Файл: Занятие Этап 2 Аранова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, нии ппо ргпу им. А. И. Герцена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ШКОЛЬНИКА КАК ПРОБЛЕМА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Занятие 3. Этап 2
Аранова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук,
НИИ ППО РГПУ им. А.И. Герцена

«Основной проблемой педагогической науки становится
проблема содействия самоопределению человека
в ситуациях неопределенности и кризисов.
Это требует обращения к методам качественного исследования различных проявлений деятельности и поведения человека»
Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:
Акмеология образования. Психология развития. – 2020. – Т. 9. –
№ 3(35). – С. 281-288.
как целостный педагогический процесс, выходящий «за рамки» уроков, как процесс реализации образовательной программы. как процесс,
ориентированный на
содействие
самоопределению
личности.
Современный образовательный процесс мы понимаем:

Отчуждение учащегося от школы
процесс превращения ученика в объект для достижения чуждых ему целей учителя, школы, который заключается в
«разрыве» ценностей- ожиданий ученика и условий его образовательной деятельности в школе

Основные свойства образовательного процесса, содействующего самоопределению личности усиление внимания к принципу возрастосообразности система возрастосообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечение формирования универсальных учебный действий элементы нелинейного расписания увеличение степени открытости образовательной среды социуму командная работа учителей

Самоопределение школьника в образовательном
процессе:
путь от осознания собственных потребностей (ХОЧУ) через понимание собственных возможностей (МОГУ) к соотнесению потребностей и способностей с реальной ситуацией (ЕСТЬ). Реальная ситуация, правильно понятая, дает представление о возможности удовлетворения потребностей и делает их разумными (ДОЛЖНО БЫТЬ), побуждая к принятию решения и действию.

«Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире»
Средняя школа № 29 с углубленным изучением французского языка и права
(Василеостровский район)
Средняя школа № 45 с углубленным изучением математики
(Приморский район)
Средняя школа № 77 с углубленным изучением химии
(Петроградский район)
Средняя школа № 91
(Петроградский район)
Гимназия № 227
(Фрунзенский район)
Средняя школа № 306 с углубленным изучением английского языка
(Адмиралтейский район)
Средняя школа № 503
(Кировский район)
Лицей информационно- коммуникационных технологий № 590
(Красносельский район)
Средняя школа № 111 с углубленным изучением немецкого языка
(Калининский район)


Направление
исследования,
теоретический поиск
Научный результат – выявленные условия
содействия самоопределению в
образовательном процессе
Новизна условий,
воплощенных на практике
Исследование ценностных гуманистических ориентаций учащихся как ценностно- смысловой основы самоопределения
- организация социального партнерства с
культурными,
образовательными и
производственными учреждениями города в целях интеграции школьного и внешкольного пространств самоопределения;
- включение школьников в
разработку и
реализацию социально-значимых проектов;
Впервые представлен возможный вариант интеграции школьного и внешкольного пространств самоопределения;
основой интеграции является процесс формирования общекультурных компетенций школьника как средства осознания
(осмысления) социально-значимых ценностей
Исследование возможностей развивающейся образовательной среды как пространства самореализации школьников
- предоставление учащимся возможности выбора элементов образовательной деятельности (выбор заданий, формы их выполнения; различных форм активности в учебной и внеучебной деятельности)
Образовательная среда рассмотрена как пространство творческой самореализации школьника на основе предоставления возможностей реального выбора элементов образовательной деятельности как основы развития самооценки соотношения «Я
желаемого» и «Я реального»; а также выбора различных видов деятельности во внеучебное время, включая социальные практики
Исследование стратегий педагогической поддержки развития гуманистических ценностных ориентаций личности
- разные стратегии поддержки развития гуманистических ценностных ориентаций школьников,
обладающие развивающим потенциалом в
современной социокультурной ситуации:
1.
обеспечение условий проявления субъектной позиции школьника в
формах активности,
помогающих проявить индивидуальность и
способности в современной культуре
2.
создание условий поиска учащимися способов реализации личностного потенциала в
ходе самопознания (стратегия поддержки самопознания и самопонимания, ценность Я как личности)
Реализованы стратегии поддержки развития гуманистических ценностей в урочной и внеурочной деятельности путем:
- насыщения программы учебного предмета заданиями,
ориентированными на диалог с учителем и учениками в процессе освоения знаний;
- выработки у школьников устойчивой потребности в общении о произведениях мировой художественной культуры и умения находить в них духовно-ценностные ориентиры;
- воспитания уважения к творчеству великих деятелей культуры;
- привлечения к
реальной деятельности и
событиям,
ориентированным на формирование ценности ЧЕЛОВЕКА (других людей, этика сопричастности)
Теория - результат исследования – реализация в практике


Изменения в деятельности ученика и учителя в современном образовательном процессе
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предметное целеполагание в контексте самоопределения школьника (видение зоны ближайшего развития, понимание перспективы его личностного развития)
Выполнение заданий, ориентированных на понимание целей урока, ценностного отношения к своему образованию
Планирование способов достижения целей, возможностей,
внешних и внутренних ресурсов достижения целей
Самостоятельное определение способов, темпов и ресурсов выполнения учебных заданий
Выбор в содержании образования контекстов (в том числе междисциплинарных), связанных с построением будущего для учащегося
Самостоятельное решение практико-ориентированных задач,
нацеленных на углубление понимания смысла образования
Конструирование (проектирование) открытой образовательной среды как подсистемы социокультурной среды, а также реализация интеграции основного и
дополнительного образования, реализация системы социальных проб учащихся,
персонификация информационной среды школы
Осуществление самостоятельного выбора ресурсов и форм собственного образования (саморазвития)
Обеспечение возможности построения индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя различные формы проявления социальной активности
Реализация возможности выбрать индивидуальный образовательный маршрут на основе согласования личных и социально-значимых ценностей
Использование системы оценочных средств, необходимых для оценки предметных,
метапредметных и
личностных образовательных результатов
Приобретение опыта самооценки образовательных результатов,
ориентация на внутреннюю оценку (самооценку), а не только на внешнюю оценку учителя

Модель трехстороннего взаимодействия
«Школа-Музей-Вуз»
(Н.С. Подходова,
С.В. Аранова)