Файл: Автомобильные топлива. Способы получения автомобильных топлив при переработке нефти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Минский областной исполнительный комитет

Управления образования
Учреждение образования «Марьиногорский государственный ордена

«Знак Почета» аграрно-технический колледж имени В.Е. Лобанка».

Специальность 2-74 06 01 «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства»

РЕФЕРАТ

На тему: Автомобильные топлива. Способы получения автомобильных топлив при переработке нефти.

По дисциплине: Экспуалатационные материалы.

Исполнитель:

Руководитель:


2023г.

Содержание:

  1. Введение

  2. Способы получения автомобильных топлив при переработке нефти.

  3. Прямая перегонка нефти.

  4. Заключение.

  5. Список используемой литературы.

1.Введение.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что на сегодняшний день рост экономики и благосостояния граждан привел к росту автопарка страны, что повлекло за собой интенсивное потребление нефтепродуктов, причем нефтепродуктов высокого качества, на уровне мировых стандартов.

Как известно, самый распространённый вид топлива в России и во всем мире в целом это бензин. Реже встречается дизельное топливо. Данное топливо относится к светлым нефтепродуктам. Тем не менее, есть еще и темные нефтепродукты, не используемые в качестве автомобильного топлива, но имеющие широкое применение в народном хозяйстве - мазут, битум.

Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырье для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС).

С развитием автоиндустрии остро встала проблема производства бензина. Прямая перегонка нефти уже не могла удовлетворить потребность в бензине, не смотря на то, что добыча нефти постоянно наращивалась. Для получения автомобильного топлива возникла потребность в более современных методах переработки нефти. Таким образом рассмотрим в данной работе процесс производства бензина, произведем расчет используемого оборудования и обоснуем актуальность его применения.

2.Способы получения автомобильных топлив при переработке нефти.


Существуют два способа получения топлива из нефти - это прямая перегонка и крекинг-процессы.

Основной способ переработки нефти - ее прямая перегонка, при которой структура углеводородов не нарушается. Прямая перегонка представляет собой физический процесс разделения нефти на две фракции, очищающиеся температурой кипения.

Иначе можно сформулировать так, что перегонка - дистилляция (т. е. стекание каплями) - разделение нефти на фракции, отличающиеся по своему составу, основанное на различиях в температурах кипения ее компонентов.

Фракция - это химическая составная часть нефти с одинаковыми химическими или физическими свойствами (температурой кипения, плотностью, размерами), выделяемая при перегонке.

3.Прямая перегонка нефти.

Прямая перегонка нефти осуществляется с помощью атмосферно-вакуумной установки (рис. 1), принцип работы которой заключается в следующем.



Рис. 1Принципиальная схема атмосферно-вакуумной установки для прямой перегонки нефти:

  • 1 - трубчатая печь; 2 - теплообменники; 3 - ректификационная колонна;

  • - конденсатор; 5 - сепаратор; 6 - сборник соляра; 7 - вакуумная колонна

В результате нагрева нефти в специальной трубчатой печи 1 до температуры 330-350 °С образуется смесь паров нефти неиспарившегося жидкого остатка, поступающая в ректификационную колонну 3 с теплообменниками 2.

В ректификационной колонне (рис. 2) происходит разделение нефтяных паров на фракции, составляющие различные нефтепродукты. При этом температура кипения смежных групп получаемых фракций может отличаться всего лишь на 5-8 °С.



Рис. 2. Схема кулачковой ректификационной колонны:

  • 1 - металлические тарелки; 2 - отверстия для прохождения паров;

  • 3 - колпачки; 4 - сливные трубки; 5 - цилиндрический корпус

Тяжелые фракции нефти, поступая в колонну в жидкой фазе, уже в нижней ее части отделяются от паров и отводятся из нее в виде мазута.

В зависимости от химического состава нефти используют две схемы получения топлива (рис. 3). В первом случае в интервале температур кипения от 40 до 150 °С отбирают авиационные бензины и в интервале от 150 до 300 °С - керосин, из которого изготавливают реактивные топлива. Во втором случае в интервале температур кипения от 40 до 200 °С отбирают автомобильные бензины, а в интервале от 200 до 350 °С - дизельные топлива.





Рис. 3. Принципиальные схемы получения важнейших видов топлива для двигателей при перегонке нефти

4.Крекинг-процессы.

Мазут, оставшийся после отгона топливных фракций (60-80 % от исходной массы нефти), используют для получения масел и крекинг-бензинов.

Углеводороды с температурой кипения ниже 40 °С (попутные газы) используют в качестве добавок к некоторым бензинам и в качестве сырья для получения ряда синтетических продуктов, а также как топливо для газобаллонных автомобилей.

Продуктами прямой перегонки нефти (рис. 1) являются следующие дистилляты: бензин (40-200 °С); лигроин (110-230 °С); керосин (140-300 °С); газойль ^230-330 °С) и соляр (280-350 °С).

Средний выход бензиновых фракций, зависящий от свойств добываемой нефти, колеблется от 15 до 25 %. На долю остальных топлив приходится 20-30 %.

Лигроин, имеющий несколько большую плотность, чем бензин (тяжелый бензин), используется как дизельное топливо и в качестве сырья для получения высокооктановых бензинов.

