Файл: Закон Российской Федерации Об электроэнергетике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Энергосбережение в энергетике


  1. Введение

  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики

  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Единая национальная электрическая сеть. Система государственного регулирования и контроля. Оптовый рынок. Розничные рынки

  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Общие положения. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения

  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении». Основы государственного управления энергосбережением. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения. Международное сотрудничество в области энергосбережения

  6. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Содержание, цели и задачи Программы энергосбережения

  7. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Принципы формирования и приоритеты Программы энергосбережения

  8. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России на 1998–2005 годы». Сводные показатели Программы энергосбережения. Эффективность Программы энергосбережения

  9. Нормативно-правовая база по энергосбережению

  10. Создание и развитие Единой энергетической системы России

  11. Федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ)

  12. Государственное регулирование на ФОРЭМ. Порядок взаиморасчетов на ФОРЭМ

  13. Положение по проведению энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России»

  14. Требования, предъявляемые к энергоаудиторам

  15. Порядок аккредитации энергоаудиторов на право проведения энергетических обследований энергообъектов

  16. Права и обязанности обследуемых организаций РАО «ЕЭС России»

  17. Методика проведения энергоаудита

  18. Порядок оформления и согласования результатов энергетических обследований

  19. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов

  20. Структура и содержание энергетического паспорта промышленного потребителя ТЭР. Типовые формы энергетического паспорта

  21. Баланс электрической энергии. Баланс мощности энергосистемы

  22. Современные системы тарифов на электрическую энергию, используемые в России

  23. Система тарифов на электроэнергию за рубежом

  24. Регулирование тарифов на электроэнергию и мощность

  25. Порядок расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям

  26. Расчет экономической эффективности работы электростанции по двухставочному тарифу

  27. Энергетическая стратегия России в области энергосбережения на период до 2020 года. Цели, задачи, основные положения Энергетической стратегии

  28. Проблемы и тенденции развития топливно–энергетического комплекса (ТЭК)

  29. Энергетическая безопасность страны. Угроза национальным интересам в энергетической сфере

  30. Государственная энергетическая политика

  31. Эффективное использование электроэнергии. Классификация электростанций и их энергоэкономические особенности

  32. Ресурсосберегающие и экологически совершенные технологии

  33. Основные принципы энергосберегающей политики государства

  34. Учет расхода тепла и электроэнергии на производстве и в быту

  35. Потенциал и эффективные энергосберегающие мероприятия у потребителей

  36. Создание системы стимулирования энергоэффективности. Управление спросом на электрическую энергию

  37. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности

  38. Экологические проблемы энергосбережения



1. Введение





  1. Энергосбережение

  2. Причины низкой энергоэффективности в России

  3. Пути энергосбережения


1. Эра неограниченных и дешёвых энергоресурсов завершилась. Единственным ненасильственным выходом из сложившейся ситуации является энергосбережение.

Энергосбережение – ключевая энергетическая проблема современности.

Существующее энергорасточительство во всех сферах экономики угрожает энергетической, экономической и национальной безопасности страны. Сегодня на единицу выпускаемой продукции в России расходуется в 3 раза больше энергоносителей, чем в индустриально развитых странах, что делает нашу экономику неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Энергосбережение, потенциал которого в нашей стране достигает 1/3 всего объема потребляемых первичных энергоресурсов, является важнейшим направлением энергетической политики страны в новых экономических условиях.

Большие возможности экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в промышленности используются далеко не в полной мере.

В планы организационно-технических мероприятий по экономии энергоресурсов включаются не самые эффективные мероприятия, а наиболее доступные и простые в реализации.

Это только незначительное, поверхностное использование резервов экономии ТЭР на предприятиях.

Среди основных причин такого положения, наряду с отсутствием действенного механизма экономического стимулирования энергосбережения, нужно выделить недостаточное методическое информирование и инструментальное обеспечение организации и проведения активной энергосберегающей политики на промышленных предприятиях и в коммунальной сфере, отсутствие должного порядка в приборном учете и контроле расходования электрической, тепловой энергии, сжатого воздуха, газа и воды.

Автоматизированные системы контроля и учета энергопотребления являются сегодня составной частью управления процессами энергосбережения. Но не во всех энергетических службах предприятий и коммунальной сферы этим вопросам уделяется достаточно внимания.

Среди субъективных и объективных причин высокой энергоемкости производства не последнее место занимают информационный дефицит и недостаточное понимание важности энергосбережения частью потребителей энергии – инженерно-технических работников, рабочего персонала и населения.


Проблема эффективного использования энергии и энергосбережения тесно примыкает к таким глобальным проблемам, как экономия пресной воды, ресурсосбережение, охрана окружающей среды. Сэкономленная энергия – сохраненная природа.

Все эти проблемы взаимосвязаны, их объединяет осознанная в последние годы необходимость бережного отношения к природе. Только бережливость способна в интересах всестороннего развития человечества обеспечить рачительное использование естественных богатств, сохранение, восстановление и улучшение природных условий Земли и наших местных ландшафтов.

2. Кто виноват? Причины низкой энергоэффективности в России.

