Файл: Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственная и муниципальная служба»
Тема: «Ограничения и запреты, связанные с государственной службой»
Направление
(Специальность):
Государственное и муниципальное управление
Студент
Антонова
Ксения
Владимировна
Профиль/программа:
Государственная и муниципальная служба
Группа ИНО ОЗБ ГМС-21
Кафедра государственного и муниципального управления
Руководитель Шведов В.В. к.и.н, доцент
Дата защиты: ___________________
Екатеринбург
2022

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................... 3 1. Правовой статус государственных служащих в РФError! Bookmark not
defined.
1.1. Понятие государственной службы в России ............................................... 5 1.2. Принципы государственной службы ......................................................... 11 1.3. Понятие правового статуса государственных гражданских служащих ... 16 2. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой ........... 26 3. Запреты, связанные с государственной гражданской службой .................. 31
Заключение ......................................................................................................... 36
Список используемых источников .................................................................... 38

3
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба в настоящее время остается одним из главных институтов государства. В России она имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет. Как правовой институт государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок их поступления на службу граждан и ее прохождения, их ответственность и формы поощрения. В условиях продолжающейся в стране реформ государственного управления проблема ограничений прав государственных служащих является актуальной, потому что одной из основных задач признается создание органами государственной власти оптимальных условий для реализации прав и свобод граждан. В связи с этим возникает необходимость в четком нормативном закреплении ограничений и запретов, от которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими.
Запреты и ограничения представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями. На сегодняшний день возникают практические проблемы, связанные с применением взысканий за коррупционные правонарушения, с которыми столкнулись государственные органы. Во – первых, в действующем законодательстве не определен понятийный аппарат – «запреты, ограничения и обязанности, установленные в целях противодействия коррупции», что очень затрудняет применение на практике этих норм; во – вторых, не вполне понятно, каким образом должна учитываться серьезность совершенного правонарушения или проступка; в – третьих, существует ряд спорных ситуаций, в которых можно применить как увольнение в связи с утратой доверия, так и другие, более мягкие взыскания;


4 в – четвертых, в случае непредставления или представления недостовернных или неполных сведений о доходах, имуществе и обязательств имущественного характера самое высокое взыскание предусмотрено за умышленное представление сведений, критерии умышленности которого отсутствует.
Предметом исследования является кадровые процессы МВД России
Екатеринбурга.
Цель настоящей работы состоит в рассмотрении понятия и видов ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, определение их места в качестве элементов правового статуса государственных гражданских служащих в России.
Объект исследования - МВД России Екатеринбурга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы правового статуса госслужащего в
Российской Федерации;
- провести анализ ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой.

5 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие государственной службы в России
Эффективность деятельности государства и благополучие общества определяется прежде всего качественным исполнением функций управления на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Оно во многом зависит от состояния государственного аппарата, а точнее, от организации и функционирования института – государственная служба. Именно она призвана обеспечивать все необходимые условия для взаимодействия государства с гражданским обществом и отдельным гражданином.
Государственная служба – специфический социально-правовой институт, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства
1
. Эффективная государственная служба служит ключевым фактором социальной прочности и организационной стабильности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма в обществе. Вместе с тем государственная служба представляет собой весьма сложный комплексный организационно-правовой институт, характеризующийся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей. Также несколько вариантов определений государственной службы можно увидеть на рисунке 1.
1
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебникдля бакалавров / - 5-е изд., перераб. и доп. –
М.: Издательство Юрайт, 2015. – 641 с.

6
Рисунок 1 – Определения государственной службы
Историческое место государственной службы неразрывно связано с формированием и развитием государства и права. Государство не может существовать без специально созданного аппарата, без эффективной системы государственной службы. В настоящее время нет единой точки зрения на содержание понятия «государственная служба».
В рамках реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 г.г.)», утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336, был принят Федеральным законом №58-ФЗ, который в ст. 1 закрепил определение государственной службы. Под этим понятием понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:


7
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов РФ;
- органов государственной власти субъектов
РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Многие ученые смотрят на государственную службу шире и предлагают определить ее как государственно-правовой и социальный институт. Он играет важную роль в решении задач повышения уровня жизни населения, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики государства.
Исследователи отмечают, что становление социального института государственной службы развивается как совокупность социальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и организующих их систему ролей и статусов, образующих социальную систему.
Особое внимание в исследовании становления государственной службы уделяется ее предназначению, цели и социальным функциям.
Основной целью государственной службы является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом ключевое значение государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении.

8
Так же необходимо учитывать, что государственная служба - это система публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека.
С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба – часть механизма государственного управления, которое осуществляют государственные служащие. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политические, административные и социальные задачи. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным механизмом этого управления выступает государственная служба. От того, какое место занимает государственная служба в системе власти и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.
Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая ее готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. Опыт многих стран доказал, что государственная служба способна обеспечивать решение целого ряда исторических, правовых, политических, социальных, экономических, информационных и других задач. Соединение ее как функционального явления с качественным персоналом государственного управления создает условия рациональности взаимоотношений между государством и обществом.


9
К определению целей государственной службы государственные чиновники замыкаются в основном на аппаратные потребности, а потребности и интересы людей выступают на втором плане.
Основные цели государственной службы можно квалифицировать:
По степени общественной важности:
- стратегические, связанные с качество жизни общества, его сохранением или преобразованием;
- тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;
2. по результатам:
- конечные;
- промежуточные;
3. по времени:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные;
4. по сферам общественной жизни:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- духовные.
Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти в предоставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:
- обеспечение конституционного строя;

10
- выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;
- подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны;
- создание организационных структур государственной власти;
- принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;
- создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
По мнению В.Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи.
Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы
2
Понятие «функции государственной службы» и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования данного института. Вопрос о функциях государственной службы носит преимущественно постановочный характер.
Функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Это утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству
Российской Федерации, призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти.
К общим функциям государственной службы можно отнести
3
:
- управление общественными делами;
- целеполагание – функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства
2
Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебникдля бакалавров / - 5-е изд., перераб. и доп. –
М.: Издательство Юрайт, 2015. – 641 с.


11 и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управления;
- прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов;
- планирование – это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государственных органах;
- организацию
– создание и упорядочивание структуры государственной службы и государственных органов;
- контроль – установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами;
- учет – фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе;
- координация
– согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства.
- информационное обеспечение деятельности государственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.
Таким образом, конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями.
Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно- распорядительных, социально-психологических методов.
1.2. Принципы государственной службы
В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к

12 государственной службе и государственным служащим. В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ призваны проводить в жизнь эти принципы.
Государственные служащие
- должны руководствоваться ими в своей работе.
Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственными служащим и государством, между государственными служащими и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов.
Основные принципы построения и функционирования систем государственной службы закреплены в Конституции РФ и ст.3 Федерального закона № 58-ФЗ. Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве Российской Федерации о государственной службе.
Принципы государственной службы показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Принципы государственной службы