ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 исследовании любого психического явления, необходимо тщательно отнестись к многообразию его детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность его.
- Принцип развития предполагает, что любое социальное явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается.
Следовательно, психическое и личностное развитие человека в процессе межличностного взаимодействия подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.
1) Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается. Неравномерность развития предполагает, что межличностное взаимодействие на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере.
2) Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы личности может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности.
3)Стадиальность личностного развития в процессе межличностного взаимодействия характеризует его таким образом, что оно есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе межличностного взаимодействия, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации
(младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в социальном взаимодействии.
- Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например,
14 статические и динамические характеристики развития личности во времена
А.С.Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии, обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к своему историческому времени для этноса.
- Принцип системности в психологии развития утверждает, что все понятия и суждения науки образуют сложную иерархическую систему. Любое психическое явление или личностное образование является структурным компонентом более сложного явления, и в свою очередь имеет свою структуру, каждый компонент которой также можно рассматривать как отдельное явление.
Предмет психологии развития является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих психическое и личностное развитие человека.
Частная методология – это система частных принципов, методических приемов, применяемых в конкретной области знаний Назовем несколько частных принципов:
- Принцип единства и относительной самостоятельности отдельных компонентов психического и личностного развития. Во-первых, в соответствии с этим принципом необходимо одновременно (в один срез) изучать показатели всех компонентов психического и личностного развития. Например, изучение отдельных показателей эмоционального, интеллектуального, волевого, нравственного компонентов личностного развития в разное время, нарушает принцип единства и искажает представления о реальной картине личностного развития отдельного человека. Во-вторых, в соответствии с этим принципом для изучения каждого компонента личностного развития существуют свои методы.
- Принцип единства диагностики и развития личности. Во-первых, в соответствии с этим принципом, изучая показатели психического или (и) личностного развития с помощью различных методов и методик, мы в большей или меньшей мере оказываем влияние на осознание личностью собственного
15 развития, развиваем социально-психологическую перцепцию и рефлексию, и этим актуализируем в сознании личности изучаемые психические явления. Во- вторых, невозможно развивать личность, не изучая ее.
К третьему уровню методологии относятся методы изучения социально- психологических явлений, которые и определяются принципами более высоких уровней.
Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы
(принцип детерминизма, генетический, историзма, системности) дополнить принципом единства сознания и деятельности, то психология развития будет иметь теоретическое направление, называемое деятельностным подходом.
Дополнив универсальные принципы специфическим принципом первичности бессознательного в психике, получим психоаналитическое направление.
Аналогично существую принципы в бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии и других направлениях.
1.6. Формы использования исследовательских методов: продольные
(лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода
поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные
16 тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных)
срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
1.7. Методы исследования в психологии развития возрастной психологии.
Психология развития и возрастная психология пользуются целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б.Г.
Ананьеву
[1]
).
Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный — метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по определенным признакам — возрасту, полу, уровню развития какой-либо функции и т.д.), лонгитюдный — метод продольных срезов (одни и те же испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов продольного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим — в виде каких-либо теорий и концепций, практическим — в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики,
17 психодиагностической методики и т.д.). Например, исследование возрастных особенностей мнемической деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика памяти группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика памяти этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются, делается вывод), может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика памяти будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту: три, четыре, пять, шесть лет, затем полученные результаты сравниваются, и делается вывод).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных о психике человека. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение
(обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий или генетикомоделирующий эксперименты), психодиагностические методы
(тесты стандартизированные и проективные, опрос устный и письменный), анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами, социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе), биографические методы
(анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, дневников и т.д.).
Третью группу методов составляют методы обработки данных
(экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный анализ (подсчет процентов, ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ и др.), качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных эмпирических данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев,
18 как наиболее полно выражающих типы, и случаев, являющихся исключениями или нарушениями общих закономерностей).
Четвертая группа методов — интерпретационные методы: различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический. Генетический метод может охватывать все уровни развития от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода представляют собой способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе онтогенеза.
2. Основные зарубежные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе.
Зарубежные теории онтогенетического развития очень авторитетны. Они оказали большое воздействие на развитие современной психологии развития.
Их делят на две группы в зависимости от позиции в решении центральной проблемы онтогенеза, суть которой заключается в вопросе, что в большей степени определяет человеческое развитие-природа или воспитание
(факторы наследственности или внешней среды).
2.1. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газзела, теория трёх ступеней детского развития К. Бюлера.
Теория С. Холла, несмотря на критику многих психологов, стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ С. Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека
19 существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
С. Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов
– психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины
XX в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы были ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Таким образом, С. Холл реализовал идею создания экспериментальной психологии развития, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии били врачи и биологи, имевшие в своем распоряжении большое
20 количество объективных методов исследования детей; в психологии в то время таких методов не было.
Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность.
Теория рекапитуляции Г.С.Холла
Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).
1. От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.
2. От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком.
3. От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
4. От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.