ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Тема: Экологическая безопасность
Цель урока: узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды и научиться защищаться от их вредного воздействия.
Задачи:
Познавательные:
· Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог».
Развивающие:
· Развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;
· Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.
Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.
4. Тип урока: комбинированный
5. Приемы обучения: приемы ТРКМ (технологии развития критического мышления): корзина идей, незаконченные предложения, верные и неверные высказывания.
Методы: словесные (беседа, рассказ)
наглядные (презентация, раздаточный материал, слова на карточках)
Технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ
6. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, группах, работа с дополнительными графическими источниками информации, работа со словарем, проблемные вопросы.
7. Оборудование и основные источники информации:
1) учебник, слова на карточках, сюжетные картинки, карточки с правилами экологической безопасности.
2) проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, толковый словарь С. И. Ожегова, «Корзина идей».
Ход урока
I. Организационный момент. Звучит музыка.
Когда ландыш майский расцветает,-
Вечность любоваться я могу.
Нас с улыбкой всех Земля встречает
Красотой ромашек на лугу.
Соловьи вновь песенку запели,
Расцвела на солнышке сирень.
Тополя, берёзы, клёны, ели
Прелестью наш украшают день.
Нет зимы и осени чудесней!
Летом - сладких ягод аромат.
А весною самой звонкой песней
Ручейки так весело звенят.
Всё любовью на Земле согрето,
Счастья исполняются мечты.
Вы заботу всю, что есть в народе,
Ей отдайте... и поклон, и честь!
Больно вы не делайте природе!
Помните, в ней сердце тоже есть!
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые учащиеся! Итак, начинаем урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет придела
Так скорей друзья за дело!
2. Стадия «Вызов» ТЕСТ
-Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?
- Сегодня у вас будет возможность открыть новое знание, исследовать, обобщать
-Для начала повторим, что вы уже знаете по разделу «Наша безопасность». Расскажите, в каких случаях человеку грозит опасность?
-Думаю, вы все отлично знаете, как обезопасить себя в таких случаях.
А мы сегодня, должны открыть новые знания, – узнать – от какой ещё опасности надо защищать себя всем жителям нашей планеты.
У нас четыре группы: МЕДИКИ УЧЕНЫЕ ЭКОЛОГИ ТУРИСТЫ.
За ответы на уроке вы будете получать Экофишки, а в конце урока мы подведем итог.
ВЫПОЛННЕНИЕ ТЕСТАКАЖДЫМ УЧЕНИКОМ
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Лесные опасности». Выбери правильные ответы и подчеркни.
1. Выбери съедобные ягоды:
а) вороний глаз; в) волчье лыко; о) шиповник;
э) черника; к) брусника; е) ландыш.
2. Укажи ядовитые грибы:
а) лисички; в) подберезовик; д) маслята;
н) мухомор; г) сыроежка; о) бледная поганка.
3. Какие насекомые жалящие?
м) Пчела; в) муха; е) шмель;
и) оса; ч) шершень; з) бабочка.
5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:
с) Футболка с длинными рукавами;
б) шорты; к) кроссовки; а) спортивные брюки;
д) купальник; я) носки; б) панамка
6.Чем опасна гроза?
е)молниевый разряд в) теплый дождь
з)сильный ветер о)сильный ливень с градом
7.Правила безопасности при общении с кошкой и собакой
п) нельзя подходить к незнакомым животным г) можно бросать в животных палки
а) нельзя подходить к животным, которые кушают д) можно дразнить животных
8.Во время грозы нельзя:
с) бегать н) прятаться под высокие деревья
о) прятаться под электропроводами д)купаться
9.Перечислите опасности для жизни человек
с)ядовитые грибы р)фрукты ь) дикие животные
а)пешеходный переход т)незнакомые растения
-Из букв правильных ответов составьте словосочетание. Сформулируйте тему урока.
«Экологическая безопасность»
III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
– Как вы понимаете слово «экология»?
