ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Энергосбережение в энергетике
-
Введение -
Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики -
Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки -
Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения -
Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Основы государственного управления энергосбережением. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения. Международное сотрудничество в области энергосбережения -
Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения -
Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения -
Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения -
Нормативно-правовая база по энергосбережению -
Создание и развитие Единой энергетической системы России -
Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) -
Государственное регулирование на ФОРЭМ. Порядок взаиморасчетов на ФОРЭМ -
Положение по проведению энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России» -
Требования, предъявляемые к энергоаудиторам -
Порядок аккредитации энергоаудиторов на право проведения энергетических обследований энергообъектов -
Права и обязанности обследуемых организаций РАО «ЕЭС России» -
Методика проведения энергоаудита -
Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований -
Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов -
Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя ТЭР. Типовые формы энергетического паспорта -
Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы -
Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России -
Система тарифов на электроэнергию за рубежом -
Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность -
Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям -
Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу -
Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии -
Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (ТЭК) -
Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере -
Государственная энергетическая политика -
Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности -
Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии -
Основные принципы энергосберегающей политики государства -
Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту -
Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей -
Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию -
Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности -
Экологические проблемы энергосбережения
1. Введение
-
Энергосбережение -
Причины низкой энергоэффективности в России -
Пути энергосбережения
1. Эра неограниченных и дешёвых энергоресурсов завершилась. Единственным ненасильственным выходом из сложившейся ситуации является энергосбережение.
Энергосбережение – ключевая энергетическая проблема современности.
Существующее энергорасточительство во всех сферах экономики угрожает энергетической, экономической и национальной безопасности страны. Сегодня на единицу выпускаемой продукции в России расходуется в 3 раза больше энергоносителей, чем в индустриально развитых странах, что делает нашу экономику неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Энергосбережение, потенциал которого в нашей стране достигает 1/3 всего объема потребляемых первичных энергоресурсов, является важнейшим направлением энергетической политики страны в новых экономических условиях.
Большие возможности экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в промышленности используются далеко не в полной мере.
В планы организационно-технических мероприятий по экономии энергоресурсов включаются не самые эффективные мероприятия, а наиболее доступные и простые в реализации.
Это только незначительное, поверхностное использование резервов экономии ТЭР на предприятиях.
Среди основных причин такого положения, наряду с отсутствием действенного механизма экономического стимулирования энергосбережения, нужно выделить недостаточное методическое информирование и инструментальное обеспечение организации и проведения активной энергосберегающей политики на промышленных предприятиях и в коммунальной сфере, отсутствие должного порядка в приборном учете и контроле расходования электрической, тепловой энергии, сжатого воздуха, газа и воды.
Автоматизированные системы контроля и учета энергопотребления являются сегодня составной частью управления процессами энергосбережения. Но не во всех энергетических службах предприятий и коммунальной сферы этим вопросам уделяется достаточно внимания.
Среди субъективных и объективных причин высокой энергоемкости производства не последнее место занимают информационный дефицит и недостаточное понимание важности энергосбережения частью потребителей энергии – инженерно-технических работников, рабочего персонала и населения.
Проблема эффективного использования энергии и энергосбережения тесно примыкает к таким глобальным проблемам, как экономия пресной воды, ресурсосбережение, охрана окружающей среды. Сэкономленная энергия – сохраненная природа.
Все эти проблемы взаимосвязаны, их объединяет осознанная в последние годы необходимость бережного отношения к природе. Только бережливость способна в интересах всестороннего развития человечества обеспечить рачительное использование естественных богатств, сохранение, восстановление и улучшение природных условий Земли и наших местных ландшафтов.
2. Кто виноват? Причины низкой энергоэффективности в России.
Советская государственная политика заниженных цен на энергоресурсы, доля которых в себестоимости промышленной продукции составляла от долей до нескольких процентов, а в коммунальную сферу ресурсы отдавались в 3 раза ниже себестоимости, обусловила низкую эффективность энергоиспользования.
Энергорасточительство, сохранившееся со времен искусственной дешевизны ресурсов, усугубляется общим экономическим кризисом и отсутствием инвестиций для перестройки сферы производства и потребления топлива и энергии.
До 40% всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально.
На единицу выпускаемой продукции в России расходуется энергии (энергоемкость ВВП):
-
в 2,5 раза больше, чем в США; -
в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы.
