные обстоятельства, в которых |
|
|
событие |
|
происходит речевое взаимодействие |
|
|
В. текст |
|
3. Речевой акт (высказывание, текст), который |
|
|
|
|
|
сопровождается мимикой, жестами, простран- |
|
|
|
|
ственным поведением собеседников и други- |
|
|
|
|
ми экстралингвистическими факторами |
|
Г. речевая |
|
4. Это конкретная, законченная форма речево- |
|
|
ситуация |
|
го общения, представляющая собой единство |
|
|
|
|
|
речевого взаимодействия и речевой ситуации. |
|
Д. дискурс |
|
5. Единица речевого общения, обладающая |
|
|
|
|
|
смыслом, целостностью, оформленностью, |
|
|
|
|
определенным актуальным членением в со- |
|
|
|
|
ставе речевого акта. |
|
Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка
1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)в две тысячи пятом году
2)ездию в санаторий
3)старые дома
4)пять апельсинов
2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)нарисуй картину
2)их учебники
3)самый младший
4)маляра закончили ремонт
87
3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)часовые пояса
2)с пятьюстами метрами
3)отряд партизанов
4)лучше меня
4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)менее правильней
2)вкусные торты
3)с восемьдесят пятым
4)по их просьбе
5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)много мандарин
2)обеими руками
3)к тысяча девятьсот тринадцатому году
4)умелые парикмахеры
6.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Сидя в кресле,
1)ко мне подошла сестра
2)свет должен падать слева
3)удобно наблюдать за играющими малышами
4)низко наклоняется голова
7.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Поселившись в деревне,
1)мне стало скучно
2)я занялся разведением цветов
3)у меня появилось много времени
4)мной были посажены цветы перед домом
8.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив название пьесы,
1)было получено разрешение на ее постановку
2)удалось добиться разрешения на ее постановку
3)содержание ее не изменилось
4)у драматурга появилась надежда на ее постановку
9.Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря об известном поэте,
1)критиками были найдены точные слова
2)мне вспоминаются его стихи
88
3)у нас возникает светлое чувство
4)нельзя не сказать о его стихах
10. Выберите грамматически верное продолжение предложения. Достав из кармана спички,
1)мой собеседник зажег свечу
2)продолжился рассказ моего собеседника
3)свет свечи заполнил комнату
4)мне пришлось долго искать свечку на полке
11.Выберите грамматически верное продолжение предложения. Подъехав к городу,
1)нам не удалось перекусить
2)у нас сломалась машина
3)мной овладел интерес к его достопримечательностям
4)все облегченно вздохнули
12.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.
2)Закрыв книгу, постарайтесь представить ее героев
3)Автор повести - молодой украинский писатель.
4)Река совсем обмелела и стала несудоходной.
13.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарем.
2)В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей.
3)Песня посвящается памяти героев-воинов.
4)Все работающие на местной фабрике живут в соседнем поселке.
14.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.
2)Вокруг нас зеленые деревья, на них поют свои весенние песни птицы.
3)Мои отец хорошо знает повадки диких зверей и голова птиц.
4)В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции центра Москвы.
15.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)Поэзия и проза естественно соединяются в творчестве Бунина.
2)В лодке, наполовину залитых водой, стали садиться люди.
3)Утомленные путники увидели дуб, обожженный ударом молнии.
4)Чистый и нежный звук колокола доносился до нас.
89
Методические рекомендации
Оценивание знаний, умений и навыков по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» проводится с целью определения уровня освоения дисциплины и сформированности компетенций, предусмотренных рабочей программой. Оценивание результатов обучения студентов по дисциплине осуществляется по регламентам текущего контроля и промежуточной аттестации. Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации должны быть направлены на оценивание:
1)уровня освоения теоретических понятий;
2)степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию;
3)сформированности познавательных образцов, значимых для повседневной и профессиональной деятельности.
При составлении заданий необходимо иметь в виду, что они должны носить комплексный характер, быть направлены на формирование и закрепление общекультурных компетенций
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества формирования компетенций, стимулирования учебной работы и совершенствования методики освоения новых знаний. Текущий контроль в семестре проводится с целью обеспечения своевременной обратной связи, для коррекции обучения, активизации самостоятельной работы студентов. Объектом текущего контроля являются конкретизированные результаты обучения по дисциплине. Формы, методы и периодичность текущего контроля определяет преподаватель.
Текущий контроль по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» обеспечивается проведением семинаров с элементами дискуссии, выполнением контрольных и творческих работ (кроссворды, сканворды), тестированием, заслушиванием и обсуждением докладов и рефератов, периодическим опросом слушателей на занятиях (собеседованием).
Любое оценивание, проводимое в форме устного опроса, позволяет выявить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
90
Критерии оценки результатов собеседования (устного ответа) зависят от поставленных целей. Цели проведения собеседования определяют и критерии оценки его результатов:
-уровень усвоения знаний;
-умение применять знания;
-сформированность системы ценностей/отношений к рассматриваемому вопросу;
-коммуникативные умения (умение поддерживать и активизировать беседу, корректное поведение и др.).
При оценке доклада используется совокупность из сле-
дующих критериев:
– соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам;
– проблемность / актуальность;
– новизна / оригинальность полученных результатов;
– глубина / полнота рассмотрения темы;
– доказательная база / аргументированность / убедительность / обоснованность выводов;
– логичность / структурированность / целостность выступления;
– речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.);
– использование ссылок на информационные ресурсы (сайты, литература);
– наглядность / презентабельность (если требуется);
– самостоятельность суждений / владение материалом / компетентность.
Критерии оценки при тестировании Тест считается пройденным, а материал усвоенным, если
студент правильно ответил более, чем на половину вопросов. При неудачном ответе на задания студент после подготовки должен пройти тест снова.
50-65% правильных ответов – удовлетворительно;
65-80% – хорошо;
80-100% – отлично.
91
Критерии оценки при выполнении реферата
Реферат оценивается с позиций:
–структуры,
–наличия всех необходимых элементов (титульный лист, план, список литературы),
–охвата материала,
–самостоятельности и анализа,
–оформления,
–отсутствия плагиата,
–умения устно изложить содержание.
Все это в совокупности формирует оценку по пятибалльной шкале. Все работы проверяются с помощью системы «Антиплагиат». Реферат должен содержать не менее 60 % оригинального текста.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения по рассматриваемой проблеме и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не рас-
крыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или вообще реферат не представлен.
Критерии оценки интерактивных форм заданий
Правила проведения дискуссии:
Коллектив студентов делится на группы по 2-3 человека. Между группами распределяются вопросы, представляющие собой различные концепции или подходы к решению основной
92