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания)
– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
-Что означает слово «безопасность»? (Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности - словарь Ожегова)
Прием ТРКМ «Корзина идей». На столе корзина с надписью «Корзина идей».
Рядом с корзиной расположены различные понятия (как относящиеся к теме урока, так и отвлеченные: эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина).
-Ребята, в эту корзину нужно сложить только те понятия, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока. Посоветуйтесь в группах.
3. Стадия «Осмысление»
-Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей».
Первое понятие:
1)экология
Вспомните, что такое экология?
Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.
Следующее понятие:
2) эколог
Где можно найти определение этого слова?
-Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
– Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой?
(Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».)
Целеполагание
-Сформулируйте задачи урока.( уточнить знания об окружающей среде, познакомиться с новыми понятиями, вспомнить правила поведения в природе)
– Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
– Отгадав загадки, мы узнаем, над какой проблемой начнем работать на уроке, и как человек и природа взаимосвязаны между собой.
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня…
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…(Воздух)
- Предлагаю изучить научные статьи и подготовить ответы на вопросы.
1 группа. МЕДИКИ .Составьте рассказ о том, как человек дышит.
Дыхание - это одна из самых важных функций организма не только человека, но и всех животных и растений на нашей планете. В процессе дыхания в наше тело поступает воздух. Но нам нужен не весь воздух, а только один из его компонентов - газ кислород. Человек, конечно же, нуждается в пище, в воде, но в кислороде он нуждается больше всего. Он - основа нашей жизни. Ведь без еды человек может прожить пару недель, без воды - около пяти суток. А вот без кислорода - всего несколько минут.
Кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии
• Ежедневно взрослый человек вдыхает около 18-20 кг воздуха.
• Около 25% всего вдыхаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.
• Взрослый человек в день делает 22 тысячи вдохов-выдохов.
-
Согласно статистике, воздух в квартире в 30раз грязнее, чем на улице.
На предприятиях нужно устанавливать очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах.
2 группа ЭКОЛОГИ . Составьте рассказ о ПРИЧИНАХ загрязнения воздуха.
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.
Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.
Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.
Все живые существа на Земле существуют только благодаря дыхательной смеси, которую мы называем воздухом. Все мы дышим — и люди, и животные, и рыбы, а вырабатывают кислород для дыхания растения, к которым человек порой относится так варварски, вырубая леса. В некоторых местах экологическая обстановка уже столь плоха
, что люди покупают баллоны с чистым воздухом для дыхания.
Человек может сохранять те растения, которые есть на земле и сажать новые.
3 группа ТУРИСТЫ.
Составьте Памятку «Как защититься от загрязненного воздуха».
-
Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше. -
Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем. -
Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. -
Попроси взрослых не курить в квартире. -
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. -
Охраняя растения, сбережешь чистый воздух. -
Медицинская одноразовая маска предназначена для защиты дыхательных путей от инфекций. Следовательно, применяться она может только в том случае, если речь идет о болезнях, передающихся воздушно-капельным путем
4 группа. УЧЕНЫЕ. Интересные факты о воздухе.
В 1754 г. шотландский химик Джозеф Блэк доказал, что воздух представляет собой смесь газов, а не простое вещество.
В промышленности и в быту кислород воздуха используется для сжигания топлива с целью получения тепла в двигателях внутреннего сгорания.
Считается, что наиболее чистый воздух в Швейцарии, а наиболее грязный в Китае
В среднем человек ежедневно потребляет порядка 20 кг воздуха.
Некоторые современные гоночные автомобили в момент развития наивысшей скорости, за 1 минуту потребляют столько же воздуха, сколько 1 человек в течение недели.
Можно выпускать экологически чистые автомобили, работающие на воде или от электричества
Каждая группа готовит свое выступление. ЭКОФИШКИ
-Продолжаем работу.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!(ВОДА)
ВИДЕОФРАГМЕНТ.
-О чём этот ролик? Задайте вопрос другой группе. Дети пишут вопрос на листочке и отдают
- Предлагаю продолжить работу.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ. Сценка
Ведущий:Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).
Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?