Файл: Экологическая безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Тема: Экологическая безопасность

Цель урока: узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды и научиться защищаться от их вредного воздействия.

Задачи:

Познавательные:

· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».

Развивающие:

· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.

Воспитательные:

· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.

4. Тип урока: комбинированный

5. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.

Методы: словесные (беседа, рассказ)

наглядные (презентация, раздаточный материал, слова на карточках)

Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ

6. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.

7. Оборудование и основные источники информации:

1) учебник, слова на карточках, сюжетные картинки, карточки с правилами экологической безопасности.

2) проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, толковый словарь С. И. Ожегова, «Корзина идей».

Ход урока

I. Организационный момент. Звучит музыка.

Когда ландыш майский расцветает,-

Вечность любоваться я могу.

Нас с улыбкой всех Земля встречает

Красотой ромашек на лугу.

Соловьи вновь песенку запели,

Расцвела на солнышке сирень.

Тополя, берёзы, клёны, ели


Прелестью наш украшают день.

Нет зимы и осени чудесней!

Летом - сладких ягод аромат.

А весною самой звонкой песней

Ручейки так весело звенят.

Всё любовью на Земле согрето,

Счастья исполняются мечты.

Вы заботу всю, что есть в народе,

Ей отдайте... и поклон, и честь!

Больно вы не делайте природе!

Помните, в ней сердце тоже есть!

Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые учащиеся! Итак, начинаем урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет придела

Так скорей друзья за дело!

2. Стадия «Вызов» ТЕСТ

-Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?

- Сегодня у вас будет возможность открыть новое знание, исследовать, обобщать

-Для начала повторим, что вы уже знаете по разделу «Наша безопасность». Расскажите, в каких случаях человеку грозит опасность?

-Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях.

А мы сегодня, должны открыть новые знания, – узнать – от какой ещё опасности надо защищать себя всем жителям нашей планеты.

У нас четыре группы: МЕДИКИ УЧЕНЫЕ ЭКОЛОГИ ТУРИСТЫ.

За ответы на уроке вы будете получать Экофишки, а в конце урока мы подведем итог.

ВЫПОЛННЕНИЕ ТЕСТАКАЖДЫМ УЧЕНИКОМ

II. Проверка домашнего задания.

Тест «Лесные опасности». Выбери правильные ответы и подчеркни.

1. Выбери съедобные ягоды:

а) вороний глаз; в) волчье лыко; о) шиповник;

э) черника; к) брусника; е) ландыш.

2. Укажи ядовитые грибы:

а) лисички; в) подберезовик; д) маслята;

н) мухомор; г) сыроежка; о) бледная поганка.

3. Какие насекомые жалящие?

м) Пчела; в) муха; е) шмель;

и) оса; ч) шершень; з) бабочка.

5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:

с) Футболка с длинными рукавами;

б) шорты; к) кроссовки; а) спортивные брюки;

д) купальник; я) носки; б) панамка

6.Чем опасна гроза?

е)молниевый разряд в) теплый дождь

з)сильный ветер о)сильный ливень с градом

7.Правила безопасности при общении с кошкой и собакой

п) нельзя подходить к незнакомым животным г) можно бросать в животных палки

а) нельзя подходить к животным, которые кушают д) можно дразнить животных

8.Во время грозы нельзя:

с) бегать н) прятаться под высокие деревья

о) прятаться под электропроводами д)купаться

9.Перечислите опасности для жизни человек

с)ядовитые грибы р)фрукты ь) дикие животные

а)пешеходный переход т)незнакомые растения

-Из букв правильных ответов составьте словосочетание. Сформулируйте тему урока.


«Экологическая безопасность»

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

– Как вы понимаете слово «экология»?

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания)

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.

-Что означает слово «безопасность»? (Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности - словарь Ожегова)

Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей».

Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина).

-Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока. Посоветуйтесь в группах.

3. Стадия «Осмысление»

-Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей».

Первое понятие:

1)экология

Вспомните, что такое экология?

Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.

Следующее понятие:

2) эколог

Где можно найти определение этого слова?

-Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

– Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой?

(Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».)

Целеполагание

-Сформулируйте задачи урока.( уточнить знания об окружающей среде, познакомиться с новыми понятиями, вспомнить правила поведения в природе)

– Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

– Отгадав загадки, мы узнаем, над какой проблемой начнем работать на уроке, и как человек и природа взаимосвязаны между собой.

Ты без него не сможешь жить


Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня…

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…(Воздух)

- Предлагаю изучить научные статьи и подготовить ответы на вопросы.

1 группа. МЕДИКИ .Составьте рассказ о том, как человек дышит.

Дыхание - это одна из самых важных функций организма не только человека, но и всех животных и растений на нашей планете. В процессе дыхания в наше тело поступает воздух. Но нам нужен не весь воздух, а только один из его компонентов - газ кислород. Человек, конечно же, нуждается в пище, в воде, но в кислороде он нуждается больше всего. Он - основа нашей жизни. Ведь без еды человек может прожить пару недель, без воды - около пяти суток. А вот без кислорода - всего несколько минут.

Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии

• Ежедневно взрослый человек вдыхает около 18-20 кг воздуха.

• Около 25% всего вдыхаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.

• Взрослый человек в день делает 22 тысячи вдохов-выдохов.

  • Согласно статистике, воздух в квартире в 30раз грязнее, чем на улице.

На предприятиях нужно устанавливать очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах.

2 группа ЭКОЛОГИ . Составьте рассказ о ПРИЧИНАХ загрязнения воздуха.

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.

Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.

Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

Все живые существа на Земле существуют только благодаря дыхательной смеси, которую мы называем воздухом. Все мы дышим — и люди, и животные, и рыбы, а вырабатывают кислород для дыхания растения, к которым человек порой относится так варварски, вырубая леса. В некоторых местах экологическая обстановка уже столь плоха
, что люди покупают баллоны с чистым воздухом для дыхания.

Человек может сохранять те растения, которые есть на земле и сажать новые.

3 группа ТУРИСТЫ.

Составьте Памятку «Как защититься от загрязненного воздуха».

  • Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.

  • Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.

  • Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.

  • Попроси взрослых не курить в квартире.

  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

  • Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

  • Медицинская одноразовая маска предназначена для защиты дыхательных путей от инфекций. Следовательно, применяться она может только в том случае, если речь идет о болезнях, передающихся воздушно-капельным путем

4 группа. УЧЕНЫЕ. Интересные факты о воздухе.

В 1754 г. шотландский химик Джозеф Блэк доказал, что воздух представляет собой смесь газов, а не простое вещество.

В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла в двигателях внутреннего сгорания.

Считается, что наиболее чистый воздух в Швейцарии, а наиболее грязный в Китае

В среднем человек ежедневно потребляет порядка 20 кг воздуха.

Некоторые современные гоночные автомобили в момент развития наивысшей скорости, за 1 минуту потребляют столько же воздуха, сколько 1 человек в течение недели.

Можно выпускать экологически чистые автомобили, работающие на воде или от электричества

Каждая группа готовит свое выступление. ЭКОФИШКИ

-Продолжаем работу.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!(ВОДА)

ВИДЕОФРАГМЕНТ.

-О чём этот ролик? Задайте вопрос другой группе. Дети пишут вопрос на листочке и отдают

- Предлагаю продолжить работу.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ. Сценка

Ведущий:Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).

Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?