Газойль, являющийся промежуточным продуктом между керосином и маслами, используется как топливо для дизелей, а также является сырьем каталитического крекинга.

В связи с повышением спроса на бензин возникает необходимость увеличения его производства. Для этого существуют, кроме прямой перегонки, еще деструктивные методы переработки нефти на топливо, получившие название крекинг-процессов, которые обеспечивают расщепление высокомолекулярных фракций на фракции с меньшей молекулярной массой. Использование этого метода позволяет увеличить выход бензина до 60 %.

Таким образом, крекинг-процесс переработки нефтяных фракций основан на расщеплении (разложении) молекул сложных углеводородов в условиях высоких температур и давлений.

Крекинг-процесс, протекающий под действием теплоты, называется термическим крекингом, а под действием теплоты в присутствии катализатора - каталитическим.

Но кроме термического и каталитического крекингов, существуют еще гидрокрекинг и каталитический риформинг.

Термический крекинг используют для получения бензина из мазута, керосина и дизельного топлива.


Например, при нагревании до 500-550 °С под давлением 5 МПа углеводородный цетан, входящий в состав керосина и дизельного топлива, разлагается соответственно на нормальный октан и нормальный октен, которые являются составляющими бензина:



Бензин, получаемый термическим крекингом, имеет невысокие октановые числа (66-74) и при этом в нем большое содержание непредельных углеводородов (до 30-40 %). То есть он обладает недостаточной химической стабильностью, и его используют в основном только в качестве компонента при получение товарных бензинов.

Новые установки для термического крекинга в настоящее время не выпускают, так как получаемые с их помощью бензины при хранении окисляются с образованием смол и в них необходимо вводить ингибиторы (специальные присадки), снижающие температуру осмолением.

Крекинг-бензины и по качеству значительно уступают бензинам, полученным после прямой перегонки, так как в состав крекинг- бензинов входит большое количество непредельных углеводородов (олефинов), в то время как в бензинах прямой перегонки их почти нет.

Ввиду того что непредельные углеводороды склонны к реакциям окисления, крекинг-бензины весьма нестойки при хранении. Для повышения стабильности в них добавляют антиокислители, называемые стабилизаторами. Это нафтол, фенольные фракции древесной смолы (240-310 °С), добавляемые в бензин в качестве сотых или тысячных долей процента.

Если крекинг-процесс осуществляется при давлении от 2 до 5 МПа и температуре 480-500 °С, то он называется жидкофазным крекингом, а при давлении от 0,2 до 0,6 МПа и температуре 520-550 °С и выше - парофазным.

Каталитический крекинг по сравнению с термическим - более совершенный технологический процесс, и качество получаемых бензинов более высокое. Поэтому под названием каталитический крекинг понимают процесс получения бензина, основанный на расщеплении углеводородов и изменении их структуры под действием высокой температуры и катализатора, в качестве которого служат алюмосиликаты и другие вещества.

При каталитическом крекинге с однократным пропусканием сырья через установку выход автомобильных бензинов составляет около 50 %, фракций дизельного топлива - 40 % и газа до 15 % (рис. 4).




Рис. 4. Принципиальная схема каталитического крекинга: 1 - печь для нагрева сырья; 2 - испаритель; 3 - бункер с катализатором; 4 - реактор;

5 - регенератор; 6 - ректификационная колонна; 7 - газосепаратор

В качестве сырья при каталитическом крекинге используют га- зойлевую и соляровую фракции, получаемые при прямой перегонке нефти, которые нагревают до температуры 400-525 °С под давлением 0,15 МПа в присутствии алюмосиликатов катализатора, ускоряющего процесс расщепления молекул сырья и превращающего продукты распада в изопарафиновые и ароматические углеводороды. При этом количество олефинов снижается до 9-10 %, а октановые числа получаемых бензинов, измеренные по моторному методу, равны 78-85. Продукты каталитического крекинга являются обязательными компонентами при производстве бензинов марок А-72 и А-76.

Гидрокрекинг также является процессом переработки нефтепродуктов, который сочетает в себе крекирование и гидрирование сырья (газолей, нефтяных остатков и др.). Такой процесс проводится под давлением водорода 15-20 МПа при температуре 370-450 °С в присутствии алюмокобальтомолибденового и алюмоникельмолибдено- вого катализаторов. Октановые числа бензиновых фракций, получаемых в результате гидрокрекинга, равны 85-88 (по исследовательскому методу измерения). Гидрокрекинг повышает также выход светлых нефтепродуктов, т. е. бензина, дизельного и реактивного топлива.

К разновидностям крекинг-процесса относят каталитический риформинг, применяемый для улучшения качества нефтепродуктов путем понижения молекулярной массы углеводородов.

В качестве сырья для каталитического риформинга обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефти, выкипающей уже при 85-180 °С. Проводят риформинг в среде водородосодержащего газа (70-90 % водорода) при температуре 480-540 °С и давлении 2^1 МПа в присутствии молибденового или платинового катализатора.

Если при проведении риформинга используется молибденовый катализатор, то его называют гидроформинг. Процесс протекает при высокой ароматизации углеводородов, и бензины получаются высокого качества.

Если используется платиновый катализатор, то процесс называется платформинг. Это более простой и безопасный процесс. В настоящее время применяется значительно чаще.

Кроме этого, к разновидностям крекинг-процесса относятся: