Файл: Лабораторная работа 2 По дисциплине Химия (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану) Тема работы Исследование реакций в растворах электролитов студент гр. Сам22 Скуковский П. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО науки и высшего ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей химии

Лабораторная работа №2

По дисциплине Химия

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема работы: Исследование реакций в растворах электролитов

Выполнил: студент гр. САМ-22 Скуковский П.А.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)

Оценка:

Дата:

Проверил

руководитель работы:

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург
2022

Цель работы:

Ознакомиться с практическими выводами теории электролитической диссоциации, с реакциями в растворах электролитов и научиться составлять их уравнения
Общие сведения:
Электролитом называют вещество, молекулы которого способны в растворе распадаться на ионы под действием полярных молекул растворителя. Сам процесс распада на ионы называется электролитической диссоциацией.

Количественно способность электролита распадаться (диссоциировать) на ионы характеризуют степенью диссоциации:

α = n/n0

где n – число продиссоциированных молей электролита; n0 – исходное число молей электролита.

Процесс диссоциации обратимый, он приводит к равновесию между недиссоциированными молекулами и ионами и, следовательно, должен подчиняться закону действующих масс. Вещество АВ при растворении в воде диссоциирует по уравнению:

АВ = А + + В

При постоянной температуре отношение произведения концентраций образовавшихся ионов к концентрации непродиссоциировавших молекул электролита постоянно и называется константой диссоциации (обозначается Kd):




где А + , В  , АВ – концентрации ионов и непродиссоциировавших молекул электролита в растворе, моль/л.

По степени и величине константы диссоциации все элетролиты принято условно делить на сильные и слабые. Сильные электролиты в растворе практически полностью диссоциируют, а слабые – частично. Закон действующих масс справедлив лишь для слабых электролитов.

К сильным электролитам относят:

  • Кислоты: азонтая (HNO3), серная (H2SO4), соляная (HCl), бромистоводородная и йодистоводородная (HBr, HI), хлорная (HClO4), хлорноватая (HClO3),

  • Гидроксиды щелочных металлов, бария, стронция

  • Почти все соли

Остальные электролиты являются слабыми. Мало диссоциированными соединениями являются так же комплексные ионы в растворе. Константы их диссоциации даны в справочниках.

Приведём правила написания молекулярно-ионных уравнений реакций в растворах электролитов:

  • Сильные электролиты записывают в диссоциированной форме в виде отдельных составляющих их ионов

  • Слабые электролиты, сложные, в том числе и комплексные, а также малорастворимые соединения и газы записывают в молекулярной и недиссоциированной форме

  • Одинаковые ионы в левой и правой частях сокращают, подобно правилам алгебры. Отсюда вытекают условия протекания реакций в растворах электролитов.

  • Образование или растворение малорастворимого соединения, выпадающего в осадок

  • Образование или разрушение мало диссоциированного соединения, иона или комплекса

  • Выделение или растворение газа

Примеры написания уравнения реакций:

CaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓+ Ca(NO3)2;

Ag+ + Cl- = AgCl

2NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + 2H2O;

NH­4+­ + OH- = NH3 + H2O.

Обработка экспериментальных данных:

Опыт 1

    1. FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

Результат проведения реакции – образование бурого осадка

    1. CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

Результат проведения реакции – образование светло-голубого осадка


    1. NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2↓ + Na2SO4

Ni2+ + 2OH- = Ni(OH)2

Результат проведения реакции – образование светло-зелёного осадка

Эти гидроксиды не являются сильными основаниями

Вывод: реакции протекают за счёт образования малорастворимых оснований то есть слабых электролитов

Опыт 2

2.1 Fe(OH)3 + 3HCl(р-р) = FeCl3 + 3H2O

Fe(OH)₃ + 3H⁺ = Fe³⁺ + 3H₂O

Результат проведения реакции – растворение осадка и образование желто-бурого раствора

2.2 Cu(OH)2 + 2HCl(р-р) = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H⁺ = Cu2⁺ + 2H₂O

Результат проведения реакции – растворение осадка и образование светло-голубого раствора

2.3 Ni(OH)2 + 2HCl(р-р) = NiCl2 + 2H2O

Ni(OH)2 + 2H⁺ = Ni2⁺ + 3H₂O

Результат проведения реакции – растворение осадка и образование светло-зелёного раствора

  • При растворении оснований в кислоте образовалось новое мало диссоциирующее соединение – вода

Вывод: Реакция прошла и вещества растворились в кислоте, так как образовался более слабый электролит – вода.