Советская государственная политика заниженных цен на энергоресурсы, доля которых в себестоимости промышленной продукции составляла от долей до нескольких процентов, а в коммунальную сферу ресурсы отдавались в 3 раза ниже себестоимости, обусловила низкую эффективность энергоиспользования.

Энергорасточительство, сохранившееся со времен искусственной дешевизны ресурсов, усугубляется общим экономическим кризисом и отсутствием инвестиций для перестройки сферы производства и потребления топлива и энергии.

До 40% всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально.

На единицу выпускаемой продукции в России расходуется энергии (энергоемкость ВВП):

  • в 2,5 раза больше, чем в США;

  • в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы.

Эффективность использования электрической энергии в России:

  • в 6 раз ниже, чем в Японии;

  • в 2 раза ниже, чем в США;

  • в 1,2 раза ниже, чем в Германии;

  • в 1,4 раза ниже, чем в Индии и Китае.

Удельные расходы тепла:

  • Швеция, Финляндия – 140 кВт·ч/м2;

  • Германия – 250 кВт·ч/м2;

  • Россия:

    • кирпичный дом – 400 кВт·ч/м2;

    • панельный дом – 600 кВт·ч/м2;

    • односемейный дом – 700 кВт·ч/м2.

В настоящее время ситуация кардинально изменилась.

1) С одной стороны:

Ввиду быстрого увеличения цен на энергоносители, затраты на них в коммунальной сфере и в промышленности выросли многократно, в себестоимости промышленной продукции составляют от 10 до 40, а иногда и более процентов.

Тенденция к дальнейшему повышению энергозатрат в ближайшей перспективе сохранится.

Государственная политика в области цен на энергоресурсы заключается в том, чтобы в перспективе сравнять внутренние и мировые цены на газ (увеличатся в 7 раз), нефть и нефтепродукты, электроэнергию и уголь (увеличатся в 2–4 раза).


Это неизбежно приведет к дальнейшему повышению оплаты энергоресурсов.

2) С другой стороны:

Положение с энергоэффективностью свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов. Учитывая это, правительство планирует при ожидаемом увеличении объема, произведенного ВВП к 2010 году на 87 %, обеспечить рост внутреннего потребления ТЭР всего на 10 %. Такой огромный разрыв в темпах роста ВВП и потребления ТЭР предлагается покрыть снижением энергоемкости ВВП к 2010 году на 70 %.

В результате неуклонного роста издержек на энергоснабжение и мощнейшего государственного давления на потребителей ТЭР, предприятия вынуждены принимать срочные меры по повышению энергетической эффективности.

Этот же путь предстоит пройти и населению страны для снижения оплаты коммунальных услуг

3. Что делать? Пути энергосбережения.

Создание энергоэффективного производства (энергосбережение в быту имеет те же подходы, но другие средства) складывается из решения следующих задач:

1) Оценить состояние эффективности производства

Без понимания текущего состояния в фактическом, а не эмоциональном выражении невозможно принимать эффективные решения.

2) Разработать программу энергосбережения

Без качественной программы действий невозможно проводить наиболее выгодные мероприятия в нужный момент.

3) Создать систему энергетического менеджмента

Без строгой системы ответственности и отчетности программа окажется нежизнеспособной.

4) Планомерно внедрять высокоэффективные мероприятия

Только действенные мероприятия сдвинут ситуацию с мёртвой точки и не заведут в ещё больший кризис.

5) Постоянно контролировать эффективность проводимых мероприятий

Не видя отдачи от принимаемых мер, программа непременно будет свёрнута, для этого найдутся другие важные и срочные дела.

Для помощи в решении этих задач наиболее эффективным образом могут помочь:

  1. Энергетическое обследование – энергоаудит.

  2. Управленческий консалтинг.

  3. Инженерная проработка мероприятий энергосбережения – инжиниринг.



2. Федеральный закон Российской Федерации «Об электроэнергетике». Общие положения. Основы организации электроэнергетики





  1. Общие положения

  2. Основы организации электроэнергетики


Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 26 марта 2003 года № 35–ФЗ

Об электроэнергетике
1. Глава 1. Общие положения

Статья 3. Определение основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;

  • Единая энергетическая система России – совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

  • субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии;

  • потребители электрической и тепловой энергии – лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

  • оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее – оптовый рынок) – сфера обращения особого товара – электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

  • субъекты оптового рынка – юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка;

  • розничные рынки электрической энергии (далее – розничные рынки) – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

  • объекты электросетевого хозяйства – линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

  • услуги по передаче электрической энергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами;

  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике – комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям;

  • энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

  • двусторонний договор купли-продажи электрической энергии – соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора;

  • потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой – категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора;

  • комбинированная выработка электрической и тепловой энергии – режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

  • зона оптового рынка – территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка (далее – ценовая зона оптового рынка);

  • гарантирующий поставщик электрической энергии (далее – гарантирующий поставщик) – коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию;

  • веерное отключение – обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок;

  • территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети;

  • установленная генерирующая мощность – мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта;

  • максимально доступная генерирующая мощность – часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, неиспользуемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов;

  • рабочая генерирующая мощность – часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации;

  • объекты электроэнергетики – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.