Файл: Урока по литературе в 5 классе, автор учебника Тема урока Фольклор. Малые жанры фольклора..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка  урока по литературе в 5 классе, автор учебника

Тема урока:  «Фольклор. Малые жанры фольклора.»

Цель:  дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.

Задачи: 

 углубить представление о малых жанрах фольклора и их художественных особенностях

представить классификацию жанров русского детского фольклора

научить определять жанр предложенных текстов фольклора

Ход урока

  1. Организационный момент.

2.Проверка (выборочно) домашнего задания. (

3. Работа по теме урока. (1 СЛАЙД)

– Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (….)

– Действительно, всё это жанры УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. (слайд 2)

Запишем тему урока.

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? (…) – (слайд 3)

– Что такое "фольклор”?  Понятие это для вас новое. Само слово появилось в XIX веке и пришло из английского языка. В буквальном переводе оно означает «народная мудрость», УНТ. (слайд 4)

– Как вы понимаете эти три ключевых слова: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО? (слайд 4) (Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова "творить”, то есть сочинять, придумывать.)
– Ребята, фольклор – это тоже, как и литература, искусство слова. Всё искусство слова делится на 2 пласта: фольклор и литература.

- А чем же отличается фольклор от литературы, как вы думаете? ( для опоры – толкование ключевых понятий фольклора на экране).

(Слайд 5) - Итак, в фольклоре нет персонального создателя, возник и развивается он как устное творчество, существует во множестве вариантов (кстати, почему, как вы думаете?).

- А какие жанры фольклора вы знаете? (…)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Рождение фольклора или устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться.

4Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.) Составление схемы 
5.Беседа о малых жанрах фольклора

– Когда и как вы познакомились с произведениями УНТ? (…)

- Встречались ли вы с произведениями фольклора ещё где-то, кроме уроков литературы? (…)

 1. – Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в народе колыбельные песни. Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме. В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство. Также целый цикл песен связан с жизнью домашнего кота. Пение матери зависело от покачивания колыбели, от её ритмического движения, поэтому в песни очень важен ритм. Самый частый припев в колыбельной: Баю, баю, баиньки!..

Люли - люли - люленьки!
Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье...
Спи на здоровье!

Чья-то киска серая
По дворику бегала,
По дворику бегала,
Ночевать просилася:
Пусти, Коля, ночевать,
Я тебя буду качать,
Я тебя буду качать,
Прибаюкивать,
Прибаюкивать,
Да прилюлюкивать.


- Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? (…)

2. Пестушки.  – От какого слова произошло слово "пестушки”? (Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом).

- Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? (У сороки боли…)
-
А когда купают малыша, какие слова приговаривают? (С гуся вода…)

– Чем потешки отличаются от пестушек? (…)

Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики

, обращение к детям.

- Давайте вспомним, как вас забавляли, когда вы были совсем крошечными: «Идёт коза рогатая…».

Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

5. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки»- в свое время так сказал  Ю. Г. Круглов. Так что же такое «загадки»?

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчётливым.

Метафора (от греч. - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. 

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.


Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

8. Практикум. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.(работа по интерактивной доске)

Посмотрите, ребята, на рисунок гриба-мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Мы с вами можем сделать вывод, что  гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок». Согласитесь, что его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь посмотрите, как наша загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.
Молод ты или стар, болен или здоров, весел или загрустил – на все случаи жизни ответит пословица. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы найдите в нём пословицы. Будьте внимательнее (слайд 8).

- Какие пословицы услышали?
Считалки.  Что же это за жанр? Для чего нужны считалки?

- Какие вы знаете считалки? (…)

Считалки используются в играх для установления очереди и выбора участников на определённую роль. Ритм в них играет основную роль: последним слогом определяется или тот, кто выходит из игры, или тот, кто остаётся, или водящий).

Аты, баты – шли солдаты,

Аты, баты – на базар.

Аты, баты – что купили?

Аты, баты – самовар.

Аты, баты – сколько стоит?

Аты, баты – три рубля.




Скороговорки. В чём их особенность? Для чего они нужны?

- Какие вы знаете скороговорки? (…)

8. Дразнилки. А вы знаете какие-нибудь дразнилки?

Дразнилка – короткое шутливое стихотворение, в котором высмеивается противник. Поводом для создания дразнилки может быть особенность внешнего облика, физический недостаток, проступок, а то и просто встреча или событие из жизни:

Федя-медя, съел медведя.

Вспомните известные вам дразнилки.

***

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.
9. И заклички. Что это за жанр? В чём его особенность? (…)

Заклички - небольшие песенки или рифмованные приговоры. Они содержат словесное обращение к силам природы, животным, насекомым и растениям, посвящённое определенному случаю или выражающее какую-либо просьбу. Заклички произносили, если нужно было вызвать желаемое действие или прекратить, отвести нежелаемое. К дождю обращаются тогда, когда он необходим для растений.


Дождик, лей,

Дождик, лей

На меня и на людей,

На папину рожь,

На мамин ячмень

Поливай весь день.
Выполнение заданий на с. 8




Подведение итогов урока, комментарий отметок.

Узнал ли ты на уроке то, что тебе пригодится в жизни?

Какие пожелания ребятам, учителю?

Комфортно ли ты чувствовал себя на этом уроке?

Что нового вынес с занятия? Хотелось бы тебе еще присутствовать на похожем уроке?

10. Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Фольклор», составить план. Дополнительное задание  составить загадку, по возможности проиллюстрировав ее.