Опыт 3А





Результат проведения реакции: образование золотистого осадка

Pb(NO3)2 + BaCl2 = PbCl2↓ + Ba(NO3)2

Pb2+ + 2Cl- = Pb(Cl)2

Результат проведения реакции: образование белого осадка

Опыт 3Б

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Результат проведения реакции: образование белого осадка

Cr2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4↓ + 2CrCl3

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Результат проведения реакции: образование белого осадка в синем растворе

В качестве осадка в опытах образуется нерастворимая соль, слабый электролит, сульфат бария BaSO4. Аналогичная реакиця будет протекать и с сульфатом железа (III)

Вывод: Реакции идут, потому что образуются мало диссоциирующее вещество – нерастворимая в воде соль BaSO4.

Опыт 4А ZnCl2 + 2NaOH(разб.) = Zn(OH)2↓ + 2NaCl

Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2

Результат проведения реакции: образование белого осадка


Zn(OH)2 + 2HCl(р-р) = ZnCl2 + 2H2O

Zn(OH)2 + 2H⁺ = Zn2⁺ + 2H₂O

Результат проведения реакции: растворение белого осадка

Zn(OH)2 + 2NaOH(изб.) = Na2[Zn(OH)4]



Результат проведения реакции: растворение белого осадка

Опыт 4Б Al2(SO4)3 + 6NaOH(разб.) = 2Al(OH)3↓ + 3Na2SO4

Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

Результат проведения реакции: образование белого осадка

Al(OH)3 + 3HCl(р-р) = AlCl3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H⁺ = Al3⁺ + 3H₂O

Результат проведения реакции: растворение белого осадка

Al(OH)3 + 3NaOH(изб.) = Na3[Al(OH)6]



Результат проведения реакции: растворение белого осадка

Опыт 4В Cr2(SO4)3 + 6NaOH(разб.) = 2Cr(OH)3↓ + 3Na2SO4

Cr3+ + 3OH- = Cr(OH)3

Результат проведения реакции: образование зеленого осадка





Результат проведения реакции: осадок стал темно-зеленым





Результат проведения реакции: осадок стал серо-зеленым.

Вывод: Амфотерные гидроксиды (таких металлов как Zn, Al, Cr) в кислой среде реагирует как основание, а в щелочной как кислота.

Опыт 5 NH4Cl + NaOH = NH3↑ + H2O + NaCl

NH­4+­ + OH- = NH3 + H2O

Результат проведения реакции: образование газа с резким запахом.

Газ образуется из раствора из-за его небольшой растворимости в воде в виде соединения NH4OH, которое разлагается на аммиак и воду

Вывод: гидроксид аммония (NH4OH) – слабое основание, которое разлагается на аммиак и воду, реакция проходит за счёт образования аммиака и мало диссоциирующего вещества – воды.

Опыт 6

6.1 2CuSO4 + 2NH3*H2O(разб.) = (CuOH)2SO4↓ + (NH4 2
SO4

2Cu2+ + 2SO42- + 2NH4+ + 2OH- = (CuOH)2SO4 + 2NH4+ + SO42-

2Cu2+ + SO42- + 2OH- = (CuOH)2SO4

Результат проведения реакции: образование голубоватого осадка.

6.2 (CuOH)2SO4 +6NH3*H2O(изб.) + (NH4 2SO4 = 2[Cu(NH3)4]SO4 + 8H2O

(CuOH)2SO4 + 8NH4+ + 6OH- + SO42- = 2[Cu(NH3)4]SO4 + 8H2O

Результат проведения реакции: растворение осадка, образование тёмно-синего раствора

Вывод: Аммиакаты меди образуются при смешении растворов соответствующей соли и раствора аммиака. При этом образуется основная соль, которая затем растворяется вследствие процесса образования комплекса.

6.1 Реакция проходит благодаря образованию нерастворимого в воде вещества.

6.2 Реакция проходит благодаря образованию мало диссоциирующих веществ – воды и комлексных ионов в растворе.

Опыт 7А

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Результат проведения реакции: образование бесцветного газа без вкуса и запаха

Общий вывод.

В ходе лабораторной работы познакомился с практическими выводами теории электролитической диссоциации, с реакциями в растворах малорастворимых оснований, изучил свойства амфотерных гидроксидов, образование малодиссоциированных соединений, комплексных соединений и газов.