Эффективность использования электрической энергии в России:
-
в 6 раз ниже, чем в Японии; -
в 2 раза ниже, чем в США; -
в 1,2 раза ниже, чем в Германии; -
в 1,4 раза ниже, чем в Индии и Китае.
Удельные расходы тепла:
-
Швеция, Финляндия – 140 кВт·ч/м2; -
Германия – 250 кВт·ч/м2; -
Россия:-
кирпичный дом – 400 кВт·ч/м2; -
панельный дом – 600 кВт·ч/м2; -
односемейный дом – 700 кВт·ч/м2.
-
В настоящее время ситуация кардинально изменилась.
1) С одной стороны:
Ввиду быстрого увеличения цен на энергоносители, затраты на них в коммунальной сфере и в промышленности выросли многократно, в себестоимости промышленной продукции составляют от 10 до 40, а иногда и более процентов.
Тенденция к дальнейшему повышению энергозатрат в ближайшей перспективе сохранится.
Государственная политика в области цен на энергоресурсы заключается в том, чтобы в перспективе сравнять внутренние и мировые цены на газ (увеличатся в 7 раз), нефть и нефтепродукты, электроэнергию и уголь (увеличатся в 2–4 раза).
Это неизбежно приведет к дальнейшему повышению оплаты энергоресурсов.
2) С другой стороны:
Положение с энергоэффективностью свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов. Учитывая это, правительство планирует при ожидаемом увеличении объема, произведенного ВВП к 2010 году на 87 %, обеспечить рост внутреннего потребления ТЭР всего на 10 %. Такой огромный разрыв в темпах роста ВВП и потребления ТЭР предлагается покрыть снижением энергоемкости ВВП к 2010 году на 70 %.
В результате неуклонного роста издержек на энергоснабжение и мощнейшего государственного давления на потребителей ТЭР, предприятия вынуждены принимать срочные меры по повышению энергетической эффективности.
Этот же путь предстоит пройти и населению страны для снижения оплаты коммунальных услуг
3. Что делать? Пути энергосбережения.
Создание энергоэффективного производства (энергосбережение в быту имеет те же подходы, но другие средства) складывается из решения следующих задач:
1) Оценить состояние эффективности производства
Без понимания текущего состояния в фактическом, а не эмоциональном выражении невозможно принимать эффективные решения.
2) Разработать программу энергосбережения
Без качественной программы действий невозможно проводить наиболее выгодные мероприятия в нужный момент.
3) Создать систему энергетического менеджмента
Без строгой системы ответственности и отчетности программа окажется нежизнеспособной.
4) Планомерно внедрять высокоэффективные мероприятия
Только действенные мероприятия сдвинут ситуацию с мёртвой точки и не заведут в ещё больший кризис.
5) Постоянно контролировать эффективность проводимых мероприятий
Не видя отдачи от принимаемых мер, программа непременно будет свёрнута, для этого найдутся другие важные и срочные дела.
Для помощи в решении этих задач наиболее эффективным образом могут помочь:
-
Энергетическое обследование – энергоаудит. -
Управленческий консалтинг. -
Инженерная проработка мероприятий энергосбережения – инжиниринг.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики
-
Общие положения -
Основы организации электроэнергетики
Российская Федерация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 26 марта 2003 года № 35–ФЗ
Об электроэнергетике
1. Глава 1. Общие положения
Статья 3. Определение основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
-
электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения; -
Единая энергетическая система России – совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; -
субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии; -
потребители электрической и тепловой энергии – лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; -
оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее – оптовый рынок) – сфера обращения особого товара – электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации; -
субъекты оптового рынка – юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка; -
розничные рынки электрической энергии (далее – розничные рынки) – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии; -
объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; -
услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами; -
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике – комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям; -
энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; -
двусторонний договор купли-продажи электрической энергии – соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора; -
потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой – категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора; -
комбинированная выработка электрической и тепловой энергии – режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии; -
зона оптового рынка – территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка (далее – ценовая зона оптового рынка); -
гарантирующий поставщик электрической энергии (далее – гарантирующий поставщик) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию; -
веерное отключение – обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок; -
территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; -
установленная генерирующая мощность – мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта; -
максимально доступная генерирующая мощность – часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, неиспользуемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов; -
рабочая генерирующая мощность – часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации; -
объекты электроэнергетики – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.