Файл: Разработка для своего класса программы развития и воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. И мы, как учителя, имеющие дело с подрастающим поколением, в каком-то смысле ответственны за будущее страны. Поэтому нам важно увидеть перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования нашей страны, а посему и в нашу, прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:
-
разработка или корректировка рабочих программ по учебным предметам; -
выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий); -
разработка или отбор контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ; -
отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные методы обучения и др.; -
разработка для своего класса программы развития и воспитания.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что учитель должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы. По замыслу разработчиков Стандарта, учитель, как и университетский преподаватель, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Если вдуматься, то требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок по-новому, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как же учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? И это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий новый стандарт образования.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
И что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, именно учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом. И как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что учитель – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а, наоборот, осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые современные ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Изменилось и календарно-тематическое планирование: отличие стандартов нового поколения - их ориентация на результат образования, и оно стало включать в себя не только название раздела, темы, предполагаемый результат, повторение, контроль, но и для каждой темы планируемый результат – УУД. Так же оставлена колонка (примечание), куда учитель по ходу учебной деятельности может вносить какие-то коррективы, положительные и отрицательные моменты, вопросы, которые возникают. Видоизменяется конспект урока, где для каждого этапа, так же прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Как из вариантов может включать в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность учителя, деятельность учащихся. Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом. Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, метапредметным результатам, как реализуются условия деятельностного подхода.
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать предмет через учебную деятельность. Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы, это способствует научить детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.