Файл: 1. Метод и принципы гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При слиянии происходит прекращение двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, подлежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каждого из прекративших свою деятельность юридических лиц переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК).
Передаточный акт — это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК).
При осуществлении регистрации вновь созданного юридического лица регистрирующий орган исключает из государственного регистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица.
При присоединении происходит прекращение деятельности одного и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.
При разделении происходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лиц, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом.
Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК).
Вопрос 16. Прекращение Ю.Л. Реорганизация Ю.Л.
Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).
Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном порядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.
Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.
Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т.е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.
При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга.
Статья 45 Указа о государственном предприятии прямо предусматривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное.
Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:
нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;
отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;
распоряжения основными фондами в нарушение правил, установленных Указом о государственном предприятии (п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии).
Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.
Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица — это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия — по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников.
Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение.
Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах (например, ликвидация накопительного пенсионного фонда осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении).
Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях:
банкротства;
признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;
систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства;
в других случаях, предусмотренных законодательными актами
Таким образом, перечень оснований принудительной ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим.
С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд может обратиться уполномоченный государственный орган (например, антимонопольный комитет), которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства — также кредитором (п. 3 ст. 49 ГК).
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации (п. п. 1 и 2 ст. 50 ГК).
Назначаемая собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, ликвидационная комиссия принимает полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
К обязанностям ликвидационной комиссии относится публикация в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторами, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и получению задолженности от них. В этих целях ликвидационная комиссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юридического лица, в случае неудовлетворения претензий подает иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имущества ликвидируемого юридического лица. Это правило не распространяется на учреждения. Учреждения, государственные учреждения несут ответственность лишь находящимися у них в распоряжении деньгами, а при их недостаточности — ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель, а по обязательствам государственного учреждения — Правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государственные учреждения несут ответственность в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 44 ГК).
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации.